В этом году в середине января соответствующим постановлением Совмина был утвержден комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы. В частности, в документе говорится, что для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет предусмотрена замена льготного кредитования жилищного строительства кредитованием на рыночных условиях с адресной государственной поддержкой таких лиц за счет бюджетных средств. Постановление уточняет, что переход к новому принципу финансирования жилищного строительства для "очередников" будет реализован в течение года.
Каким образом будет работать новая система господдержки, а также о планах специалистов по строительству жилья в нашей стране на ближайшую перспективу корреспонденту «Звязды» рассказал начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.
— Сразу попробуем суммировать, сколько в стране было построено жилья в прошлом году и на какие объемы специалисты министерства рассчитывают в этом году?
— В прошлом году в Беларуси было построено 4 млн 286 тысяч квадратных метров жилья, — это на 7,1% больше годового плана. Задание по жилью с государственной поддержкой было перевыполнено на целых 18% (возведено 991,3 тысячи квадратных метров жилья).
Это — о плюсах. А вот о перспективах по текущему году фигурировать будут минусы. В связи с уменьшением общих объемов господдержки строительство жилья в этом году запланировано со снижением к показателям 2016-го. Если в прошлом году план был 4 млн квадратных метров, то в этом году запланировано только 3,5 млн "квадратов". Еще более существенно подкорректировали план строительства жилья с поддержкой государства. Так, если в прошлом году план по строительству подобного жилья был на уровне 840 тысяч квадратных метров, а возведено почти миллион "квадратов", то в этом году финансирование со стороны государства рассчитано на 375 тысяч квадратных метров. Получается, что для льготников с господдержкой будет построено жилья примерно в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году.
— А как будет решаться проблема обеспечения жильем многодетных семей?
— Именно определенным ориентиром в этом году станет сосредоточение усилий для сокращения очереди среди многодетных семей. Так случилось, что в ряде случаев они в течение года после постановки на учет не имели возможности получать господдержку — не хватало денег. Дело в том, что у нас примерно 26 тысяч многодетных семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из них около 6,5 тысячи семей находятся на этом учете более 3 лет.
Поэтому запланировано построить 4,3 тысячи квартир для многодетных семей, или 260 тысяч квадратных метров жилья с господдержкой. Более того, замечу, что они будут строить себе жилье на прежних условиях, которые прописаны в Указе главы государства №13.
— Сейчас правительство пытается изыскать дополнительные ресурсы для оживления рынка строительства жилья...
— В этом году, например, на эти цели направлены так называемые полульготные кредиты от Белагропромбанка и Беларусбанка с относительно невысокими для населения процентами. Но денег по таким кредитным линиям немного и на массового потребителя они не рассчитаны. В первую очередь такие целевые кредиты поддержат очередников-"афганцев" и других бывших участников военных действий на территории зарубежных стран.
— Понятно, что это не выход и нужно использовать новые системы внебюджетного финансирования жилищного строительства...
— Сейчас эксперты отрасли ищут механизмы, которые позволят привлекать в сферу строительства ресурсы всех коммерческих банков. Так, Национальный банк страны проводит такую монетарную политику, которая способствует удешевлению кредитных ресурсов. Однако все равно коммерческие кредиты в банках остаются дорогими для населения. Поэтому разрабатывается определенная схема поддержки будущих собственников жилья, по которой государство собирается адресно помогать определенным категориям очередников при обслуживании таких кредитов. В этой сфере нужно найти баланс интересов граждан и реальных возможностей государства.
— В ближайшем будущем будет разработан новый механизм финансирования жилищного строительства с господдержкой. Читатели нашей газеты переживают, что для большей части очередников эту помощь просто могут отменить...
— Специалистами разрабатывается схема строительства жилья с господдержкой, которая начнет действовать не ранее второй половины 2017 года. Замечу, что сегодня перед банковской системой с участием Минфина (распределение бюджета) поставлена задача отыскать соответствующие ресурсы, чтобы и дальше сохранить льготные условия строительства жилья (в первую очередь для многодетных) по аналогии с уже действующими.
— Получается, что конкретный алгоритм кредитования льготников изменится, но направленность и сам объем такой помощи со стороны государства будет сохранен?
— Пока не надо фантазировать и домысливать перспективы, так как новый механизм только в стадии разработки. Главный принцип его — максимальная доступность нового кредитного продукта для многодетных семей.
— Каким еще категориям очередников можно будет рассчитывать на адресную господдержку по новой схеме?
— В законодательстве прописаны 15 категорий очередников, имеющих право получать в той или иной степени государственную поддержку при строительстве жилья. Они останутся и впредь. Сейчас не ставится задача, чтобы кого-то оттуда вычеркнуть. Замечу, что и сейчас государственная поддержка предоставляется у нас вполне адресно. Агулом льготные кредиты и сейчас никто не получает. По каждой категории очередников прописаны конкретные требования, условия, обстоятельства и т. д., которые учитываются при предоставлении льготного кредита каждому человеку персонально. Это полностью отрегулированная система. Мне кажется, что ни в какой другой сфере нет такой детализации нюансов, какие учитываются при расчете объемов и условий господдержки в жилищном строительстве.
