На днях Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD) обратилась к правительству с требованием урегулировать кризис на границе с Беларусью, пишет БелТА со ссылкой на польское издание WNP.
Перевозчики несут финансовые потери
В обращении указано, что после тринадцатидневного закрытия Варшавой границы (напомним, польская сторона в одностороннем порядке приняла решение о закрытии границы в связи с проведением белорусско-российских учений «Запад-2025») польские перевозчики оказались «в крайне сложной оперативной, финансовой и гуманитарной ситуации».
— Решение о закрытии границы было объявлено всего за два дня до его вступления в силу, без предварительного анализа экономических последствий и консультаций с представителями международной транспортной отрасли. В результате сотни польских грузовиков оказались на белорусской стороне, не имея возможности вернуться домой, — говорится в обращении.
После открытия пограничного перехода в «Козловичах» (с польской стороны — «Кукурыки») скопилась огромная очередь из более чем 3 тысяч фур, которые более восьми суток вынуждены простаивать в очереди на выезд из Беларуси в Польшу.
В организации призвали правительство Польши немедленно перевести в пункт пропуска «Кукурыки» с польской стороны дополнительных сотрудников, так как в настоящее время это единственный пункт пропуска, обслуживающий грузовые автомобильные перевозки между Польшей и Беларусью. Также разработать «решения для перенаправления части грузоперевозок на другие пункты пересечения границы» для восстановления нормального потока грузов.
— Эта ситуация угрожает не только текучести международных перевозок, но и безопасности людей и позициям польских компаний на восточных рынках. Из-за простоя и невозможности выполнить контракты польские перевозчики уязвимы к утрате заказов, которые могут взять на себя компании из других стран, — говорится в обращении.
Вопрос экономики и человеческого достоинства
Польское издание Gazeta Prawna отмечает, что ожидание таможенного оформления растягивается до 10 дней.
— Для перевозчиков каждый день простоя грузовика оборачивается убытком в размере 350 евро, — заявил глава Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (ZMPD) Ян Бучек. Длинная очередь из грузовиков тянется к границе, но парковочных мест не хватает. По словам, сложившаяся ситуация также «создает гуманитарные проблемы».
Издание отмечает, что очередь грузовиков, ожидающих въезда в Польшу, уже насчитывает почти 4 тысячи транспортных средств и продолжает расти.
— Это не просто транспортная проблема — это вопрос экономики и человеческого достоинства. Правительство должно действовать немедленно, — убежден Ян Бучек.
ZMPD также предложила срочно создать межведомственную кризисную группу с участием представителей правительства, Краевой администрации казначейства и отраслевых организаций, чтобы найти действенные решения и вернуть нормальное функционирование границы.
В Государственном таможенном комитете Беларуси отмечали, что работа польских контролирующих служб становится лишь хуже. Объемы приема польской стороной снижаются на протяжении всего времени после решения Польши снова возобновить работу на польско-белорусской границе.
— Объемы приема снижаются на протяжении всего времени после решения Польши снова возобновить работу на польско-белорусской границе. Так, еще 25 сентября польские службы оформили 680 транспортных средств, спустя две недели — почти в два раза меньше, — отметили на днях в ведомстве.
Люди живут в фурах
Водители большегрузов около недели стоят в очередях на белорусско-польской границе. Об этом сообщили в эфире телеканала «Беларусь 1».
Один из водителей грузовика рассказал, что выезда ожидает с 7 октября.
— Сейчас поляки принимают 400 машин, но принимали по 600 машин в сутки (до закрытия границы. — Прим.ред.), — отметил мужчина.
Еще один белорусский водитель тоже ждет выезда уже больше семи суток.
— В Брестском районе живу, и мне чуть полегче. Чем занимаются ребята, особенно поляки, кто приезжает сюда, вообще непонятно. Знакомый живет все это время в кабине фуры. В политику я вникать не хочу, тут у каждого свои взгляды, но как-то договариваться надо, — уверен он.
Некоторые поляки все эти дни остаются переждать в Беларуси, а кто-то решается уехать домой через пункт пропуска «Брест» на легковом авто. Когда же подходит электронная очередь большегруза, приходится снова возвращаться.
Польский водитель поделился с журналистами, что оформление на белорусской стороне проходит быстро.
— Наши задерживают. Я только выгружаю и еду назад, и то надо в очереди ждать. Я машину оставляю на парковке и домой еду легковушкой, — рассказал он.
— Перевозчики стоят, ожидают. Польская таможня работает легкими темпами. Вроде бы все сидят на местах, работают, но движения никакого. За все годы, что я работаю, такого не видел. Для чего своих же, так скажем, перевозчиков наказывают рублем? — не понимает один из водителей в очереди.
— К нам (в Беларусь. — прим.ред.) мы заезжаем быстро. А в сторону Польши — нет. Хотелось бы, чтобы поляки лучше работали, поживее, — выразил желание водитель фуры.
Начальник таможенного поста «Козловичи» Иван Демичев отметил, что объемы приема грузовых транспортных средств польской стороной остаются на низком уровне на протяжении всего времени после решения Польши снова возобновить работу на польско-белорусской границе.
— В среднем контролирующие органы сопредельной стороны работают на 25-30% от имеющихся возможностей. Тем временем очередь грузовых транспортных средств на выезд из Беларуси с каждым днем увеличивается, — добавил он.