62-й международный конкурс песни "Евровидение-2017", к сожалению, не станет рекордным по количеству участников - Украина приняла окончательное решение о запрете въезда российской участнице, а Европейский вещательный союз не нашел выхода, который устроил бы все стороны. В телевизионных и музыкальных кулуарах сразу пошли разговоры: мол, все, шоу закончилось, теперь бал правит политика, и нужно ли в сегодняшних условиях тратить столько денег, сил и времени на тот проект? О том, что нам дает членство в ЕВС, зачем белорусам "Евровидение" и как на самом деле относятся к этому шоу в мире, "Звязда" расспросила представителей Белтелерадиокомпании - заместителя генерального продюсера медиахолдинга Ольгу Шлягер, которая с 2013 года курирует национальный отборочный тур "Евровидения" в Беларуси, и заместителя главы главной дирекции "Беларусь 1", координатора проектов Белтелерадиокомпании и ЕВС Ольгу Саламаху.
- "Евровидение-2017" еще не состоялось, но уже вошло в историю с прецедентом: впервые страна-хозяйка конкурса не пустила на него одного из участников. На ваш взгляд, как это отразится на репутации и рейтингах шоу?
- Никто не спрогнозирует, как поведут себя другие участники и что будет с конкурсом на другой год - спад интереса или, наоборот, всплеск, - замечает Ольга Шлягер. - Мы можем только сожалеть, что не будет одного из участников.
С - значит слаженность
Белорусы, со своей стороны, к конкурсу практически готовы - 1 мая наши участники вылетают в Киев, а 3 и 6 мая уже проведут первые репетиции на сцене и дадут пресс-конференции для европейских СМИ. Торжественное открытие "Евровидения" состоится 7 мая, а 9, 11 и 13 пройдут полуфиналы и финал шоу. Подробное же расписание необходимых дел и мероприятий составляется уже непосредственно во время конкурса, корректируется и согласовывается с делегациями ежедневно и, как уверяют в один голос Ольга Шлягер и Ольга Саламаха, обычно получается таким насыщенным, что едва хватает времени на перекусы и тем более экскурсии по городу.
- За последние годы какая из стран-хозяек конкурса наиболее порадовала организацией и комфортом для участников?
- Очень хорошо было в Мальмё, куда мы ездили с Алёной Ланской (в 2013 году. - Авт.). Все было настолько слаженно, четко и понятно, что работалось в удовольствие. В принципе, то же самое могу сказать и о Копенгагене, и о Вене - организация шоу, которым занимается международная команда специалистов, всегда на уровне, разве только по климату одни города более приятные, другие менее комфортные. Но для меня главное, что есть чему поучиться - как телевизионщики умеют работать, какие творческие и технические ходы используют, как распределяют время, секунда к секунде; если кто не очень организованный человек, "Евровидение" научить дисциплине.
- Очень хорошо было все организовано в прошлом году в Стокгольме, так как сама арена находилась в минуте ходьбы от гостиницы - стена отеля, можно сказать, плавно переходила в арену, - вспоминает Ольга Саламаха. - Такая логистика позволяла сэкономить много времени. Кроме того, впервые был сделана так называемая просмотровая комната, где мы видели, как выглядит выступление на телеэкране, и даже после генеральной репетиции можно было внести нужные поправки.
- Беларусь участвует в "Евровидении" уже 14-й год, но споры вокруг статуса конкурса так и не утихают. Одни призывают перестать собираться на евросцену, как на войну, другие напоминают об аудитории в несколько сотен миллионов человек, третьи снисходительно замечают, мол, никто, кроме домохозяек и гей-сообщества, давно это шоу не смотрит... Из вашего опыта, как на самом деле европейцы относятся к "Евровидению"?
