Вы тут

Недоверие, перерастающее в стратегическое соперничество


Странные вещи происходят на наших глазах. Бывшие союзники времен холодной войны становятся геополитическими конкурентами, а враги – превращаются в союзников. Огромное количество противоречий между США и ЕС, которые выкристализовались в связи со шпионским скандалом, инициированным Эдвардом Сноудэном, различными позициями по сирийскому кризису и иранской ядерной программе рискует перерасти в настоящее противосстояние. Однако такое положение вещей, в свю очередь, способствует сближению США и России с целью противодействия влиянию ЕС и формирует благоприятную почву для дальнейшего усиления будущего Евразийского союза.

 

Еще раз об Эдварде Сноудене

Несомненно, экс-сотрудник Агенства национальной безопасности США Эдвард Сноуден войдет в историю правозащитной деятельности как выдающийся борец против попыток государственной машины США покуситься на тайну частной жизни собственных граждан и не только собственных. Однако гораздо большее значение деятельность Сноудена будет иметь для глобального геополитического ландшафта.

Неожиданный скандал, связанный с именем Эдварда Сноудена и сбором американскими спецслужбами информации о гражданах других стран (программа PRISM), в первую очередь, о гражданах стран-членов ЕС, внес существенные коррективы в двухстороннюю повестку дня взаимоотношений между США и ЕС, начиная от вопросов экономического сотрудничества и заканчивая вопросами военно-технического взаимодействия и обмена разведывательной информацией.

Больше всего американские спецслужбы интересовались гражданами Франции и Германии: ежедневно они отслеживали около 2 млн. французских и 15 млн. немецких звонков. Слежка велась, в том числе, за штаб-квартирой Евросовета в Брюсселе, дипмиссиями ЕС и посольствами ряда европейских стран в США. Ряду европейских лидеров, как например, немецкому канцлеру Ангеле Меркель и французскому президенту Франсуа Оланду, не удалось избежать прослушки личных телефонных переговоров.

Эти сенсационные разоблачения Сноудена породили недоверие между двумя традиционными евроатлантическими союзниками, которое с каждым днем становится все крепче и крепче и рискует перерасти в полноценное стратегическое соперничество.

Наиболее жесткую позицию в отношении США в связи со шпионским скандалом заняли Германия, Франция и Нидерланды – ведущие в экономическом отношении страны ЕС. Канцлер Ангела Меркель вообще обвинила США в поведении в стиле «холодной войны», а комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем предупредила власти США, что Евросоюз может прекратить обмен информацией между европейскими и американскими спецслужбами в связи с обнаружением прослушивающих устройств в кабинетах послов европейских стран. В своем обращении к властям США еврокомиссар подчеркнула, что в американо-европейских отношениях наступил «деликатный момент», так как обоюдное доверие и конфиденциальность сильно подорваны.

По мнению бывшего вице-спикера парламента Бельгии Лода Ванооста, главной целью программы PRISM является именно экономический шпионаж против Евросоюза, и это имеет самое прямое отношение к планам Вашингтона подписать договор с ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Это соглашение предполагает либерализацию сферы торговли и инвестиций, а также устранению регуляторных и других тарифных и нетарифных барьеров между США и ЕС. Однако между ЕС и США до сих сохраняется огромное количество противоречий по данному соглашению.

Представитель ЕС по вопросам юстиции Вивиан Рединг уже заявила, что над переговорами по заключению договора о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве нависла угроза в связи со шпионским скандалом. По её мнению, «союзники друг за другом не шпионят». А Евросоюз по инициативе Франции намерен вести соответствующие торгово-экономические переговоры с США параллельно с дискуссиями о слежке со стороны АНБ.

Помимо влияния на вопросы торгово-экономического взаимодействия между ЕС и США шпионский скандал с участием Сноудена оказал существенное влияние на сферу военно-технического сотрудничества и обмена информацией между разведками США и стран ЕС, которые могут иметь далеко идущие геополитические последствия.

 

На пути к Европейскому разведывательному и оборонному агентству

Сразу же в ответ на действия АНБ США со стороны ЕС были  озвучены намерения создать собственное Агентство по разведке и обороне, в рамках которого планирует широко использовать беспилотники-шпионы, спутники слежения и военную авиацию. Предполагается, что руководить органом будет верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. В первую очередь страны ЕС намерены наладить совместную разработку и производство разведывательных беспилотников, преодолев в этой сфере отставание от США и Израиля, а также существенным образом трансформировать формат взаимодействия со спецслужбами США, ограничив их возможность собирать данные на территории ЕС.

