Вы тут

Наталья Вершицкая: «Важно стать ребёнку другом»


Мы идём длинными школьными коридорами, где сейчас пахнет свежей краской, мелом и деревом. Наталья Владимировна говорит, что это запах каникул. В этой школе она работает уже более 30 лет, но каждое 1 сентября ждёт с волнением и особой торжественностью, потому что всегда это новая встреча с любимой профессией и новые задачи, которые предстоит решать вместе с педагогическим коллективом.

  • Наталья Владимировна Вершицкая — заместитель директора по воспитательной работе Молодечненской школы № 1 имени Янки Купалы. Победитель конкурса «Женщина года Минщины–2019» в номинации «Активная жизненная позиция».

Весной друзья и коллеги поздравляли вас с победой в конкурсе «Женщина года Минщины». Вы заряжаете своей энергией других, постоянно участвуете в различных проектах и инициативах. Это не истощает вас эмоционально?

— Нет, это мой обычный ритм жизни. С детства я очень активный и неравнодушный человек: КВН, концерты, конкурсы, спортивные соревнования… Мне нравилось участвовать во всём этом, помимо обычной школы, я посещала музыкальную, занималась танцами и вокалом. Эту жизненную позицию я перенесла в работу.

Первая попытка поступить в БГУ на географический факультет оказалась для меня неудачной. Именно благодаря моей активности и инициативности меня приняли на работу в школу пионервожатой. Я добилась своей цели и стала географом. Вернулась в родную школу, где первое время пришлось поработать учителем начальных классов. И этот недолгий период работы с малышами помог мне понять, что на свете нет более нужной, более трудной и более радостной профессии, чем профессия учителя.

Да, многие проекты отнимают значительно времени. Иногда говоришь себе: «Боже мой, как всё успеть!» Но потом видишь результат работы и понимаешь, что всё было не напрасно. В прошлом учебном году наш педагогический коллектив получал разные награды. Но на самом видном месте в моём кабинете стоят диплом и статуэтка «Васильковая жар-птица» от Белорусского союза женщин. Ярко-голубой василёк всегда поднимает мне настроение.

— Какие из проектов вы особенно выделяете, считаете проектами первостепенной важности?

В этом году мы начали сотрудничать с благотворительной миссией «Бумеранг добра». Вместе с коллегами, школьниками и родителями мы поддерживаем детей из SOS-Детской деревни в Боровлянах. Некоторые из них проходят сложное лечение, другие остались сиротами, кто-то пострадал от домашнего насилия. Всего на попечении сотрудников SOS-Детской деревни находится почти 400 семей Минской области. Мы собирали для них средства на приобретение необходимых бытовых, гигиенических и канцелярских товаров, игрушек и сладостей. Делать подарки гораздо приятнее, чем получать. Благотворительность необходима не только тем, кто оказался в беде, но и всем участникам процесса, она даёт понимание важности быть сопричастным к хорошим делам, учит ответственности за более слабых членов нашего общества и в целом за мир, в котором мы живём.

Ещё один важный проект — «Помоги семье». Он направлен на оказание психологической и социальной помощи родителям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Вредные привычки, потеря работы, болезни или инвалидность — у каждой семьи свои проблемы, и мы стараемся привлечь специалистов, которые могут оказать поддержку, подсказать грамотные действия. Непросто завоевать доверие, хотя ты пришёл с добром. С такими семьями сложно найти взаимопонимание, но как же радостно потом, когда дела налаживаются, видеть счастливые глаза детей!

— Скоро начинается новый учебный год. Есть ли у вас идеи и планы на будущее?

— Конечно! Мы собираемся открыть в школе своё телевидение, канал назовём ТВ-1. У нас уже есть радиостанция «Радиомикс», где мы освещаем новости школьной жизни. Там работает штаб ученического самоуправления «Мы». Большой интерес у всех вызвали наши медиапутешествия, собираемся продолжать! Это проект, в котором ученики смогут виртуально посетить музеи и достопримечательности не только Молодечно, но и других городов Беларуси и мира.

— Имея большой опыт работы в школе, вы наверняка знаете, как мотивировать детей к учёбе?