- Лично я тоже считаю, что "Евровидение" - это не музыкальная Олимпиада, а просто творческое соревнование, безусловно, очень популярное в Европе, но не единственное, а одно из ряда, - подчеркивает Ольга Шлягер. - Пройти подготовку с высококлассными специалистами, увидеть, как работают международные пиар-механизмы, работать на сцене такого уровня, оснащенной современнейшим музыкальным и телевизионным оборудованием, - от всего этого, на мой взгляд, нужно получать удовольствие. И еще впитывать, как губка, новые знания, так как по насыщенности эти несколько месяцев - как учеба в нескольких институтах. Что касается отношения самих европейцев, которое я видела, - оно всегда очень теплое и дружелюбное. Под прицелами сотен телекамер и фотоаппаратов все друг другу улыбаются, фанаты вместе с делегациями смотрят выступления своих артистов и поддерживают их... С нашими участниками, например, много лет за собственный счет ездят участники клуба ОГАЕ-Беларусь, которые всегда готовы прийти на помощь по всем вопросам.
- "Евровидение" - очень серьезный телевизионный проект. Можно говорить все, что угодно, но его аудитория - 204 миллиона зрителей, - уточняет Ольга Саламаха, - а само шоу транслируют такие медиагиганты, как ВВС, французские компании TF1, TF2, его смотрят не только в Европе, но и в Австралии, и в США. Рейтинги конкурса, особенно в маленьких странах, высочайшие - например, на Мальте его смотрят 95% населения! И в плане организации к этому музыкальному проекту относятся чрезвычайно ответственно, фактически как к Олимпиаде - ряд международных специалистов, работающий в оргкомитете, как раз и занимается Олимпийскими играми и Нобелевскими премиями. На "Евровидении" всегда представлены самые крутые технические новинки в смысле звука, света, оформления и т. д. Так что это мероприятие очень высокого уровня.
Сослагательное наклонение
- Что бы мы ни говорили, но победить на "Евровидении" хочется. Но пока что наивысшим достижением Беларуси остается выступление Дмитрия Колдуна в 2007-м. Почему так - мы не попадаем в формат (если вообще можно говорить о формате этого конкурса) или просто не везет?
- Не все же страны, которые едут на конкурс, выигрывают его, - философски пожимает плечами руководитель национального отбора. - Многие просто выходят, поют на своем языке и получают удовольствие, а результат их, извините, "не парит". Победить, безусловно, хочется, но мы маленькая страна и "Евровидение" для нас - прежде всего хорошая школа. Почему не побеждаем? Наверное, потому что многие не понимают, сколько на самом деле придется учиться и работать. Ту же Алёну Ланскую, к которой многие критики высказывали претензии, я запомнила как трудоспособного и дисциплинированного артиста - до такой степени пахаря, что многим и не снилось. Юра Ващук, Тео, в котором соединились высокий профессионализм и лучшие человеческие качества, - та же история, он умеет работать в команде. Как результат - помним, оба эти участника прошли в финал конкурса. Если же контакта нет, есть только конфликт, то на что можно рассчитывать? Впрочем, в этом году совместный выбор жюри и зрителей, на мой взгляд, удачный: молодые, энергичные исполнители, песня на белорусском языке - это очень удачно совпало с девизом конкурса "Празднуем разнообразие" и с общей тенденцией - многие страны везут песни на национальных языках.
- Не пора ли что-то изменить в консерватории - имею в виду национальный отбор? Может, стоит как-то подтолкнуть наших артистов - допустить к отбору иностранных легионеров, как было когда-то, или учитывать оценки международного жюри, или вообще назначить участника закрытым образом?
- В течение нескольких лет Белтелерадиокомпания в режиме онлайн транслирует прослушивание претендентов, которое, наверное, вы тоже смотрели и видели участников, многие из которых приходят на отбор только ради пиара, путая шоу, на которое они претендуют, с "Минутой славы" или какими-то другими проектами. Вообще, мы упираемся в то, что все чего-то ждут: что кто-то придет и сделает другой отбор, с другими правилами и критериями - подстроится под нас, под то, что мы можем. Нет, господа, не конкурс надо подтягивать до себя, а самим тянутся к его уровню. Тогда в этом будет смысл. Займитесь, в конце концов, делом, напишите классную песню, а не обвиняйте жюри, что все заранее подсчитано и распределено. Но, к сожалению, многим легче досаждать мне бесконечными звонками, комментариями, словом, какими-то глупостями, а не показать себя на деле. И хотя жалко тратить время на прослушивание некоторых "шедевров", но очень хочется не упустить кого-то нового и перспективного, как голосистая, совсем юная девушка Саша Ткач или интересный парень Никита Ходос, которые были в этом году в финале.
