Даже не знала, что у нас в Беларуси столько стильных представительниц прекрасного пола. И речь не про показы на подиуме. Среди посетительниц Международной выставки-ярмарки по оптовой продаже товаров легкой промышленности в этом году концентрация стиля просто зашкаливала.
Честно говоря, и позавидовала «белой завистью» (это ж надо так тонко чувствовать тренды: хоть сейчас проси позировать для модного журнала и ту, и эту, и вон ту), и возгордилась нашими соотечественницами. Впрочем, удивляться нечему: форум собрал в Минском международном выставочном центре людей, для которых мода и стиль — профессия (ну, или, по крайней мере, сфера интереса и изучения): модельеров и дизайнеров, представителей ведущих брендов и студентов творческих вузов, которые будут развивать эти бренды в дальнейшем.
- 49-я Международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой промышленности «BTI-2025» во многом непохожа на предыдущие. Впервые она проходила в инновационном здании ММВЦ. И «на новом месте» это — обновленный проект с широкой галереей новых коллекций, насыщенным деловым контентом и стремлением взглянуть свежим взглядом на мировые тенденции и собственный путь развития в секторе производства модной одежды, обуви и аксессуаров. О том, что выставка в этом году особая, говорила, открывая форум, председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина:
— Постарались отразить две темы, — подчеркнула она: — То, что сохраняем традиции, бережем культурное наследие, и то, как внедряем современные технологии, используем новые ткани. Легкая промышленность Беларуси четко понимает свое место в этом высококонкурентном мире.
Кстати, о конкуренции, которая в сфере легкой промышленности всегда, а сегодня — как никогда высока. Свою продукцию на ВТІ, помимо белорусских предприятий, презентовали производители из России, Китая, Узбекистана — всего более 70 экспонентов. И привезли они на выставку, понятно, лучшее. Так что придирчивому и взыскательному современному моднику было из чего выбирать и с чем сравнивать. Впрочем, девиз выставки в этом году — «Диалог бизнеса и моды»: форум прошел не в контексте жесткой конкуренции, а под знаком сотрудничества и коллаборации. Потому и открыл форум показ коллекции «Луч солнца золотого», совместная работа белорусского «Центра моды» и российского бренда «Торжокские золотошвеи». В числе других флагманских проектов была коллекция концерна «МАЗ-СПОРТавто: экипировка нового уровня», мерч для финалисток конкурса красоты «Мисс Беларусь-2025», Family Look от белорусских производителей. Впервые кейс-сессия белорусских брендов прошла в формате нон-стоп-презентации.
Быть первыми
В своей приветственной речи министр промышленности Беларуси Андрей Кузнецов назвал белорусскую легкую промышленность одним из брендов страны. Знаменитые белорусские бренды в Беларуси (да и в странах СНГ) перечислит любой — «Элема», «Камволь», «Милавица», «Коминтерн», «Калинка», «Купалинка», «Славянка»... Но оставаться брендом при таком изобилии предложений производителям, понятно, непросто. Что для этого нужно?
— Быть первыми, — отмечает представитель ОАО «Коминтерн», специалист по продажам Виктория Коршанкова. — Следить за тенденциями, инновациями и, конечно, за качеством ткани и изделий. Это огромный объем работы, которая состоит из многих компонентов.
Белорусский покупатель сегодня научился ценить качество, подчеркивает она. Этот фактор играет решающую роль.
— Прежде «Коминтерн» отшивал только мужские коллекции. Сегодня у нас есть и женская линейка — она молодая, но уже востребована.
Что же актуально сегодня в женской моде? На пике популярности — пиджаки и жакеты. Актуальны темные тона — коричневая гамма, синий и один из трендовых цветов сезона, бургунди, поясняет специалист. В тренде «французские» жакеты в стиле Шанель — в новой коллекции бренда они есть. Вещи из эко-кожи. Узкая клетка, которая очень стройнит.
- Одно из ноу-хау бренда — мини-капсулы: платье, юбка, жилет, жакет и брюки плюс несколько блузок — все вещи идеально дополняют друг друга. То есть вопрос «Что надеть завтра?» решен, и при этом каждый день можно создавать новый образ. Несколько таких капсул в гардеробе — и вечная тема «Шкаф не закрывается, а надеть нечего» (если говорить об офисном стиле) теряет актуальность.
