Существует много компаний, владельцы которых — семейные пары. Опираясь на личный опыт (я — основатель консалтинговой компании) и кейсы клиентов, могу сказать, что в 95% случаев такой бизнес неуспешен. Далее расскажу, почему так происходит, а также поделюсь советами, которые помогут сохранить и семью, и бизнес.
Теперь советы, которые помогут решать трудные ситуации в партнерстве с супругом, друзьями или родственниками.
Звучит радикально. Но представим: у мужа свой бизнес, жена вышла из декрета, и ей нужна работа. Муж рассуждает, стоит ли взять ее в свою компанию. Когда у меня просят советы в таких ситуациях, я всегда уточняю: а сохранились ли у пары романтические отношения?
Если супруги любят друг друга, испытывают всю гамму пылких чувств — начинать работать вместе не стоит. Этим можно только усложнить свою жизнь и подвергнуть риску романтические отношения. А ведь они должны наполнять энергией, творчеством и созданием. Лучше помочь своей половинке начать собственный бизнес или найти хорошую работу.
Чтобы сохранять и бизнес, и близкие отношения, нужно безупречно разделять эти две сферы. И муж, и жена должны согласиться с этим.
Если вы приходите на работу, то вы — бизнес-партнеры или руководитель и подчиненный. Вы на 100% должны выполнять эти роли: соответственно относиться друг к другу, исполнять обязанности, отчитываться, тренировать и обучаться. Но, переступив порог дома, вы тут же переключаетесь. Нужно выйти из образа строгого начальника и стать заботливым супругом.
Это действует. Но вы должны быть чрезвычайно дисциплинированы и компетентны, чтобы переключать роли сознательно. Любая проблема в бизнесе или в семье будет мешать, рискуя «взорвать» все. Именно поэтому я говорю, что только в 5% случаев бизнес с супругом, родственником или другом будет успешен.
Конечно, в семейном бизнесе есть плюс — вы находитесь на одной волне. Начиная совместное дело, показываете, что доверяете друг другу и готовы оказывать поддержку. Вы рядом с человеком, который вас понимает и погружен в проблемы вашей компании. Но это тонкий лед: чтобы идти по нему, оба должны стать профессионалами в области управления.
В компании необходимо внедрить понятную организационную структуру, четко разделить обязанности. Ввести простые правила взаимодействия руководителей, указать, какие конкретно результаты вы желаете получать от каждого сотрудника. Обязательно внедрите их подведение, чтобы понимать, как обстоят дела.
Хорошо организованная система управления, которую вы умело используете, помогает сохранить порядок. А также разделять личные и трудовые отношения в семейном бизнесе. Конечно, это не решает проблемы на 100 процентов, но значительно увеличивает шансы сохранить и приятные отношения между супругами. Не стоит приносить их в жертву своему бизнесу.
Александр ВЫСОЦКИЙ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[2] https://zviazda.by/ru/tags/semeynye-pary
[3] https://zviazda.by/ru/tags/biznes-1
[4] https://zviazda.by/ru/tags/partnerstvo
[5] https://zviazda.by/ru/tags/sovety