«У гэтых караваях сямі палёў пшаніца, сямі вадзіц крыніца. На шчырасці замешаны і на сяброўстве печаны» — с такими словами женщины из любительского объединения «Чараўніцы-каравайніцы» знакомили со своими гостевыми и кулинарными традициями на республиканской выставке по нематериальному наследию, которая проводилась в Музее истории города Минска. Женщинам поручили встретить участников международного семинара «Сохранение нематериального культурного наследия стран СНГ в контексте глобальных вызовов».
Такая масштабная, общереспубликанская выставка, в ходе которой на одной площади была представлена информация, касающаяся сохранения нематериального культурного наследия, в Беларуси проходит впервые. Обычаи, праздники, традиции, знания и навыки, ремесла представляли носители, участники народных коллективов и Домов культуры, народные мастера, музейные сотрудники. Они рассказывали об элементах, включенных в Государственный список историко-культурных нематериальных ценностей Беларуси. Кстати, сегодня в него внесено 164 объекта, за которыми стоит более тысячи носителей.
Каждая область старалась максимально разнообразно показать свои народные сокровища. Только Гродненщина представила 18 элементов нематериальной культурной ценности. Среди них сопоцкинские писанки — отличительная традиция расписывания пасхальных яиц с черно-белым узором. Краска в течение трех месяцев настаивается на коре дуба и железных гвоздях. По-своему, при помощи сухих цветов, на Гродненщине украшали веточки вербы. Мостовский район представил двойное ткачество. В этой технике выполняются даже современные гобелены с изображениями архитектурных памятников. Специалист Лидского районного центра культуры и народного творчества Ирина Дыдышко собирала материал, касающийся традиций, оставленных нам предками, и восстановила свадебные костюмы. Простое двухнитное ткачество, которое сберегается в Волковыске, дает представление о том, из какой ткани еще наши бабушки и дедушки делали одежду...
На выставке происходили и мастер-классы. Так, можно было попробовать вместе с народным мастером Натальей Климко из Новогрудчины сделать выбиванку — необычную вытинанку, которая не вырезается ножничками, а именно выбивается при помощи молоточка и долото. Мастера с Дрибинщины учили плести лапти из лыка. Хозяйки из Малориты специально для выставки привезли гречневый хлеб. Традиция его выпекания в Государственном списке нематериальных ценностей закреплена в 2020 году. Без гречаников в Малоритском районе не обходится ни одно торжество. Их пекут на свадьбы и юбилеи. А в годы войны именно рецепт бабушек помог местным жителям выжить, ведь другого зерна в то время не хватало. Первое же упоминание о выпекании из гречневой муки относится к ХVІІІ века!
Со своим хлебом на выставку прибыли и гости из Любанщины. Традиция выпекания здесь не прерывалась никогда. Даже в советские времена, когда ржаную муку (а, по местным рецептам, она обязательно добавляется в тесто), невозможно было добыть, женщины покупали ржаной хлеб, размачивали его, смешивали с тестом и перепекали по своему вкусу. Сегодня традиция выпекания домашнего хлеба сохраняется в деревнях Кузьмичи и Жоровка Любанского района, но постепенно рецепты перенимают хозяйки и из других населенных пунктов. Уже горожане пытаются его выпекать дома и даже кладут в духовку маленькие кусочки кирпича — чтобы добавить хоть немного «печного» запаха.
Выставка была богатой на интересные встречи. Так, обряд «Рождественские цари», внесенный во всемирный список нематериального наследие ЮНЕСКО, приехали представлять бывшие «цари» Максимилиан и Мамай, точнее, мужчины, исполнявшие их роли, когда в 1996 году обряд начал восстанавливаться. С какой радостью и благодарностью они приветствовали свою «крестную мать» Татьяну Кухаренок. Именно благодаря помощи этой ученой из Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси уникальный обряд Минщины был возрожден и признан на международном уровне. Семежево славится и своими ткацкими традициями. Так, испокон веков здесь делали красно-белые полотенца в технике закладного ткачества. Основной узор закладывался так называемыми матрушками — намотанными нитями, а белое полотно ткалось в шахи (особое переплетение). Каждый узор имел свое название (сегодня известно около 20): «орел», «деды», «орловые ножки», «белая звезда», «пороги», «березовый листок», «гребни», «лупач».
В экспозиции можно было увидеть копию иконы из Будслава, Мотольский свадебный каравай, жлоб — отличительная батлейка с Витебщины, соломенные и гончарные изделия, вытинанки, узнать об обрядах, ремеслах и практике, в том числе о технике изготовления Припятского челна, которая в этом году вошла в Государственный список нематериального культурного наследия.
Кстати, выставка проводилась уже в конце международного научно — практического семинара, посвященного сохранению нематериального культурного наследия, организатором которого выступили Министерство культуры Республики Беларусь и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Гости из Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана не скрывали эмоций, говорили что они «утонули» в этом море любви к национальным традициям и знаниям; обозначали для себя интересные подходы по охране наследия, подмечали, чем похожи и чем отличаются народные традиции.
