Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель председателя правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня главой государства, передает БелТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, — содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция — не более 7%
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5%, хотя в 2025 году она сложится несколько выше — около 7%. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2% инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7%», — сказал Андрей Картун.Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70-80% инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу — удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5%», — сказал Андрей Картун.Золотовалютные резервы — не менее $9,2 млрд
Заместитель председателя правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», — пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, — валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги — больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», — пояснил Андрей Картун.