Этот вид транспорта уже прочно вошел в нашу жизнь и стал его неотъемлемой частью. На нем лихо гоняют как дети, так и взрослые. Последние, кстати, используют электросамокаты как средство передвижения. Нередко в летний период на них пересаживаются и автовладельцы. Только не все владеют правилами безопасного вождения — к сожалению, не обходится без травм.
Какие нарушения во время дорожного движения совершают самокатчики, к чему приводит лихачество на дороге и когда, наконец, вступят в силу изменения в Правила дорожного движения, где впервые прописаны требования к водителям электросамокатов, корреспонденты «Звязды» узнали у сотрудников Государственной автомобильной инспекции. Вместе с инспекторами мы прошлись по минским улицам и понаблюдали, как ведут себя пользователи электросамокатов. Не обошлось без интересных выводов и полезных рекомендаций.
Велосипедисты и пешеходы по-прежнему остаются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Участились случаи травматизма людей, перемещающихся на электросамокатах, сегвеях, гироскутерах, моноколесах и другом электротранспорте — вскоре их всех будут называть средствами персональной мобильности. Новая редакция Правил дорожного движения вступает в силу уже этой осенью, 27 октября, — соответствующий указ в апреле был подписан главой государства.
Как сообщили в Министерстве внутренних дел, документ принят с целью повышения культуры участников дорожного движения, стимулирования использования электротранспорта и снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Предусмотренные указом меры повысят безопасность на дорогах и сделают участие в дорожном движении более удобным и комфортным для граждан.
Что касается электросамокатов и других средств персональной мобильности, как их принято будет называть, перемещаться на них можно будет по велосипедной дорожке. При ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. Использовать средства персональной мобильности, за исключением жилых и пешеходных зон, смогут лица, достигшие 14-летнего возраста. Двигаться на электротранспорте нужно будет со скоростью велосипеда — не более 25 км/ч. Запрещено перемещаться на нем в состоянии алкогольного опьянения, перевозить пассажиров, если последнее не предусмотрено конструкцией.
Как рассказывает старший инспектор по особым поручениям Главного управления ГАИ МВД подполковник милиции Александр Бруй, изменения в Правила дорожного движения, связанные с электротранспортом, обусловлены появлением нового вида передвижения. Сотрудник органов внутренних дел говорит, что все закономерно, и приводит как пример изменения в ПДД, вызванные в свое время массовым использованием за рулем мобильных телефонов. В результате запрет разговоров по телефону во время движения на автомобиле повлиял на снижение аварийности вследствие невнимательности.
— В последнее время пешеходы активно перемещаются на средствах персональной мобильности, которые не стоят больших денег, поэтому доступны почти для каждого, — продолжает Александр струй. — Соответственно, появилась новая категория участников дорожного движения, которая ни под какую существующую категорию не попадала. Пришлось ввести новое понятие «средство персональной мобильности», под которым подразумевается приспособление или устройство, при помощи которого перемещаются пешие участники дорожного движения. Вскоре они неукоснительно должны будут соблюдать правила дорожного движения, которые распространяются на пешеходов.
Безусловно, польза от использования электросамокатов очевидна. Это и экологический аспект — вред окружающей среде такой вид транспорта не приносит. И для здоровья иногда неплохо если не полностью пересесть на электросамокат, так хоть то и дело на нем покататься, особенно на свежем воздухе. Однако главное, на что при этом стоит обращать внимание, — безопасность как собственная, так и окружающих.
Безопасное перемещение пользователей электротранспорта на территории Минска и всей страны контролируют сотрудники Госавтоинспекции. Проводят они и большую профилактическую работу с населением — активные пользователи персональных средств мобильности, в первую очередь молодежь, должны быть подготовлены к нововведениям, которые их вскоре ожидают.
— Используя электросамокаты, в первую очередь нужно быть внимательными, — подчеркивает начальник отделения Главного управления ГАИ МВД капитан милиции Вероника Романькова. — Рекомендуется надевать шлем. Если перемещаетесь в темное время суток, обязательно обозначайте себя светоотражающими элементами, чтобы тебя увидели как пешеходы, так велосипедисты. И на территории Минска, и в других городах есть места, где необходимо снижать скоростной режим. Используя электросамокаты, помните о том, что если вы двигаетесь по тротуару, пешеходной дорожке или велодорожке, вы там находитесь не одни — там есть еще такие же участники дорожного движения, как и вы: велосипедисты и, конечно, пешеходы, заслуживающие особого внимания.