— А зачем тогда такую отлаженную систему менять?
— Меняется не сама система, а принцип предоставления помощи непосредственно человеку. В новой схеме выдачи кредитов предусматривается другой источник финансирования. Это будут уже не бюджетные средства, а деньги коммерческих банков, их оборотные ресурсы. А государственная помощь (льгота) будет выделяться непосредственно очереднику, а не конкретному системному банку. Именно государственные деньги будут помогать семьям компенсировать (полностью или частично) проценты и основной долг по полученным кредитам.
Сегодня, например, многодетная семья платит по кредиту определенную сумму и даже не знает, сколько это жилье реально стоит государству. А по новой схеме человек будет уже знать, на какой объем помощи от государства он может рассчитывать, какой кредит получит и как с помощью денег государства можно будет этот кредит гасить. Очередник будет видеть всю финансовую кухню своего строительства. Например, клиент уже будет точно знать, как изменятся условия кредитования, если он внесет в строительство определенный объем собственных денег. Человеку будет известен именно его персонифицированное движение финансовых ресурсов. Результат получится примерно такой же, как и при сегодняшнем льготном кредитовании (объем кредита и проценты по нему), а схема поступления и движения денег — другая.
Зачем нам такая схема? Это в первую очередь связано с тем, что международные финансовые организации требуют от нашей страны отказываться от директивного кредитования. Это касается не только жилищного строительства, но и потоков средств, направляемых на различные проекты. Например, целевого льготного финансирования организаций сельского хозяйства, предприятий промышленности, организаций культуры, транспорта и др.
— Получается, что льготного кредитования жилья двумя системными банками скоро уже не будет?
— Международные эксперты говорят нам, что государство не должно вмешиваться в деятельность банков по вопросам реализации своих коммерческих продуктов, которыми являются и кредиты под строительство жилья. По подобным схемам банки не должны быть напрямую связаны с бюджетными деньгами. Иностранные финансисты считают, что директивное кредитование создает не совсем рыночные условия для ведения бизнеса.
Согласно новой схеме, через некоторое время все банки начнут функционировать в одинаковых условиях и станут предлагать клиентам только кредиты на рыночных условиях с использованием собственных средств. А вот государство через определенный механизм адресной поддержки будет помогать гасить этот кредит непосредственно Иванову или Сидорову. В этом случае человек будет иметь выбор: в какой банк ему лучше обращаться за кредитом. А пойдет человек скорее в то финансовое учреждение, которое предлагает ему более благоприятные условия по кредиту и его обслуживанию (на какой срок, под какой процент, сколько поручителей, какие справки и другие нюансы). Здесь все зависит от конкретной политики коммерческих банков, так как клиент будет обращать внимание не только на размер и имидж заведения, но и на другие его характеристики. Именно такие рыночные условия будут способствовать повышению конкуренции в банковской сфере, уверены международные специалисты.
— Мне кажется, что если все банки начнут бороться за клиента на равных, а не получать их автоматически вместе с бюджетным финансированием, то и проценты по кредитам начнут снижаться...
— Будем надеяться, что так оно и будет. Согласно новой схеме предоставления адресной государственной поддержки, банки станут независимыми от государства, а финансовая помощь по линии строительства жилья будет направляться непосредственно людям. Мне кажется, что уровень размеров процентов по кредитам будет зависеть, в первую очередь, от общей экономической ситуации в стране.
— А еще всех очередников беспокоит будущая стоимость строительства. Как сильно могут измениться цены?
— Могу отметить, что в течение прошлого года в строительстве наблюдалось повышение эффективности использования бюджетных средств. И это не просто слова, ведь цены на строительство серьезно сдерживались. Проанализируем ситуацию на примере цены квадратного метра. Если в начале прошлого года мы имели цену "квадрата" более 800 рублей, то средняя цена квадратного метра по году получилась 765 рублей. Это для тех, кто строил с господдержкой. Замечу, что правительством министерству была поставлена задача — не выйти за границу в 840 рублей за метр. У нас получилось дешевле, поэтому и на 2017 год запланировали небольшую динамику роста цены на жилищный "квадрат". Сейчас мы считаем, что рост цены квадратного метра возможен только в связи с увеличением индекса строительно-монтажных работ (СМР), который запланирован на 2017 год в размере 110,1%.
— Получается, что в этом году жилье для очередников подорожает примерно на 10%?
— Не совсем так. 10% — это максимальный предел роста, а на деле фактическое увеличение индекса СМР всегда было ниже планового показателя.
— Спасибо Вам за беседу.
Сергей КУРКАЧ
Фото БЕЛТА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/syargey-kurkach
[2] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[3] https://zviazda.by/ru/zhyllyo
[4] mailto:kurkасh@zvіаzdа.bу
[5] https://zviazda.by/ru/tags/zhilyo
[6] https://zviazda.by/ru/tags/kredit