Эта инициатива будет иметь важное военное и экономическое значение, предполагающая развитие внутреннего рынка товаров оборонного назначения, мощную промышленность для их производства и военные исследовательские центры. На сегодняшний день в оборонной промышленности ЕС задействованы около полутора миллионов рабочих с оборотом в 96 миллиардов евро. Так же речь может идти о создании собственной системы командования и связи, которая использовалась бы в оборонных целях.

Все это свидетельствует о том, что ЕС намерен создать свой аналог американского Агентства национальной безопасности. Многие высокопоставленные чиновники в ЕС не скрывают, что рассматривают план по укреплению обороны в качестве своеобразного ответа АНБ путем создания собственной спецслужбы и шпионской сети.

 

Брюссельский саммит ЕС: от «банковского союза» к единой и самостоятельной военно-оборонной политике

Кстати, на прошедшем 19 – 20 декабря в Брюсселе саммите глав государств Евросоюза, во время которого изначально планировалось рассмотреть, в основном, вопросы создания «банковского союза» ЕС, в итоге не обошлось без обсуждения проблем в области единой европейской политики безопасности и обороны.

Причиной озабоченности стали, в большей степени, ряд действий со стороны России, прежде всего:

непрекращающиеся и необъяснимые торговые войны против некоторых стран ЕС и его партнеров;

политика ценового давления российского монополиста «Газпром» в отношении стран Восточной Европы;

усиление и наращивание военного потенциала на западных российских границах, в частности, размещение российских наступательных ракетных оперативно-тактических комплексов «Искандер» в Калининградской области, в зону действия которых попадает половина Европы.

Результатом саммита, помимо образования банковского союза ЕС, в итоге стали намерения ЕС сформировать единый европейский рынок оборонной продукции, принять план активизации по развитию европейской оборонной промышленности, активно развивать программу “Horizon 2020”, позволяющую оперативно сближать новые научные разработки в гражданской и военной сферах. Также обсуждалась кибернетическая и экономическая безопасность стран ЕС. И хотя прямо вопрос создания Европейского разведывательного и оборонного агентства не обсуждался, вероятнее всего, в скором времени он опять появиться в общеевропейской повестке дня, особенно на фоне информации о том, что США могут сократить свои военные расходы в Европе на 20 процентов. По правде сказать, члены ЕС также сокращают финансовое участие в Североатлантическом альянсе.

Тем временем, интеграция ЕС в военно-промышленной сфере продолжает укрепляться. Крупнейшие авиапроизводители Европы – Dassault Aviation (Франция), EADS (Германия, Франция и Испания), а также Finmeccanica (Италия) – уже обратились к правительствам своих стран с просьбой выделить средства на производство европейского беспилотного самолета-шпиона MALE. В настоящее время в Европе уже существует проект стоимостью 652 млн. долларов по разработке беспилотников типа Euro Hawk.

В оборонной сфере Евросоюз предпринимает шаги, направленные на обеспечение собственной безопасности, самостоятельно создает свои военные силы, отдельные от НАТО. Так, в ЕС сегодня действует система Pooling and Sharing (P&S – Объединяя и распределяя), которая предусматривает совместные закупки военной техники и вооружения, использование совместной научно-исследовательской базы, создание объединенных боевых частей и соединений, ролевая специализация и распределение задач между странами ЕС.

Все это демонстрирует тот факт, что ЕС имеет амбиции превратиться в самостоятельный военно-политический центр силы, независящий от своего главного евроатлантического союзника – США. Показательно, что Великобритания, главный союзник США в ЕС, высказалась резко против планов ЕС проводить независимую оборонную и военную политику.

Тем не менее, на наших глазах начинает зарождаться европейский военно-политический и оборонный союз, не совпадающий с границами и выходящий за рамки компетенций и функций НАТО. И судя по всему, в фундаменте этого нового союза будет лежать интеграция военно-политических усилий Франции и Германии, а также других государств – евроатлантических скептиков.

 

Миссия Сноудена выполнена: ЕС и США в состоянии «холодной войны»

Весьма символично в этом контексте заявление Сноудена, которое он сделал сразу же после брюссельского саммита глав государств ЕС, что его миссия выполнена. Оценив последствия его деятельности, которые спровоцировали напряженность между ЕС и США, можно с уверенностью утверждать, что это так.

