Давайте вспомним, как выглядит традиционное родительское собрание в школе. За партами сидят исключительно уставшие матери, которые после окончания рабочего дня успели забежать в магазин и аптеку, решить ряд бытовых проблем, поэтому многие на назначенную учителем встречу опаздывают. Кто-то, не дождавшись окончания мероприятия, извиняется: надо бежать домой, ведь малыш остался с отцом, а тот вряд ли с ним справится. Или нужно зайти на собрание к еще одному своему ребенку, который проходит параллельно... А вот появление отца в школе — это настоящий подвиг!
Эпизодический контроль
— Мужского влияния в учебных заведениях сегодня катастрофически не хватает. Во-первых, педагогов-мужчин там можно пересчитать по пальцам, — рассуждает член правления столичного общественного объединения «Совет отцов», журналист и блогер Анатолий ШИРВЕЛЬ. — Во-вторых, вовлеченность родителей в школьную жизнь своего ребенка остается очень низкой. Вспомните: часто ли мужчины возглавляют родительские комитеты или хоть входят в них? И легко ли их привлечь к внеклассным мероприятиям с детьми?
На республиканской научно-практической конференции «Мужчины в образовании» перспективы взаимодействия родителей со школой стали отдельной темой для дискуссии. Надо заметить, что Анатолий Ширвель вместе с женой воспитывает шестеро детей — старшим двойняшкам уже 17 лет: дочь заканчивает школу, а сын обучается в полиграфическом колледже. Также в семье есть сын-девятиклассник, девятилетняя девочка и еще двое детей пойдут в первый класс в этом году.
— У меня восемь родительских чатов, поэтому, поверьте, я очень хорошо знаю всю проблематику изнутри, — улыбается собеседник. — Подавляющее число мужчин свою роль в семье воспринимают как роль кормильца, и их участие в воспитании зачастую ограничивается эпизодическим контролем над детьми, редкими беседами с ними, отдельными поручениями и нравоучениями. Мужчины в гораздо меньшей степени, чем матери, находятся в курсе школьных дел своего ребенка. Наше общественное объединение провело опрос 254 родителей, воспитывающих детей в возрасте от 7 до 18 лет, чтобы выяснить реальную картину вовлеченности пап и мам в школьную жизнь.
83 процента опрошенных сообщили, что они не видят смысла в родительских собраниях. Только 39 процентов приходят на них добровольно, а 61 процент считает, что родителей заставляют ходить туда, объясняя это административным давлением. 48 процентов родителей идут в школу, чтобы получить информацию о своем ребенке и задать интересующие их вопросы, но 91 процент опрошенных констатируют, что не слышат там ничего существенно нового и интересного для себя.
На вопрос «Как вы думаете, в вопросах взаимодействия с родителями в чем заинтересована школа?» ответы распределились следующим образом. «Школы заинтересованы в финансах» — так ответили 78 процентов опрошенных, «...в сдаче макулатуры» — 41 процент, «...в другой материальной помощи» — 30 процентов, «их волнуют вопросы, связанные с плохим поведением и успеваемостью детей» — 16 процентов.
А чего ждут родители от взаимодействия со школой? «Что у ребенка будет хорошая успеваемость» — 81 процент, «помощи в профессиональной ориентации детей» — 44 процента, «помощи по воспитанию детей, в том числе информирования о методах воспитания» — 42 процента, «занятости детей в школе, пока родители работают» — 38 процентов. Но совпадают ли их ожидания с тем, что дает школа или что она хотела бы дать?
Отец-невидимка
Между прочим, индекс вовлеченности отца в жизнь детей составляет в нашей стране всего 4 процента. Именно такое количество времени в течение дня среднестатистический белорусский папа посвящает своей роли: это могут быть совместные занятия спортом, чтение, прием пищи, купание малыша, помощь в выполнении домашнего задания и так далее — проще говоря, время, проведенное вместе, и предполагаемая доступность отца для ребенка. Фактически дети растут в атмосфере «социальной безотцовщины», когда папа отсутствует в их жизни, несмотря на свое физическое присутствие в доме.