Много открытий гости сделали и во время концерта «Традиции и преемники», который накануне прошел на базе одного из организаторов мероприятия — Белорусского государственного университета культуры и искусств, куда приехали аутентичные и детские и молодежные коллективы из разных регионов страны. Кстати, такая презентация певческого, танцевального и обрядового наследия в Беларуси опять-таки проводилась впервые. Народный фольклорный ансамбль «Галасы Спадчыны» из Полоцкого района представил характерное только для их региона исполнение купальских и августовских песен в перехлест. Фольклорно-этнографический ансамбль «Таняжанка» исполнил народную заклинательную песню, записанную в Лельчицком районе от женщины 1911 года рождения. Носителями нематериальной историко-культурной ценности — обряда «Правідэмо зіму» — являются жители деревни Пинковичи.
А еще участники концерта познакомили гостей с обрядом «Проводы русалки» и «Куры» (в последнем на Рождество участвовали девочки до 14 лет, которые с песнями обходили деревенские дворы и желали благополучия хозяевам). Белорусские песни и танцы вместе с народными коллективами представляли студенты университета культуры.
Главные задачи семинара, собравшего исследователей в области охраны нематериального культурного наследия стран СНГ, — поиск путей сохранения достояний, которые веками накапливались народом, расширение регионального сотрудничества в области их сохранения и популяризации, что будет способствовать поддержке культурного разнообразия и развитию межкультурного диалога.
Белорусские участники семинара отметили, что сегодня в стране многое делается для сохранения, фиксации, изучения, передачи, а также приумножения историко-культурных ценностей и традиций, которые являются символом национальной идентичности, своеобразным кодом белорусской нации. И здесь дело не ограничивается только поддержкой носителей, важную роль начинает играть образование. Важно как передавать детям знания в центрах дополнительного образования, так и интегрировать в учебные программы учебных заведений. Расширение традиционных знаний происходит и благодаря фестивалям народного творчества, созданию национально-культурных брендов, разработке новых экскурсионных маршрутов. И, тем не менее, в области охраны нематериального наследия еще много проблем.
«Урбанизация, старение населения либо субъективные, необдуманные решения несут определенную опасность и риск, что может угрожать сохранности либо преемственности традиций, знаний, навыков и умений», — заметил консультант отдела организации охраны и учета историко-культурных ценностей управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры РБ Геннадий Ходор.
Заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Татьяна Володина привела пример, как незнание определенных обрядов может угрожать их исчезновению. Например, такая угроза вознесла в отношении чествования «каменных девочек». Издревле в некоторых белорусских деревнях было принято надевать каменные кресты, в результате чего те напоминали женские фигуры. Если раньше при церкви служили люди, знакомые с местными традициями и преданиями, которые спокойно относились к подобным народным практикам, то сегодня новые священники, ориентирующиеся исключительно на собственные церковные знания, пытаются остановить обряды, которые им кажутся языческими, приказывают убирать убранства с камней. На самом деле за каждым обрядом стоит история определенного региона, уклад жизни, истории и мечты разных поколений, уважение к наследию, которое передавалось от дедов, поиск самоидентификации жителей именно этой местности. Поэтому так важно предупреждать подобные конфликты.
Серьезной проблемой для сохранения определенных обрядов является уменьшение деревенского населения. Нематериальное наследие может исчезать, если отходят носители. Иногда и чрезмерное внимание к обрядам также может нести угрозу. Важно, чтобы реконструкторы не приписывали объектам смыслов, которых раньше не было, не устраивали костюмированных шоу и концертов в местах, которые предки почитали, считали святыми. Толпы туристов могут принести вред и природе.
Сегодня в Беларуси большое внимание уделяется передаче знаний, навыков и умений детям. Но как завлечь малышей на занятия, например, соломоплетением, когда существует столько новомодных современных кружков вроде IТ и роботехники? Включение в охранный список также может способствовать росту интереса к традиционным занятиям. Так, сегодня малышам можно сказать, что они делают из соломки объекты нематериального наследия, а не просто соломенных пауков или кукол. Традиции соломоплетения в Беларуси, которые уже входят в государственный охранный список, поданы для включения в список всемирного культурного наследия, и в ближайшее время эта заявка будет рассматриваться на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального наследия ЮНЕСКО.
Елена ДЕДЮЛЯ
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alena-dzyadzyulya
[2] https://zviazda.by/ru/tags/yaugen-pyasecki
[3] https://zviazda.by/ru/kultura
[4] https://zviazda.by/ru/tags/seminar-0
[5] https://zviazda.by/ru/tags/kultura
[6] https://zviazda.by/ru/tags/sng
[7] https://zviazda.by/ru/tags/tvorchestvo