Часто молодые мамы маленьких детей, особенно если это первый ребенок в семье, чрезмерно проявляют заботу. В это время все их внимание безраздельно принадлежит малышу. Безусловно, таким образом мать пытается уберечь ребенка от возможных потрясений, неудач и травм. Мы часто можем слышать на прогулке следующие слова: «Не трогай! Не ходи! Упадешь! Разобьешься!». Только мы забываем, что оберегая себя от возможных переживаний, мы провоцируем пассивность ребенка. А потом удивляемся, почему у него нет целей и мотивации, почему он ни к чему не стремится. Конечно, ограничивать ребенка от реальной опасности просто необходимо. Но существуют вещи, которые обязательно нужно позволять делать детям, если вы хотите, чтобы они были уверенными, ответственными, сострадательными, смелыми и настойчивыми.
Позвольте помогать. Все время мы беспокоимся, что ребенок может сломать, разбить, разлить, поэтому и контролируем. А потом удивляемся, что наш ребенок не желает нам помогать, не проявляет инициативы. Родители должны только поощрять помощь с домашними делами. Это учит их ответственности, которая им пригодится во взрослой жизни. А ваша благодарность заставит помогать еще больше. Благодарите за предложенную помощь, даже если посуда вымыта не идеально. Главное - старания. Ребенок обязательно научится и с каждым разом у него будет получаться все получше. Не критикуйте, это убивает энтузиазм. Поймите: ребенку важно чувствовать свою значимость, понимать, что он нужен.
Помощь с покупками, уборка и содержание дома в чистоте — полезные домашние обязанности, которые детям необходимо осваивать как можно раньше.
Позвольте ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Это известная всем истина. Каждый человек имеет право на ошибку. А между тем правильно ошибаться — это важный навык. Без ошибок нет прогресса. Ошибки необходимы как для детей, так и для взрослых. Не запрещайте малышу ошибаться, позвольте ему проверить свои силы. Мы все ошибаемся. Иногда эти ошибки дают нам больше, чем правильные ответы. Иногда неудача – это новая возможность. Важно понимать, что ошибка – нормальное явление, и естественная часть процесса обучения.
Позвольте пачкаться во время игры. Все дети пачкаются. И это естественно. Но проблема в том, что не все родители могут спокойно к этому относиться. На самом деле, грязные игры даже полезны для детей. Они укрепляют иммунитет, тем самым улучшают здоровье ребенка. Такие игры просто необходимы. Так что играть с грязью не так страшно, как кажется родителям. Впрочем, детям следует знать и правила гигиены — тщательно мыть руки после того, как они вдоволь наигрались.
Позвольте неистовствовать, шуметь, кричать и бегать. Ребенку нужна выплеска энергии. Таким способом дети выражают свои эмоции, расслабляются. Конечно, есть места, где такое поведение неуместно, но дома максимально позвольте малышу быть таким, каким ему хочется. Главное, установите временной промежуток: после 21.00 в квартире не должно быть шума и криков. Разделяйте желания своего ребенка, присоединяйтесь к нему: попрыгайте, покидайте подушки. Это только укрепит ваши отношения.
Разрешите кушать самому. В возрасте примерно 9 месяцев малыш может начать самостоятельно брать ложку в руки. Но это не значит, что он сможет полноценно справляться сам. Скорее в этот период он пытается скопировать движения взрослых. Полноценно обучать следует начинать в возрасте от 10 до 12 месяцев. В этот период достаточно развита моторика рук и появляется интерес к освоению нового процесса. Конечно, гораздо проще и чище накормить ребенка взрослому. Этим аргументом убеждают себя гиперответственные матери. Но, если мы будем запрещать самостоятельно пытаться поесть, тем самым мы мешаем ребенку взрослеть, чувствовать себя большим, уверенным в своих силах. Не мешайте проявлять самостоятельность! Помните, что это действие положительно влияет на моторику.
Позвольте играть с водой. Вода — особый натуральный, гибкий и безопасный материал, обладающий огромными возможностями для развития ребенка. Она манит не только детей, но и взрослых. Вы же, наверное, помните, какой восторг вызвали в вашем детстве обливание водой. Купите водяные пистолеты, присоединяйтесь к баловству и получайте удовольствие вместе.
Позвольте недоедать обед. Организм ребенка лучше вас знает, сколько пищи ему необходимо. Поэтому для формирования правильного отношения к еде, позвольте ребенку самому регулировать количество пищи. В детях природой заложена программа выживания. И эта программа не даст малышу, который нуждается в питании остаться голодным. Если же родители заставляют кушать, особенно при помощи шантажа, ребенок не научится чувствовать свое тело, удовлетворять его потребности. Кроме того, мы сбиваем механизмы голода и насыщения. Это значит, что в дальнейшем, даже если ребенок будет чувствовать себя сытым, он может продолжать объедаться. Ведь он привык кушать, даже если не голоден. А это уже грозит ожирением.
Позвольте фантазировать. Нельзя запрещать ребенку выдумывать и мечтать. Выдумки — естественная и важная часть детства. Она позволяет развиваться правому полушарию мозга, которое отвечает за функции творчества, памяти, интуиции и эмоции. Мир детской фантазии огромен и разнообразен. Именно из таких мечтателей вырастают великие художники, скульпторы, дизайнеры, писатели. Если не будет фантазии и представлений, у нас не развивалась бы наука. Без воображения дети не усвоили бы ни одного предмета, потому что не смогли бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями. Поэтому поддержите эту игру в небылице, проявите искренний интерес к рассказам ребенка, так вы наилучшим образом позаботьтесь о его полноценном развитии.
Позвольте высказывать мнение. Помните, что ребенок — это маленькая личность, полноправный член семьи, и у него тоже может быть свое мнение, которое нужно учитывать и принимать. Ребенок вправе его выражать при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому разговаривайте с ним на равных, слушайте его и помните, что у него есть свои потребности, желания, он тоже чувствует и думает! Слушайте, не прерывая и не комментируя, не пытаясь поделиться своим опытом. Дети очень быстро запоминают, какая именно реакция была на их высказывание. И если она им не понравилась, больше эту тему не поднимут.
Психолог Елена ШЕВЧЕНКО
Фото pexels.com
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alena-shauchenka
[2] https://zviazda.by/ru/kaleydaskop
[3] https://zviazda.by/ru/tags/detskaya-psihologiya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/otnosheniya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/razvitie-detey
[6] https://zviazda.by/ru/tags/vospitanie