21 апреля 1921 увидел свет первый номер газеты «Чырвоная змена» («Красная смена»). С того события прошло сто лет. Какой сегодня должна быть молодежная газета? О чем и как разговаривать с молодежью? Кто они, молодые герои нашего времени? Могут ли мастера пера конкурировать с интернет-пространством? Что может дать будущему журналисту практика именно в молодежном издании? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, который прошел накануне праздника в теплой дружеской атмосфере в общественном пресс-центре Дома прессы.
Новая медиареальность
— Я считаю, что сочетание мудрости «Звязды» и молодости «Чырвонкі» позволяет и молодым быть в курсе всех событий, происходящих в нашей стране, и людям более пожилого возраста узнавать, что интересует современную молодежь, — поделилась своим мнением Валентина РОЖАНЕЦ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации. — Тем более что молодежь со временем становится взрослой и переходит с внутренних страниц газеты на первые, где представлена уже более серьезная информация. Наличие в Беларуси качественного и вместе с тем способного заинтересовать молодых читателей издания-жизненно необходимо. Нужно вместе с молодежью формировать повестку дня, следовать за ней в интернет-пространство, расширяя свою аудиторию и сферу влияния, и нацеливать молодых на созидательный труд. Да, сегодня всем печатным СМИ приходится конкурировать с социальными сетями, но последние не рассчитаны на глубину, это просто более удобная и компактная форма передачи информации. А в газете — весомое печатное слово, которому все доверяют.
Сегодня многие столкнулись с тем, что нужно вести диалог в интернет-пространстве, а там требуются какие-то другие подходы, так как действуют свои каноны и правила. У молодых своя медиареальность, а «Чырвонка», я уверена, должна привнести в интернет-пространство доброту и моральные ценности. Соединить высокие рейтинги и духовность очень сложно, но возможно. Важно и то, что язык, на котором «Чырвонка» разговаривает со своими читателями, — материнский язык. В газете набираются опыта молодые журналисты, выкристаллизовываются будущие мастера пера...
Творческая площадка
— Отношение к «Чырвонай змены» имело целое поколение выдающихся журналистов, — подчеркивает декан факультета журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент Ольга САМУСЕВИЧ. — Это издание уже вошло в историю белорусской журналистики. Я свою кандидатскую диссертацию также посвятила «Чырвонай змене», исследовала, как газета влияет на умы молодых. Самое главное, что с ее страниц звучит белорусское слово, которое трогает сердце и душу. К сожалению, молодое поколение все меньше знает родной язык. Это остро ощущается во время приемной кампании на журфаке, когда абитуриенты могут выбирать, на каком языке будут писать творческое сочинение. И с каждым годом количество тех, кто выбирает белорусский, чтобы показать свои творческие способности, уменьшается. А я уверена, что только родной язык позволяет говорить не штампами. В подтверждение хочу добавить, что творческие сочинения, написанные абитуриентами по-белорусски, как правило, получают более высокие баллы, потому что, если человек знает язык и пишет От сердца и души, это не оставляет равнодушными и экзаменаторов.
Настоящим пиарщиком «Чырвонай змены» на журфаке всегда был Владимир Касько, один из ее бывших редакторов. Мы и сегодня постоянно обращаемся к «Чырвонке» и на занятиях по истории журналистики, и во время изучения профессиональных дисциплин, потому что у ее журналистов есть чему поучиться. Уверена, что без издательского дома «Звязда», где все издания ориентированы на белорусский язык, мы не подготовим хорошие кадры.
Но, по моему мнению, нужно чаще давать слово самой молодежи. Если к вам приходят на практику журналисты-новички, делайте им, пожалуйста, скидку: пусть их слово звучит пока не так искусно, как у опытных журналистов, но с молодыми должны разговаривать такие же молодые, которые находятся с ними на одной волне. Читателя не обманешь — он почувствует, что с ним разговаривает свой человек. Пусть у молодого журналиста статья получилась не такая совершенная, но напечатайте ее, чтобы тот почувствовал себя нужным.
