Виктор Васильев начал свой творческий путь с работы осветителем и механиком съемочной техники на Свердловской студии телевидения. Потом поступил в Свердловский государственный институт театра и кино — и понеслось – Уральский театр драмы, Минский театр драмы и комедии, Альтернативный театр Витаса Григалюнаса, «Беларусьфильм». Бесконечные роли в театре и кино. В 2008 году Васильев занял пост председателя Союза кинематографистов Беларуси и до сегодняшнего дня остается на этом месте.
Наше интервью с Виктором Игоревичем прошло не в самых обычных обстоятельствах — беседовали мы во время поездки в агрогородок Сёмково. Актер вместе со своими студентами и членами Союза отправился туда почтить память жертв Великой Отечественной войны. Как отметил Васильев, такие поездки для Союза кинематографистов — частое явление. А как, если не собственными усилиями, воспитывать историческую память? Пожалуй, месяц май красивейший во всем году — так мы и беседовали, любуясь цветущими яблонями. Кажется, за один час Виктор Игоревич успел рассказать мне обо всем: и об отечественном кинопроцессе, и о собственных мыслях, и о молодежи, которой передает свои знания и опыт.
— Виктор Игоревич, расскажите, пожалуйста, о вашей первой роли.
— Самая первая роль у нас всех, когда мы рождаемся — нужно не только выжить и остаться на этой земле, но и сделать что-то хорошее. А в кино моя первая роль случилась, когда мне было 13-14 лет. Я шел по улице, а в это время там снимали фильм. И режиссер захотел, чтобы молодой парень открыл калитку и быстрым шагом ушел. Мне стало интересно – как это я так просто уйду? Я вышел, остановился, посмотрел на часы, осмотрел все вокруг и пошел. «Стоп!» — закричал режиссер, — «Зачем вам это нужно?». Вот так случайно я попал в кинематограф.
А вот на экран я попал смешно — с обратной стороны. В молодости мы залезали в кинотеатр со служебного входа, ведь кино уже посмотрели, деньги потратили, а хочется еще. Я поскользнулся и, падая, разорвал экран с верха до низа. Молодость – это прекрасно. В то время мы стремились в кинотеатры, нам было интересно все. Вот примерно как сейчас молодежь углубленно в свои телефоны. Мы перестаем чувствовать ближнего, перестаем думать, любить, уважать. Самое страшное, если все равно. Здорово, что государство организовало Год исторической памяти, потому что мы должны вспомнить не только тех, кто ушел из этой земли во время Великой Отечественной войны, но и все хорошее — нужно это приумножить. Вспомнить о людях, которые недополучили, о людях, которым мы когда-то не помогли. Собственно я и мои друзья из Союза кинематографистов считаем, что год памяти – это время осмыслить все, что мы не сделали, и что необходимо улучшить.
— Вас знают как человека, который играл в известных сериалах, сегодня вы часто появляетесь на белорусской театральной сцене. Но в вашей творческой жизни был не менее интересный период – вы работали в альтернативном театре Витаса Григалюнаса, сегодняшнего художественного руководителя Белгосцирка. Отечественные театральные критики описывают тот его театр как интересный феномен для белорусского культурного пространства.
— На тот момент я работал в Уральском драматическом театре. Московский режиссер, ставивший нам спектакль, сказал, что надо уезжать – сначала в Минск, а потом в Ленинград или Москву. Он посоветовал нам попробоваться в минском Русском театре. Мы с другом показали отличный отрывок, но поддержал нас только один человек, сказав, что этих ребят он бы взял. Это был Ростислав Янковский. Но его «задавили». Возвращаясь, мы с другом встретили Григалюнаса, который предложил нам остаться в Минске и работать в его театре.
Это было прекрасное время, произвольная энергия, чистые отношения, прекрасные актеры — Света Никифорова, Артур Шуляк, Анна Легчилова, Лена Бирюкова, Артур Федорович, моя Мартыненко... Без души ничего не поделаешь, будь ты талантлив хоть десять раз, но душу не прицепишь — или она есть, или ее нет.
