Приживутся ли цифровые технологии в транспортной отрасли? Насколько безопасно регистрировать свои платежные карточки в мобильных системах? Исчезнут ли таксометры из автомобилей, перевозящих пассажиров? Эти вопросы обсуждали депутаты и представители министерств на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, посвященном доработке проекта закона "О внесении дополнений и изменений в Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".
- Рабочая группа по законопроекту рассмотрела вопрос применения цифровых технологий в транспортной отрасли, в частности, в организации перевозок автомобилями такси, - рассказывает Андрей Рыбаков, председатель указанной Постоянной комиссии. - Сегодня бизнес уже широко предлагает эти технологии, как правило, это мобильные программы, позволяющие не только заказать услугу, но и рассчитать предварительный счет, идентифицировать перевозчика, транспортное средство, оценить качество услуг и даже при использовании самых продвинутых технологий безналично оплатить. К сожалению, эти технологии не находят достаточного отражения в законодательстве. Все это приводит к определенным спорных моментов.
К последним можно отнести невозможность защитить интересы пассажира, вопросы безопасности перевозки, а также безопасности тех сведений, которые передаются перевозчику, - в том числе и персональные данные платежной карточки.
- Уже сегодня те мобильные программы, например, что используют Ubеr и другие компании, учитывают соответствующие возможности. Но есть болезненные вопросы. Во-первых, перевозчики, которые используют программы, уже фактически позиционируют себя как немного другой вид перевозок. Сегодня мы не должны подходить к этим перевозчиков как к каким-то людям, что подрабатывают, то есть не можем возвращаться в 90-е годы, когда человек зарабатывает таким образом после работы. Поэтому первый вопрос, который должен найти отражение в законодательстве: все требования, которые существуют сегодня к автомобилям такси, должны касаться и этих перевозчиков тоже.
Вопрос есть и в том, что если все-таки Ubеr является хорошей мобильной программой, которая в том числе позволяет и провести безналичную оплату, то необходимы ли тогда таксометры и кассовые суммирующие аппараты?
- Видимо, нужно уже двигаться дальше. Если это мобильная программа зарегистрирована в Министерстве связи, то возможно отказаться от таксометра. Хотя это достаточно сложный шаг. Третий вопрос, который я бы обозначил как один из ключевых - это вопрос об использовании платежных карточек. Используя вышеназванную мобильную программу, вы зарегистрировали свою платежную карточку. Есть практика, когда тот же Ubеr даже является резидентом Республики Беларусь. И вот информация о вашей платежной карточке поступила в эту систему ...
В целом в законе, по словам председателя Постоянной комиссии, необходимо прописать понятие электронных информационных систем с возможностью оплаты, регламентировать, как каждый участник рынка может ими пользоваться, какая степень ответственности и прав на каждом этапе. Отработав такие моменты, можно действительно прийти к тому, что соответствующие услуги будут более широко представлены на рынке, а их качество вырастет. Повысится и безопасность перевозок.
Надежда ЮШКЕВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-yushkevich
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] mailto:yushkevich@zviazda.by
[4] https://zviazda.by/ru/tags/taksi-0
[5] https://zviazda.by/ru/tags/avtomobil
[6] https://zviazda.by/ru/tags/tehnologii
[7] https://zviazda.by/ru/tags/transport
[8] https://zviazda.by/ru/tags/platezhnye-kartochki