— У молодежи есть три лозунга: «Стильно!», «Модно!», «Молодежно!» Вот этих принципов должно придерживаться и молодежное издание, — рассуждает второй секретарь Центрального комитета БРСМ Александр ПРОХОРОВ. — Я поддерживаю декана журфака: надо давать страницы газеты молодежи, которая делает только первые шаги в журналистике. Для них будет очень престижным напечататься в республиканском издании. Почему газете доверяют? Потому что здесь каждое слово выверено, внизу стоит фамилия автора, который за каждую букву несет ответственность. А в интернете царит вседозволенность, там проблематично искать серьезную аналитику и рассчитывать на достоверность...
Про смелость и неискренность
— Если бы я знал «рецепт» молодежного издания, которое «выстрелит», я им с вами обязательно поделился бы, — улыбается главный редактор газеты «Знамя юности» Николай МАЧЕКИН. — Создавать молодежную газету всегда было труднее, чем любое другое издание, потому что ее аудитория — разношерстная, очень капризная, интересы у наших потенциальных читателей разные. Как угодить всем? Тем более что сейчас есть множество интернет-площадок, соцсети, телеграмм-каналы, но наши материалы не должны становиться похожими на посты «Вконтакте». Где, как не в газете, мы можем получить удовольствие от красивой литературной речи? И когда я слышу, что печатные издания доживают последние дни, то всегда говорю: «Не волнуйтесь, мы еще напишем о закрытии последнего сайта». Мне хочется верить, что именно так и будет. Задача молодежных СМИ — не гнаться за скоростью подачи информации. Мы не агрегат новостей. Неважно, если ты прочитаешь эту новость: на минуту раньше или позже. Настоящая журналистика — это вовсе не про скорость, а в первую очередь про качество.
В молодежных изданиях всегда царит особая атмосфера, среди коллег нет никакой зависти. Поэтому «Чырвоная змена» и «Знамя юности» — лучшая школа для начинающих журналистов: здесь вас научат писать, собирать и анализировать информацию. Вспоминаю, как я сам пришел в «Знамя юности» десять лет назад. Меня очень хорошо приняли в коллективе. Мне хотелось показать себя, на что я способен, доказать, что могу сделать лучше. Я вообще считаю, что настоящий журналист должен быть по-хорошему наглым, у него должны гореть глаза.
Галина Борисовна ПШОНИК отдала «Чырвонай змене» двадцать лет своей жизни (работала в издании с 1972 по 1992 годы). Сегодня она редактор отдела журнала «Народная асвета».
— Я за смелость и в газете, и в журнале, — говорит она. — Смелость страхует от неискренности, а неискренность — самое страшное для любого печатного издания. Читатели ее очень хорошо распознают. Считаю, что запретных тем быть не должно. Надо писать обо всем, что молодежь интересует. Теперь я не сталкиваюсь с молодыми напрямую, но работаю с людьми, которые остаются с молодежью один на один ежедневно: это учителя и преподаватели. С их помощью я провела мини-исследование, и, честно говоря, его результаты получились не совсем оптимистичны. Даже из студентов — будущих журналистов — печатные издания читают только единицы. Правда, не читают сегодня не только газеты, но и книги. Их место заняли социальные сети. Педагоги поинтересовались у молодежи, кто, по их мнению, герои нашего времени. На первых позициях в этом рейтинге оказались блогеры, спортсмены и певцы.
Так о чем же нужно разговаривать с современными детьми? Возможно, это прозвучит неожиданно, но их интересуют невыдуманные жизненные истории. Одна учительница рассказала, что приглашала на встречу к своим ученикам сначала рэпера, а потом дедушку одного из них. И дедушка заинтересовал детей гораздо больше. Считаю, что у всех нас стереотипное видение детей. Мы на самом деле мало их знаем. У нового поколения, как выясняется, сохранилась потребность в моральных разговорах. В социальных сетях они ее не устраивают...
Елена Васильевна ТЕРЕНТЬЕВА работала в «Чырвонай змене» с 1985 по 1990 год, а сегодня является заместителем главного редактора журнала «Алеся».