— Универсального способа нет, но есть общее правило для всех родителей и педагогов стать ребёнку другом. Дети не должны чувствовать авторитарность со стороны взрослых. При этом важно держать руку на пульсе: быть добрым, но и строгим, требовательным, уметь вовремя сказать ребёнку «стоп». Что касается отношений в семье, то важно слушать и слышать своего ребёнка, видеть в нём личность. Тогда со всеми проблемами и переживаниями он придёт к вам, и будет меньше вероятности совершить ошибки. Мне приятно, когда дочь говорит мне, что я её лучшая подруга.

— Сегодня много споров вокруг авторитета учителя. Как его завоевать и удержать?

— Дети должны знать, что учитель всё поймёт, внимательно выслушает, но оценит по справедливости. Если они думают, что педагог добрый и поэтому можно не выполнять домашнее задание, значит, он выбрал неправильную позицию. У меня есть принцип четырёх «П»: Простить, Понять, Принять и Поддержать. Я редко ставлю плохие оценки. Ребята не боятся со мной разговаривать, делиться мыслями, приходить за помощью в трудной ситуации и даже поплакать, если хочется.

Для меня примером была мама, она педагог-математик, которая отдала сфере образования 38 лет. Всё моё детство проходило в классах, начиная с маленького возраста: я сидела на последней парте и наблюдала, как мама ведёт уроки. Тогда мне казалось, что она очень строга. Но за этим скрывался чуткий и внимательный педагог. Дети на переменках всегда плотным кольцом окружали её стол, всем хотелось спросить, сказать, рассказать (улыбается). Недаром говорят, что такие профессии, как врач и учитель, — от Бога.

— Современные родители, к сожалению, меньше доверяют педагогам. Как выстроить правильно взаимоотношения?

— Действительно, сегодня много специальной литературы в помощь родителям, много возможностей для внешкольного развития ребёнка. И зачастую рекомендации учителя подвергаются сомнению. В такой ситуации выстроить диалог нелегко. Но и книги, и Youtube говорят общими правилами, а школьный учитель видит конкретно вашего сына или дочь, поэтому умный родитель всегда выслушает классного педагога. Моё правило: никогда не начинать разговор с плохого, даже если именно плохой поступок стал основанием для встречи. У любого ребёнка есть положительные качества и есть успехи, но замечают ли их родители, загруженные работой и бытом? Каждый педагог — немного психолог, знаком с основами эмоционального, личностного, социального характера и понимает, как построить беседу. Уж тем более недопустимо обсуждать негативные моменты на общем родительском собрании, только с глазу на глаз. Присутствуя на выпускном вечере, часто слышу, как родители говорят: «Спасибо, вы отличный учитель и чуткий человек!» Это так радостно и трогательно, когда люди испытывают уважение и благодарность к педагогу за его труд!

— Сегодня учителю приходится буквально конкурировать с Интернетом: детям кажется, что всё можно узнать у Гугла. Как быть?

— Учитель, если он знает свой предмет на 100% и умеет увлекательно его преподнести, уже победил в этом соревновании. Детям интересно не только узнавать новое, но и слушать, разговаривать с педагогом. В образовательном процессе важна дискуссия. Конечно, учителя часто предлагают школьникам обратиться к компьютеру, но только в качестве инструмента обучения, а не с целью переложить на него свои обязанности.

— Многие замечают, что у детей снижается словарный запас. Что вы скажете по этому поводу?

— К сожалению, я соглашусь. Школьники не только меньше читают, но и меньше пишут сочинений. Раньше ученики чаще высказывали мысли письменно, это требовало умений формулировать, искать синонимы, образы. Сегодня многие ребята косноязычны, у них не хватает слов, чтобы выразить то, что они думают. Да и в повседневной жизни они общаются коротко. Взять переписку в Интернете: не «спасибо», а «спс», не «окей», а «ок». Сокращения, чтобы быть быстрее. Мы живём в таком бешеном ритме, что должны за всем успевать. Это накладывает отпечаток даже на то, что мы не находим время на спокойное общение с друзьями.

— Сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием?

— Да. В какой-то момент мне показалось, что я отдала всё, что могла. Мне стало неинтересно, и я страдала от этого. Тогда к нам в штат пришла очень инициативная и активная педагог-организатор. В её лице я увидела своего союзника, который готов работать, дерзать и идти вперёд. Благодаря коллективу я увидела, что работаю не зря: прошли классные мероприятия, которые дали свои результаты.