Не бизнесом единым
- Раньше Беларусь очень любила делать шикарные промо-пакеты и приглашать международную команду для подготовки своих артистов. Что сейчас?
- Белтелерадиокомпания в этом году является единственным продюсером "Nаvibаnd", поэтому мы оплачиваем все. Есть титульный партнер, предложивший промо-продукцию - чехлы для телефонов, сумки, майки с белорусской символикой. Кстати, в едином национальном стиле будет одета вся делегация, чтобы нас было хорошо видно на телекамеру. Также с нами связалась мастер, кажется, из Полоцка, которая очень красиво вышивает на оршанском льне, отдельно заказали у ремесленников значки с вышивкой - символы с орнамента и логотип "Nаvibаnd". Словом, везем все то, что среди поклонников "Евровидения" пользуется спросом и точно попадет в другие страны как хорошее напоминание о Беларуси. Что касается команды, то она снова интернациональная, но на этот раз скорее славянская. Правда, нас снова консультировал педагог по вокалу из Кипра Алекс Панаи: некоторые белорусские слова в песне перекликаются с ненормативными словечками из английского, и он подсказал, что делать, чтобы ликвидировать это сходство.
- Один из болезненных вопросов, который касается "Евровидения", - финансовый. Много раз звучали призывы, мол, ничего не достигаем, значит, нужно экономить бюджетные средства и не участвовать вообще. На самом ли деле взнос в ЕВС оплачивается из бюджета и каков, хотя бы приблизительно, его размер?
- В ЕВС действует правило: чем больше страна, тем больше ее взнос. И, кстати, даже если мы не будем участвовать в "Евровидении", то должны платить за трансляцию конкурса, - замечает Ольга Шлягер. - А как иначе - если мы не будем этого видеть, участвовать, присоединяться к общеевропейскому движению, то где мы будем учиться?
- Большую часть расходов на "Евровидение" выплачивает Белтелерадиокомпания из своих доходов от предпринимательской деятельности, - подчеркивает Ольга Саламаха. - Взносы зависят от размера телекомпании, ее стабильности на рынке, еще от ряда факторов, но они на самом деле большие - для нас это сумма в евро с пятью нулями. Стоит ли Беларуси в этом участвовать? Судите сами: мы, как компания-вещатель, член ЕВС, получаем 6 часов прямого эфира. Шоу имеет высокие рейтинги, его активно смотрят по телевидению и в интернете, и для Беларуси это одно из самых серьезных и важных культурных событий. Кроме того, партнерство с ЕВС - это далеко не только конкурсы, но и международный обмен новостями, и профессиональные тренинги для юристов и сотрудников телевидения, и ряд других проектов, по которым мы сотрудничаем.
Знали ли вы, что...
Виктория ТЕЛЕШУК
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/viktoryya-celyashuk
[2] https://zviazda.by/ru/muzyka
[3] https://zviazda.by/ru/kaleydaskop
[4] https://zviazda.by/ru/teletydzen
[5] mailto:tselyashuk@zviazda.by
[6] https://zviazda.by/ru/tags/detskoe-evrovidenie
[7] https://zviazda.by/ru/tags/evrovidenie-2017
[8] https://zviazda.by/ru/tags/olga-salamaha
[9] https://zviazda.by/ru/tags/aleksandr-minenok
[10] https://zviazda.by/ru/tags/evrovidenie
[11] https://zviazda.by/ru/tags/muzyka