— Наше предложение понравилось: многие покупают именно капсулу целиком, — подчеркивает Виктория.Хотя «Коминтерн» — это по-прежнему в первую очередь мужская мода. И современные белорусские мужчины — модники, добавляет она. Среди новинок «Коминтерна» — линия костюмов, где брюки благодаря крою и широкому поясу моделируют мужскую фигуру: визуально подтягивают ее, приближая к идеалу.
Стратегия успеха — инновации
- «Милавица» делает акцент на инновации, рассказала маркетолог СП ЗАО «Милавица» Наталья Миганович.
— Пример — коллекция «Аура нежности». В тончайшее кружево вплетены микропайетки. Прежде такая технология была недоступна: когда игла «наступала» на пайетку, она ломалась. Сегодня наши азиатские партнеры разработали уникальную технологию, и мы с гордостью представляем нашим прекрасным женщинам очень тактильное, нежное кружево с мельчайшими пайетками: белье выглядит изысканно и очень комфортно к телу. Еще одна инновация — фэшн-коллекция «Гламурный шик»: в рисунок вышивки вкладывается фольгированное полотно, и мы получаем голографический эффект.
Находятся, к слову, инновационные линейки в среднем ценовом сегменте. Показала «Милавица» посетителям ВТІ также и бюджетные, и премиальные коллекции (из натурального шелка с австрийским кружевом). Но какой бы ценовой сегмент не выбрала покупательница, ее бренд видит как уверенную в себе женщину, которая с гордостью несет свою женскую суть.
Фактура, форма, цвет
Если говорить об аксессуарах, вкусы белорусок схожи с выбором европейских модниц, рассказала начальник отдела рекламы и продвижения ОАО «Галантея» Анна Шестак. Белорусский бренд знают не только по всему СНГ: сумки от дизайнеров «Галантеи» регулярно отправляются покупательницам в Израиль и Западную Европу.
— В этом сезоне особый акцент — материалам, формам и цветовой гамме. Представили велюровую коллекцию: в винных, шоколадных, серо-коричневых, оливковых тонах. В линейке также велюры с фактурами: под питона, с анималистичными принтами.
Ноу-хау бренда — «мохнатые» велюры. Такие «хулиганские» сумки добавляют образу модной гранжевости, создают расслабленный и продуманно-небрежный образ.
— А еще «мохнатый» велюр очень приятен тактильно, — говорит собеседница. — То, что нужно в осенний депрессивный период: погладишь пальцами такую сумку, и, глядишь, настроение улучшается.
Что касается вечерней коллекции сумок, то сегодня это не только клатчи, отмечает она. Вечерние сумки становятся вместительными, а праздничная «направленность» поддерживается за счет элементов декора и акцентной фурнитуры.
Мода как язык эпохи
Особое внимание в этом году на ВТІ было уделено белорусским брендам, которые ранее потребитель мог оценить только в тренд-парках или онлайн. Их коллекции можно было увидеть «вживую» и даже примерять. Некоторые дизайнеры работали в формате шоу-рума, большинство — в рамках показов на подиуме. Направления коллекций были самыми разными: от совершенно «носибельных» образов до формата «Мода как вид современного искусства».
— Привезла на выставку свою коллекцию «Савицкие мадонны», — рассказала руководитель Театра моды «Новый взгляд» Минского государственного колледжа легкой промышленности и комплексной логистики Светлана Ивашина.
Коллекция с вышивкой в технике алмазной мозаики приурочена к 80-летию Великой Победы, пояснила известный дизайнер.

— Это образ Победы в моем личном «прочтении». Посвящена коллекция Михаилу Андреевичу Савицкому, его творческому и жизненному пути. Мне хотелось рассказать о нем людям — в первую очередь молодым, некоторые из которых вообще «не в теме». На моих изделиях — женские портреты с полотен Савицкого. Именно женским образам в его творчестве искусствоведы уделяют мало внимания, а между тем, они достойны научных работ. Так что это мое посвящение женщинам Победы — тем, кто сражался с фашизмом и восстанавливал страну.Остается добавить, что молодежь, взаимодействие с ней — с будущими профессионалами моды, от дизайнеров до швей — было одним из приоритетов нынешней выставки ВТІ. Для школьников и студентов организовывались встречи с дизайнерами и мастерами, диалоговые площадки. Ведь мода и стиль — это не только про то, «чем пополнить гардероб в этом сезоне». Как отметила на своей лекции в рамках деловой программы форума представитель Белорусского союза дизайнеров Татьяна Федосова, мода в ее культурологическом смысле — это особый язык. Язык, на котором говорит эпоха.