Ранее мы уже выдвигали гипотезу о «миссии Сноудена», которая заключалась в том, чтобы проверить глубину отношений между Россией и США и нанести им ущерб. Однако российско-американские отношения выдержали испытание на доверие, в отличие от американо-европейских. И теперь, когда взаимоотношения ЕС и США с каждым днем скатываются, как емко подметила канцлер Ангела Меркель, к состоянию «холодной войны», отношения России и США все больше приобретают стратегическое измерение. Как мы уже писали ранее, первыми сигналами в пользу этого стало активное американо-российское сотрудничество в вопросах разрешения сирийского кризиса и выработке общих подходов к иранской ядерной программе.

 

Да здравствует союз США и России!

С призывами усилить американо-российское сотрудничество недавно выступили ряд высоких российских и американских политических фигур. Так, в солидном американском издании Foreign Policy, посвященному международным отношениям и глобальной политике, была опубликована совместная статья бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт и экс–министра иностранных дел России Игоря Иванова. В ней они призвали Владимира Путина и Барака Обаму возобновить регулярные двухсторонние встречи а высшем уровне. Авторы статьи также констатировали, что взаимодействие между США и Россией имеет решающее значение в решении международных проблем.

По мнению аналитиков, эта публикация, за которой, безусловно, стоит Кремль и Белый дом, является сигналом, демонстрирующим, что политика сближения востребована и санкционирована влиятельными политическими силами как в Москве, так и в Вашингтоне. Не случайно, что практически сразу следом за ней в российской газете «Известия» были опубликованы заместителя главного редактора издания Бориса Межуева, а также статья посла США в Москве Майкла Макфола, главный смысл которых заключается в том, что отношения между Россией и США продолжают развиваться в позитивном ключе, несмотря на ряд сохраняющихся разногласий.

По слухам, эти шаги, направленные на активизацию российско-американского сотрудничества, также инициированы влиятельными финансовыми кругами, стоящими за British Petroleum, недавно вошедшими в капитал «Роснефти». По крайней мере, в российской прессе статьи, призывающие к активному сближению России и США, появились именно в газете «Известия», считающейся близкой к президенту государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорю Сечину и силовым структурам.

А совсем недавно в том же американском издании Foreign Policy была опубликована статья адмирала ВМФ США в отставке Джеймса Ставридиса. В статье Ставридис предлагает не только поощрять встречи политического руководства США и России на высшем уровне, но и использовать потенциал неправительственных дипломатических форумов для сотрудничества с Россией, а также создавать совместные центры по обмену информацией, усиливать экономическое сотрудничество и осуществлять более полный обмен разведданными, в том числе во время Олимпиады в Сочи.

И в этом направлении работа идет полным ходом. Не так давно в составе российско-американской президентской комиссии по развитию сотрудничества был создан двухсторонний орган, получивший название «рабочая группа по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самим информационно-коммуникационным технологиям в контексте международной безопасности». Со стороны США группу будет возглавлять специальный помощник президента Обамы, координатор по кибербезопасности Майкл Дэниел, а руководителем российской части группы назначен заместитель секретаря Совета Безопасности Николай Климашин.

Таким образом, если обмен информацией между ЕС и США неумолимо начал сокращаться в связи со шпионским скандалом, то в американо-российских отношениях преобладает тенденция, направленная на интенсификацию этого информационного обмена.

Более того, подводя итоги деятельности президентской российско-американской комиссии в 2013 году, Обама призвал рабочие группы комиссии углубить и расширить сотрудничество с Россией, чтобы убрать барьеры для торговли и инвестиций, укрепить безопасность и добиться новых успехов в науке и инновациях. То есть, по сути, это призыв интенсифицировать российско-американские отношения по всем фронтам для того, чтобы выйти, в конечном итоге, на более глубокий уровень экономического, инновационного и военно-политического сотрудничества.

Это положение вещей фиксирует новую геополитическую конструкцию – союз США и России, направленный на противодействие влиянию ЕС, а также ряду других региональных государств и коалиций. Именно данное положение вещей определило исход вильнюсского саммита «Восточного партнерства» для Украины и сформировало почву для дальнейшего усиления будущего Евразийского союза.

Продолжение следует…

 

Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований

 

Этот материал на белорусском языке.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.