Если вам кажется, что слово «почта» сегодня используется только в сочетании со словом «электронная» и что почту доставляют в наше время только сервисы в сети, вы не правы. В маленьких городках классическая почта (с живой – «кто крайний?», а не электронной очередью) – по-прежнему один из центров, вокруг которого «вертится» жизнь. А в сельских населенных пунктах почтальон, как и десятилетия назад – желанный гость и вестник добрых новостей.
– Как бы ни менялась жизнь, в ней всегда найдется место почтальонам, – убеждена начальник отделения связи Осиповичи-5 Лариса Гранач. – Почта востребована – она была, есть и будет.
Согласитесь, не интересно все время читать только в телефоне – порой хочется взять в руки журнал или газету, вдохнуть запах бумаги и типографской краски, пошуршать страницами. И потом, отделение связи – для многих просто возможность пообщаться. Особенно для пожилых людей.
Осиповичский участок почтовой связи – это 25 стационарных почтовых отделений (из них только семь городских, остальные – сельские) и два передвижных отделения почтовой связи плюс бизнес-почта. Работы у почтальонов предостаточно и в эпоху интернета, рассказывает начальник участка Надежда Богачева.
Она говорит, что сегодня одна из самых востребованных услуг и среди юридических лиц, и среди физических (то есть обычных пользователей) – ускоренная почта EMS: сегодня на завтра или сегодня на сегодня.
– Многим фирмам, компаниям и учреждениям надо срочно отправить документы или товарные вложения. А для людей эта услуга удобна, если, например, вам надо отправить подарок ко дню рождения кому-то из родных, которые живут далеко: его доставят на следующий день утром или в указанное время. Программа «ускоренная почта EMS» работает не только по Беларуси, но и по всему миру. У многих дети живут за пределами республики, и порой почта – единственная возможность что-то передать им или получить от них.
С самого открытия в отделении почтовой связи Осиповичи-5 многолюдно. Люди приходят и положить деньги на телефон, и коммуналку оплатить, и получить пенсию.
– В день через наше отделение проходит минимум триста человек, – говорит Лариса Александровна. – И письма пишут, и открытки подписывают: по Беларуси, на Россию и дальнее зарубежье. Если люди привыкли поздравлять близких с днем рождения, Новым годом, юбилеем открыткой – они будут это делать, как бы ни менялся мир. И ведь действительно приятно ее получить. Электронную открытку вам прислали в мессенджер – она потерялась и вы о ней забыли. А бумажная открытка – это что-то материальное. Подписанная от руки, она хранит тепло души отправителя. И поэтому ее хочется сохранить на долгую память.
Открытки на стойке – на все случаи жизни. Есть и авторские, ручной работы.
– Спросом пользуются «С днем свадьбы», «С юбилеем», с профессиональными праздниками и конверты для денег – чаще всего тоже со свадебной тематикой.
Кстати, в почтовых отделениях уже появилась скрыночка для писем Деду Морозу.
– Принимаем заявки и на подарки, и на письма от Деда Мороза, – рассказывает Лариса Александровна.
Заявок на письма от зимнего волшебника и на подарки от него уже достаточно много. Ежегодно таких заявок в отделении бывает около двухсот, а в этом году, скорее всего, будет больше.
– С 27 декабря начнем доставлять их нашим маленьким клиентам на дом, – говорит она.
Дети (и пенсионеры, но о них – позже) – наверное, самые благодарные клиенты почты. Они уже оценили, что игрушки здесь не дорогие.
– И это качественные и безопасные игрушки различных производителей, – рассказывает мама трехлетнего Стаса.
Она пришла в отделение получать товары с «Алиэкспресс». Говорит, по другим поводам на почту не ходит – новости читает в телефоне, платежи совершает онлайн. А вот ее родители бывают в этом почтовом отделении несколько раз в месяц – и за свежей газеткой приходят, и коммуналку оплачивать. Начальник Осиповичского участка почтовой связи рассказывает, что если раньше за посылками «Алиэкспресс» приходила в основном молодежь, то сегодня и пенсионеры освоили шоппинг онлайн.
Отделение расположено возле вокзала, но немало тут и постоянных клиентов – со многими посетителями сотрудники здороваются, как с хорошими знакомыми.
– Почта в небольшом городе – это один из центров городской жизни. Мы знаем практически всех в Осиповичах. Среди наших клиентов – около 300 предприятий и юридических лиц, которые работают в городе, – говорит Надежда Васильевна. – Например, есть в нашем городе заядлый филателист, который обменивается марками с коллекционерами по всему миру. Мы специально для него заказываем марки, которые ему нужны.
Кроме того, отделение связи Осиповичи-5 обслуживает более 1000 пенсионеров города и окрестных сельских населенных пунктов. Если учесть, что работает здесь пять почтальонов, то на каждого приходится около 200 бабушек и дедушек. Практически каждого пенсионера почтальоны знают по имени-отчеству.
Корреспонденция на участок почтовой связи приходит ночью, ее разбирают и уже утром она отправляется по маршрутам. Посылки до трех килограмм доставляются ходом почтальона, от трех килограмм до пятидесяти – автотранспортом.
– Мы обслуживаем 150 населенных пунктов, – отмечает Надежда Васильевна,- Везем туда и продукты питания, ведь пожилым людям далековато порой идти до центральной усадьбы. Все свежее, не дорогое и в большом ассортименте.
– С учетом пандемии наши почтальоны доставляют пожилым людям товары повседневного спроса, чтобы они меньше ходили по магазинам: промышленные товары, продукты питания. А еще наши бабулечки очень любят шоколад: когда приезжают внуки-правнуки, у бабушки всегда есть запас конфет. И почтальонов наших любят, знают по именам и всегда ждут. Когда подходит время пенсии, звонят на почту: «Ну когда уже Наташечка придет», – улыбается собеседница.
Почтальон в небольшом городе, а тем более на селе – это ведь не только почта и пенсия. Сегодня почтовый работник с помощью приложения «Мобильный почтальон» принимает платежи по карточке, поможет оплатить коммунальные услуги через ЕРИП и положить деньги на телефон, оформить подписку (если пенсионер любит какое-то издание, то он обычно привычек не меняет – остается верен ему, отмечают почтальоны). Да и просто поговорит, пообщается, выслушает, посоветует.
Средний возраст сотрудников почты в Осиповичах – 30 лет, рассказывает собеседница. Хотя есть и те, кто проработал в этой сфере четверть столетия. И дело не только в том, что в небольшом городке, если говорить о занятости, не так много вариантов.
– Привыкаешь к этой работе, к «своим» постоянным клиентам, которые ждут почтальона как вестника чего-то хорошего. Что главное для почтового работника? Да просто любить свою работу! – говорит Лариса Гранач. – Я люблю ее за широкий круг общения и за ту радость, которую мы приносим людям.
Диана РОНИНА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/dyyana-ronina
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/pochta
[4] https://zviazda.by/ru/tags/otdeleniya-svyazi
[5] https://zviazda.by/ru/tags/osipovichi