Григалюнас очень сильный, всегда нас защищал. Время было тяжелое, но оно всегда было рядом — пусть только кто-то обидит. И талантлив. Спектали были проникнуты и юмором, и драматургией, и актерской свободой. Это был первый театр, в котором режиссеру можно было показывать свои наработки — отдельно созданные сценки. Витас позволял – в нем не было зажима свободы, наоборот, словно колодец, черпайте все.
При Альтернативном театре существовал класс-клуб – это была очень большая организация. Каждую неделю к нам приезжали знаменитые актеры и режиссеры. Я играю спектакль, выхожу во втором действии, а мне говорят: «В зале сидит Смоктуновский». И, конечно, необходимо было себя преодолеть. После окончания спектакля он зашел ко мне в гримерку. Был у нас и актер Евгений Леонов — я тогда исполнял роль Владимира Ленина. Мы очень долго с ним разговаривали, почему-то он выделил именно меня. Наверное потому, что его жена была с Урала, как и я.
— Вы преподаете в Академии искусств, читаете курс о работе режиссера с актером. Расскажите, пожалуйста, каким постулатом вы учите своих студентов?
— «Что бы ни случилось». Если вы заняты важным делом, не обращайте внимание на параллельные вещи. Приучайте себя к этому, не надо распыляться, все нужное рано или поздно придет.
А еще — оставаться простым человеком. Мы с собой ничего отсюда не заберем, можем подарить другим самое прекрасное — отношения. Счастье, что есть студенты, что есть возможность им преподавать, видеть, слышать и охранять их. Ведь они — будущее нашей страны. Никто не знает, кем они станут — судьба решит сама. Но нужно, чтобы студенты чувствовали заботу и уважение как к личности. Именно тогда мы сохраним нацию.
— А чему вас научили студенты?
— Доброте, чистоте, искренности. Мы же забываем, с годами все каменеет, наш дом остывает. Иногда они так взглянуть на тебя, что сразу хочется сделать что-то большое и интересное.
— У вас есть интервью, полностью посвященное Международному фестивалю «Кино — детям», который проводится в Самаре. Разговор вышел четыре года назад. Виктор Игоревич, изменилась ли за это время ситуация с детским и подростковым кино в Беларуси?
— Хочу сказать сразу: Союз кинематографистов — это организация, которая не дает успокоиться ни киностудии, ни Министерству культуры, ни другим институциям. Насчет отсутствия детского кино мне говорят: «Мы же сняли одну ленту, этого достаточно». А я говорю о том, что в это трудное время мы должны перепрофилироваться именно на детское и юношеское кино, ради того, чтобы наша молодежь воспитывалась на основе кинематографа. Это очень сильный рычаг. У нас есть великолепные режиссеры такого кино — Александр Анисимов, Елена Турова, выпускники Академии искусств, которые снимают детские сказки. Потому что если мы не пробьем эту стену, то не сохраним традиции нашей страны. Это будет такой пробел... Считаю, что это преступление, за которое кто-то должен ответить — у нас так много выдающихся молодых режиссеров, которых попросту не допускают.
— В таком случае, куда после получения образования идут наши выпускники-режиссеры?
— Догадайтесь... Начнем с того, что происходит в их душе. Человек, который несколько лет учился профессии, сталкивается с тем, что он не востребован. У него возникает чувство неуважения к тем, кто руководит кинематографом. «Это значит, что мы здесь вообще не нужны? Вы считаете, что мы слабое звено?» Тогда они исчезают и появляются в совсем других странах, становясь там сильным звеном.
— У нас также имеется потребность в качественных сценариях. Предлагают ли молодые писатели и сценаристы действительно достойные сценарии?
— Да, сценариев не хватает, именно поэтому в этом году в Академии искусств объявлен набор сценаристов. Те драматурги, которые есть — либо уехали, либо ушли на пенсию, либо заштамповались.
У нас беда в том, что даже если есть хороший сценарий, его не запустят. Самое страшное — режиссер не выбирает сценарий. Также не хватает информации — объявлять тему нужно хотя бы за год. Написать сценарий — это значит прожить чужую жизнь, для этого нужно быть профессионалом
— Хотелось бы поговорить и о живых классиках – Галине Адамович, Игоре Волчеку, Анатолии Алае... Список, конечно, не окончательный. Увы, если не попасть на их ленты во время фестивалей, потом увидеть работы будет сложно.