— Из всех малышей этот, кажется, похож на моего. Нужно поинтересоваться: как у него дела? Примерно так выглядит участие наших мужчин в воспитании детей, — шутит Анатолий Ширвель. — В ответ на вопрос «Что ты делаешь с друзьями?» слышишь: «Мы гуляем...» Но за этими словами может скрываться все что угодно, поэтому я стараюсь максимально вникать в жизнь своих детей, разговаривать с ними, знаю имена и телефоны их друзей, чем они занимаются. Хотя уверен, что далеко не обо всем я и знаю.
Подрастающее поколение формируется под воздействием самых разных факторов — социальных сетей, массмедиа, поп-культуры, а влияние школы и семьи на подростков постоянно уменьшается. Во всем мире сегодня констатируют кризис доверия к школе. К тому же наблюдается ярко выраженная тенденция, когда родители стараются переложить ответственность за воспитание на педагогов — «сдают» туда своих детей, как в камеру хранения.
По результатам опроса, проведенного общественным объединением «Совет отцов», только 11 процентов мам и пап имеют полное представление о школьной жизни своих детей. 46 процентов заявили, что держат руку на пульсе успеваемости, 32 процента отслеживают их поведение. 18 процентов утверждают, что они в курсе отношений сына или дочери с ровесниками, но более 50 процентов опрошенных констатировали, что они не знают о вредных привычках своих детей, их отношениях с друзьями и романтических отношениях. Наибольший уровень осведомленности и заинтересованности в успешной социализации ребенка продемонстрировали родители, вовлеченные во взаимодействие со школой, — члены родительских комитетов и родители-активисты.
Мужское влияние
Кстати, многие зарубежные исследования давно доказали большое влияние мужского воспитания на физическое, психическое и умственное развитие детей. Малыши, в уходе которых участвуют папы, в шестимесячном возрасте обладают большей когнитивной компетенцией и имеют высший балл по шкалам развития. Разговор с отцом, в отличие от разговора с матерью, характеризуется большим количеством заданных вопросов, что требует от ребенка коммуникативных навыков, подталкивает больше разговаривать, использовать разнообразный словарный запас и составлять развернутые высказывания.
Дети заинтересованных родителей выделяются лучшей успеваемостью и усердием в школе, имеют более развитые речевые навыки, чувствуют важность образования и придают большее значение учебе. Степень участия папы в жизни ребенка до достижения им семилетнего возраста предопределяет уровень его образованности в 20 лет. Даже простое присутствие отца при работе над домашним заданием повышает успеваемость школьника на 20 процентов.
Дети, чьи папы участвовали в их уходе, больше к ним привязаны, лучше справляются с неожиданными ситуациями, более устойчивы к стрессам, уверенны и стабильны, они любопытны и стремятся изучать окружающий мир, более находчивы и умелы. Отцу легче отпустить ситуацию, пойти на риск, гулять, не задумываясь о чистых штанах, плохой погоде и пораженных взглядах окружающих.
Участие отца в воспитании положительно сказывается на эмоциональном состоянии и снижает риск развития депрессии. Такие дети лучше управляют своими эмоциями и импульсами, демонстрируют больший самоконтроль, инициативу, лидерские навыки, сконцентрированность на достижении цели и способны сами себя мотивировать.
Молодые люди, чьи родители были вовлечены в их жизнь в подростковом возрасте, выделяются высокой самооценкой, личной и социальной адаптацией, они с большей вероятностью достигнут успеха в профессиональной карьере и сохранят свое психическое здоровье. Дети вовлеченных пап чаще имеют хорошие взаимоотношения с ровесниками, они популярны и любимы в своей среде, их контакты со сверстниками характеризуются меньшим количеством негатива, агрессии, конфликтов, большей взаимностью, позитивными дружескими отношениями.