— Большое спасибо тем людям, которые смогли сберечь и сохранить все лучшее, что было в «Чырвонке» и двадцать, и тридцать, и сорок лет назад. Хотя сегодня работать гораздо труднее, чем в те времена. Изменился не только читатель — мы все стали чуточку другими, — рассуждает Елена Васильевна. — В общем, сегодня в любом издании трудно понять: а кто твой читатель и что он от тебя ждет? Мы готовы сделать, чтобы ему было интересно, но кто он? В БГУ ранее была большая программа «Абитуриент журфака», которая поддерживала молодежную прессу и стимулировала талантливых старшеклассников приходить к нам и публиковаться. Мы всегда были в конкуренции с газетой «Знамя юности», но это была хорошая конкуренция, которая помогала нам всем расти. И в те времена, и сегодня белорусскоязычному изданию было тяжелее, поэтому ЦК комсомола помогал нам чуточку больше. Когда «Чырвоная змена» отмечала свое 65-летие, вместе с учеными из Академии Наук была организована экспедиция на Полесье. Мы исследовали большую проблему — пыльные бури после его осушения. Потом даже издали брошюру. Такие акции, безусловно, привлекали к газете внимание.
Считаю нормальным, что начинающие журналисты приходят в молодежное издание, набираются опыта и идут дальше, хотя, конечно, всегда больно с ними расставаться. Им нужно быть благодарными газете, которая посодействовала тому, что они в совершенстве овладели словом, стали более сильными в выборе тематики. А нам всегда радостно наблюдать потом за их успехами...
Разговаривать на одном языке
Дарья ШЛАПАКОВА, специальный корреспондент «Звязды» и постоянный автор «Чырвонкі», пришла в Издательский дом «Звязда» еще студенткой-практиканткой и первые шаги в профессии делала именно в молодежном приложении. Как молодой специалист работает в газете уже почти два года. Признается, что прекрасно понимает разницу между тем, что она писала и думала о своих материалах раньше и что думает сегодня.
— Молодежи интересно читать о таких же уникальных людях, как они сами, ведь все молодые считают себя уникальными, — рассуждает Дарья. — как вы думаете, почему блогеры интересуют и вдохновляют молодых? Потому что они очень близко к себе подпускают и рассказывают абсолютно все о своей жизни. И тем, кто их читает, кажется, что с ними разговаривает родной им человек, их друг. Поэтому нужно двигаться в сторону искренних статей, возможно, не очень «причесанных», но с уникальным авторским стилем. Чтобы наш читатель также чувствовал себя другом с автором. Кому-то нравится вышивать, а кому-то — танцевать, кому-то интересно читать о фильмах, а кому-то — о спорте, поэтому ориентироваться нужно на всех, у каждой статьи найдется свой читатель. Современной молодежи хочется узнавать о том, что их волнует и трогает душу: об отношениях с родителями и отношениях между собой, они заботятся об экологии и гендерном равенстве.
А социальные сети очень помогают мне в работе, ведь там можно найти любого героя для материала с любым хобби, людей с разными, даже очень редкими, профессиями, разными мнениями по многим вопросам. Заводить разговор и общаться в социальных сетях также гораздо проще, ведь там многие чувствуют себя в своей стихии.
Хочу также добавить: моим героям нравится, что будет бумажный вариант статьи, а не только электронный. Они рады прочитать о себе на белорусском языке. Говорят: «Белорусский язык-это очень круто!» Хотя не все говорят на нем, но читать на родном языке о себе всем нравится.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Яна ХВЕДЧИНА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/author/yan-hvedchyn
[3] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[4] https://zviazda.by/ru/syamya-moladz-demagrafiya
[5] https://zviazda.by/ru/medyya
[6] https://zviazda.by/ru/tags/chyrvonka-chyrvonaya-zmena
[7] https://zviazda.by/ru/tags/chyrvonka
[8] https://zviazda.by/ru/tags/chyrvonaya-zmena
[9] https://zviazda.by/ru/tags/chyrvonaya-zmena-0
[10] https://zviazda.by/ru/tags/yubiley-0