Госавтоинспекция держит на контроле и обострение дорожного травматизма. Фиксируются отдельные случаи попадания в дорожно-транспортные происшествия граждан, которые в своей ежедневной жизнедеятельности используют электросамокаты. Вероника Романькова рассказывает, что наиболее травм по вине электросамокатчиков происходит из-за их же невнимательности. «Иногда возникает конфликт с водителями автомобилей, — объясняет сотрудница ГАИ. — В частности, на пешеходном переходе гражданин, использующий электросамокат, не всегда снижает скорость. И из-за того, что он резко может появиться на проезжей части, может произойти дорожно-транспортное происшествие. Иногда бывают случаи, когда в опасные ситуации попадают сами пешеходы. Здесь, безусловно, важно внимание как одних, так и других». В то же время, замечают в милиции, культура поведения людей на дороге повысилась. Однако над этим постоянно нужно работать.
Действительно, сегодня многие могут себе позволить иметь электросамокат. Те, кому это не по силам или когда вследствие нечастого использования такой необходимости нет, прибегают к услугам каршеринга. Взять в аренду электросамокат можно в любое время и практически в любом месте — во всяком случае, в Минске этот двухколесный транспорт можно встретить на каждом шагу. Однако не влияет ли такая доступность электросамокатов на безопасность дорожного движения?
Об этом мы поговорили с представителем одной из каршеринговых компаний. В Минске они работают всего месяц, но определенные выводы сделать уже могут. В собственности каршеринга — две тысячи самокатов. Все они — под контролем компании.
Директор по коммуникациям каршеринга Юлия Камойлик отмечает, что Минск – прекрасный город, по которому хочется гулять. «Однако есть определенные транспортные задачи: например, доехать до офиса, спортзала или куда-то еще, которые реализовываются, в том числе на самокате, — говорит она. — Многие в летний период даже перестают пользоваться автомобилем, чтобы больше времени проводить на свежем воздухе. 80 процентов поездок на наших электросамокатах осуществляется по транспортному сценарию, ради прогулочных целей — только 20 процентов».
Представители каршеринга замечают, что с появлением электросамокатов машин в городе стало немного меньше. От этого, безусловно, чище становится воздух и лучше чувствуют себя люди, особенно если учесть, что поездки на самокате связаны с приятными эмоциями. «При этом мы многое сделали для того, чтобы самокат был безопасным, — отмечает Юлия Камойлик. — Все две тысячи самокатов настроены у нас одинаково, мы управляем ими отдаленно. Скорость у наших самокатов ограничена, в вечернее время обязательно срабатывает фара».
Заботятся представители каршеринга и об этике поведения самокатчиков на дороге, о соблюдении ими Правил дорожного движения. Под эгидой компании недавно работала школа безопасного вождения, где каждый мог получить бесплатную консультацию по безопасному управлению электросамокатом. Также в помощь водителям самокатов каршеринговой компанией создано мобильное приложение, которое доступно и для наших пользователей. Этим они хотят сказать, что у самокатов правила есть, они просты и их несложно соблюдать. Если правила нарушаются, для пользователей электротранспорта предусмотрен штраф: например, за передачу самоката ребенку или за передвижение на нем двоих человек. Все это фиксируется.
— На самом деле, большинство людей соблюдает правила, — обращает внимание Юлия Камойлик. — Тех причин, которые приводят к травматизму, не так много. Например, нельзя практиковать поездки вдвоем, особенно если среди пассажиров — дети. У самоката — небольшой круг, любое неравенство вызывает шатание. Если на нем находятся два человека, то качнуть может сильнее и пассажиры могут упасть. Поэтому один самокат — один человек. И это всегда взрослый человек.
Еще одна из причин, по которой человек на электросамокате может получить травму, связана с неправильным пересечением пешеходных переходов. Особенно это опасно, если человек, едущий на самокате, не слезает с него — неважно, пересекает он проезжую часть на пешеходном переходе, который регулируется, или нет. Это грозит встречей с автомобилем. Чтобы избежать неприятностей, при перемещении через пешеходный переход самокат необходимо катить рядом.
Представитель каршеринга отмечает, что за месяц, пока они работают в Минске, травм с их электросамокатами не зафиксировано. Они полагают, что в этом заслуга города — в столице широкие тротуары и большое количество велодорожек, при правильном использовании которых аварийность минимальна. Полностью избежать травматизма или свести его к исключительным случаям, безусловно, позволят изменения в Правила дорожного движения, которые, напоминаем, вступят в силу уже этой осенью.
Вероника КАНЮТА
Фото Елизаветы ГОЛОД
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/veranika-kanyuta
[2] https://zviazda.by/ru/author/lizaveta-golad
[3] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[4] https://zviazda.by/ru/tags/elektrosamkat
[5] https://zviazda.by/ru/tags/bezopasnost
[6] https://zviazda.by/ru/tags/mvd