Участие отца защищает детей от рискованного поведения, ведущего к правонарушениям и потреблению подростками психоактивных веществ. Дети бессознательно копируют именно своих пап. Те своим поведением, а не нотациями воспитывают настоящих мужчин: честных, ответственных, надежных. А девочки, выросшие с заботливым отцом, будут точно знать, чего хотят от жизни, и обязательно будут счастливы в браке.
Самым сильным фактором, влияющим на высокий уровень эмпатии в отношениях между детьми и взрослыми, является вовлеченность отца в жизнь сына или дочери в детском возрасте. Именно отец ответственен за формирование у них нравственных ценностей.
Минимум и максимум
— Педагоги знают, что если с родителями ученика будет налажено взаимодействие, это серьезно скажется на его поведении и успеваемости, однако на родительские собрания, личные встречи и консультации приходят преимущественно мамочке. Есть мнение, что с женщинами взаимодействовать проще, но в этом случае учителя идут путем наименьшего сопротивления. Пап обязательно нужно вовлекать в школьную жизнь. Да, их труднее дозваться, труднее до них достучаться и найти с ними общий язык, однако если это получится, то эффект будет намного сильнее, — уверяет многодетный отец Анатолий Ширвель. — Мужчинам порой проще отстаивать права ребенка и не переходить границу. Например, выслушать замечания учителей на родительском собрании и убедить их относиться к ребенку как к личности. Опыт работы нашей организации показывает, что пример пап, вовлеченных в организацию экскурсий, походов, спортивных и волонтерских мероприятий, очень важен для детей как в социальном плане, так и в плане общечеловеческих отношений.
Члены общественного объединения «Совет отцов» разработали стратегию «О4». Это как твердая формула кислорода: она включает в себя «осмысленное, осознанное, ответственное отцовство».
«Совет отцов» и социально-просветительское учреждение «Отцовство» предлагают несколько программ, направленных на улучшение взаимодействия семьи и школы. Во-первых, это тренинги по обучению социальных педагогов, классных руководителей и директоров учреждений образования новейшим методикам проведения родительских собраний (замечено, что после таких мероприятий родители повышают свою активность на 25 процентов).
Второе направление — создание клубов или советов отцов во всех школах столицы, а потом и всей страны и активное участие последних в общественной жизни школы, микрорайона и двора.
Сейчас тестируется курс
«50 жизненно важных привычек отца», рассчитанный на 56 встреч групп заинтересованных пап. Многие родители говорят, что не знают о том, каким образом на детей влияет их присутствие или отсутствие. Но это незнание никак не меняет того факта, что ребенок вырастает без должного мужского влияния. Одна из задач-помочь папам увидеть, узнать, осознать необходимость как минимум присутствия рядом с ребенком, а как максимум — активного и сознательного влияния на формирование его личности.
К тому же СПУ «Отцовство» организует много семинаров: «Миру нужен отец», «Три кита воспитания», «Детская психология», «Подари ребенку отца», «Презерватив на голову», «Школа женихов», «Цифровой кокаин» и другие.
По итогам работы конференции было принято решение о создании мужского педагогического клуба «Учитель», главным направлением деятельности которого станет повышение статуса педагогов-мужчин.
Также в планах — внедрить программы по отцовству в высших учебных заведениях (сначала в качестве факультатива) и разработать курс полового воспитания в семье.
— Сексуальные вопросы всегда относились в нашем обществе к закрытой проблематике, публичное их обсуждение не соответствует нашему культурному коду, — подчеркивает Анатолий Ширвель. — Поэтому их нужно обсуждать в семье, в личных беседах с родителями, но те должны быть подготовлены к подобным разговорам со своими детьми. Поэтому мы считаем целесообразным, чтобы был разработан соответствующий курс, а учреждения образования и другие общественные объединения будут выполнять роль учебных центров для родителей, то есть учить их, как тактично донести до детей подобные вопросы.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото из открытых источников
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/roditeli
[4] https://zviazda.by/ru/tags/papa
[5] https://zviazda.by/ru/tags/deti
[6] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovanie
[7] https://zviazda.by/ru/tags/vospitanie
[8] https://zviazda.by/ru/tags/shkola