— В советское и постсоветское время в Министерстве культуры работал отдел по пропаганде и популяризации белорусского кино. Сотрудники как раз этим и занимались, они ездили по кинотеатрам, рассказывали. Теперь эти одеяния укорочены. Проблема в том, что система выстроена таким образом, что постоянно все уменьшается и реорганизовывается. Но ведь кино — это не картошку перебрать, это человеческие души, таланты.
Если что-то нужно собственно вам, то вы можете заказать фильм, прийти на киностудию и посмотреть его. Что касается массового – то необходима целая государственная программа. Вот режиссер снял фильм – а что дальше? Он уже снял, а еще никто не слышал о ленте. Это уже ошибка. Деньги должны закладываться для того, чтобы уже во время работы рассказывать о процессе, в кинотеатрах это должно анонсироваться. Фильм снят. А его кладут на полку до определенного дня, редко могут зашевелиться и провезти по районам. Неужели это работа? Так что все руководители должны понимать – если они хотят популярное кино, то нужно вкладывать время, здоровье и деньги. Хотите кино, которое будет воспитывать молодое поколение — боритесь, идите в высшие инстанции. Но не борются.
Увы, никто не стоит в очереди за нашим отечественным кино. А почему? Потому что снимают немолодые режиссеры. Молодых, как я уже говорил, не пускают. Но еще немного, и они станут взрослыми людьми, которые совсем по-другому воспринимают и чувствуют жизнь.
— Виктор Игоревич, в одном из интервью вы говорили, что когда заняли пост председателя Союза кинематографистов, то первое, чем занялись — это сохранили саму организацию и убрали все конфликты внутри нее. Расскажите, пожалуйста, чем сейчас живет союз.
— Союз существует 60 лет, а я управляю им уже 15. Та цель — сохранить союз и людей, осталась прежней. Союз кинематографистов — это действующая организация. В сложные дни 2020 года, когда все приостановилось, Союз стал единым фронтом — никто не подвел страну и идею развития нашей Родины. Не предали. За полтора года у нас ушло из жизни 20 человек — уже нет ветеранов Великой Отечественной войны, остались только ветераны кинематографа Алой, Зайцев, Ямхов, Рыбаров. Им нужно элементарное внимание. Иногда происходит и такое — берем человека, везем его в баню, кормим, поимем на ту мелочь, которая у нас есть. Внимание — это так хорошо.
Нужно сохранить генофонд. Мы объезжаем кинотеатры наших областей — показываем кино детям. Недавно вернулись из Вилейки — прекрасный город. А какие там дети! Рассказывая о кинематографе, мы все переводим в ранг воспитания. Говорим о том, что нужно любить мать и папу, свою Родину. Без пафоса, по-простому. И некоторые из детишек обнимают тебя и говорят: «Будь моим папой». Значит, в душе ребенок, в его семье что-то не так.
И фестивальное движение. Чтобы вы знали, «Лістапад» создавал Союз кинематографистов. До сих пор пытаются стереть этот факт — но до определенного года ни город, ни другие организации не имели к фестивалю никакого отношения. Я не против участия других, только не вытесняйте нас с нашей территории. В декабре союзу будет 60 лет, во время «Лістапада» мы проведем мероприятия — из разных республик к нам прилетят председатели союзов кинематографистов. Мы организуем встречи на киностудии, в Академии искусств, в разных городах.
Есть те, кто говорит — Союз кинематографистов уже не тот, что раньше. Конечно, не тот. Вы же нам ничего не оставили, кроме пустой комнаты и членов союза, которые хотели уходить окончательно. А мы их сохранили. И большое спасибо тем, кто мне в этом помог.
Арина КАРПОВИЧ
Фото Елизаветы ГОЛОД
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/aryna-karpovich
[2] https://zviazda.by/ru/author/lizaveta-golad
[3] https://zviazda.by/ru/kultura
[4] https://zviazda.by/ru/tags/soyuz-kinematografistov
[5] https://zviazda.by/ru/tags/viktor-vasilev
[6] https://zviazda.by/ru/tags/intervyu-2
[7] https://zviazda.by/ru/tags/belarusfilm-4