Некоторые предпочитают поменять работу, когда «выгорают». Я не смогла. Предложения были, но я так прикипела к этим школьным стенам… Не могу представить, как это — не прийти сюда 1 сентября, не почувствовать волнение первоклассников и выпускников, не видеть любознательных глаз детей, которые за эти годы становятся родными.

— Отражается ли ваша работа на семье? Чувствуете ли вы себя дома учителем?

— Нет, хотя раньше у мужа звучала фраза: «Ты уже дома, ты здесь жена и мама, расслабься». По молодости были моменты, когда я командовала и воспитывала мужа в стиле: «Сядь ровно и пиши!» (смеётся). Но сейчас такого нет.

— Возможно ли учителю не приносить работу домой? Ведь и после уроков в его портфеле тетради, он составляет планы…

— Возможно, но тогда нужно дольше быть в школе. Хотя мысли о работе всё равно будут с тобой. Иногда я просыпаюсь среди ночи и продумываю сценарий какого-нибудь мероприятия. А когда работала в начальных классах, бывало, что сквозь сон приходили в голову новые игровые задания. Я вставала и, пока все в доме мирно спали, записывала их, чтобы не забыть к утру.

Любой учитель остаётся учеником на всю жизнь, дома мы тоже выполняем задания, пишем планы и конспекты. Как можно прийти на урок неподготовленным и показать детям свою некомпетентность?

— На пороге новый учебный год, 1 сентября в классы придут молодые учителя. Что вы им пожелаете?

— Реализуйте свой творческий потенциал, приносите новые идеи в школу и не бойтесь ошибиться. Помните, что не всё получится сразу, но если очень хотеть, можно стать отличным специалистом. Любите детей, потому что без этого в нашей профессии не состояться.


Блиц

  • Чем занимаетесь в свободное время?

Уделяю внимание семье, помогаю маме. Люблю почитать классику. Получаю удовольствие, когда я за рулём, -- это очень расслабляет.

  • Топ-5 любимых книг

«Поющие в терновнике» Колин Маккалоу, «Сестра Керри» Теодора Драйзера, «Война и мир» Льва Толстого. Люблю Марину Цветаеву и Наталью Батракову.

  • Ваша семейная традиция

Где бы мы ни были, всегда собираемся семьёй, чтобы отметить дни рождения и годовщину нашей с мужем свадьбы. Я всегда придумываю какой-нибудь подарок-сюрприз, чтобы приятно удивить близких.

  • Ваша мечта

Наблюдать, как растёт мой внук Тёма. Увидеть, как он пойдёт в 1-й класс и как станет красивым юношей. Я хочу видеть счастливой свою дочь и её семью. Хочу, чтобы подольше жила мама и чтобы она всегда была рядом. У меня замечательная семья, понимающий муж и любимая работа. Я считаю себя счастливым человеком.

 

Виталина БАНДАРОВИЧ

Фото автора и из архива Н. Вершицкой

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Інтэр'ер для эстраднай зоркі. Глусчане сведчаць, што Філіп Кіркораў заказваў на іх фабрыцы дзверы

Інтэр'ер для эстраднай зоркі. Глусчане сведчаць, што Філіп Кіркораў заказваў на іх фабрыцы дзверы

Зараз такой фабрыкі няма, але ёсць людзі, якія могуць згадаць гісторыю яе існавання.

Грамадства

У Мінску пасля рэканструкцыі адкрыўся Музей гісторыі камсамола і маладзёжнага руху Беларусі

У Мінску пасля рэканструкцыі адкрыўся Музей гісторыі камсамола і маладзёжнага руху Беларусі

У Мінску пасля рэканструкцыі адкрыўся Музей гісторыі камсамола і маладзёжнага руху Беларусі. 

Грамадства

Злачыннае «паляванне». Як абаранiць сябе ад «аматараў чужой маёмасцi»?

Злачыннае «паляванне». Як абаранiць сябе ад «аматараў чужой маёмасцi»?

Валоданне нейкiмi рэчамi азначае i тое, што на iх могуць паквапiцца староннiя. Няма рознiцы, што гэта — мабiльны тэлефон, сумачка цi бензатрымер.