Вы тут

Ветврач Григорий Чегодаев развеивает мифы о животных


К сожалению, наши четвероногие друзья хотя бы однажды, но попадают в ситуации, когда они получают травмы или заболевают. Масштабы проблемы могут быть разными: от отравлений или повреждения кожи в драке до серьёзных переломов, если животное попало под машину.

Сегодня в гостях у «Алеси» -- ветврач, создатель Центра ветеринарной ортопедии и травматологии Григорий Чегодаев.


- Как нам понять, что у наших любимых питомцев появились проблемы со здоровьем?

-- Основные признаки – это отказ от корма и игр, угнетённое состояние, вялость, потускнение шерсти. Животное ведёт себя флегматично и может иначе реагировать на привычные раздражители. Сигналами для вашей тревоги могут быть также обильное питьё или, наоборот, отказ от воды, изменение запаха мочи: это обычно свидетельствует о проблемах с почками. Но некоторые изменения в организме питомца могут быть не видны, пока не сделаешь специальные исследования, такие как узи, рентген, общий и биохимический анализ крови.

Очень важно контролировать состояние здоровья вашего питомца на протяжении всей жизни, к сожалению, этому не уделяется должное внимание. В ряде стран, где развита культура содержания домашних животных, считается хорошим тоном посещать ветеринара для биохимического, общего анализов крови и консультации – один раз в год, если собаке до 7 лет, и два раза в год, если она старше.

Не однажды было в моей практике: приходит хозяин с собакой, которой 12-13 лет, жалуется, что пёс не ест и не пьёт уже неделю. А прежде всё так хорошо было, собака всегда здоровая, никогда никуда не обращались… То, что не обращались, не значит, что собака была здоровой, это скорее говорит о том, что по невнимательности упустили начало развития болезни. 

- Можно ли некоторые болезни и травмы предупредить?

-- Можно. Ни одна собака не была сбита автомобилем, гуляя на поводке. Ещё во время работы на ветстанции обратил внимание на это пренебрежение безопасностью четвероногого друга. Люди ночью приезжают с раскуроченной собакой и возмущенно рассказывают: «Водитель, представляете, какая гадина -- даже не остановился!». При чём тут водитель, если твой пёс бегает, где ему вздумается, и вы гуляете в темноте без поводка? И о кошках тоже мало заботы. Бывает, нам два-три раза приносят одного и того же кота: мол, выпал опять из открытого окна. И приговаривают, что он ничему не учится... А хозяева учатся? Ведь понятно, что нельзя открывать окна настежь, если кот в помещении; нужно проветрить – выносите в другую комнату.

- А самостоятельно вылечить некоторые травмы животных возможно?

-- Да, если это небольшие порезы. Всё как у людей: санация раны, удаление грязи – заживёт как на собаке (улыбается). Действительно, у животных отличная регенерация.

Однако тут хочу обратить внимание на распространённый миф о зализывании ран. Что касается диких животных, у них есть определённые ферменты в слюне, которые обладают бактерицидным и бактериостатическим свойством. А у домашних эта особенность выражена намного меньше. Как правило, разлизывая рану, они ещё больше повреждают её.

- Что делать в первую очередь, чтобы не навредить травмированному питомцу?

-- Максимально быстро доставить в ветклинику. Вряд ли с серьёзной травмой вы сможете справиться сами. Однако если речь идёт о незнакомом вам животном, если вы не знаете, вакцинировано ли оно, будьте очень осторожны. В стрессовой ситуации зверь может вести себя непредсказуемо и агрессивно.

Берегите руки, избегайте ослюнения, потому что случаи бешенства в Беларуси, к сожалению, не редки. Нужно накрыть плотным покрывалом животному голову, поместить в багажник и отвезти в ветклинику. Желательно не допускать его скручивания, чтобы не травмировать позвонки и спинной мозг.

Если вы видите, что сбитая на дороге собака не может сама встать, аккуратно поместите её на твёрдую плотную поверхность. Самое удобное подручное средство для этого – крышки, накрывающие запасное колесо в багажнике. Они легко снимаются и могут использоваться как носилки для собаки весом 20-30 кг.

- Как вы пришли к созданию Центра ветеринарной ортопедии и травматологии?

-- Моя мать работала врачом, а отец -- зоологом. В доме всегда были животные, с которыми я возился. Поэтому решение поступать в ветеринарную академию стало неким симбиозом родительских профессий. Моим основным интересом были болезни мелких домашних животных, я мечтал открыть ветклинику.

Первым местом работы стала лечебница на Гурского, однако самым большим опытом в профессиональном развитии явилась ветстанция на Минина – там был большой поток пациентов, много травм и мало специалистов. Иногда приходилось работать одному на весь город, нужно было быстро принимать решения и сортировать травмы по срочности. Это бесценный опыт. Потом меня пригласили в клинику конно-спортивного центра в Ратомке – здесь было современное хорошее оборудование, работалось в удовольствие. Но в определённый момент вспомнил о своей мечте и решил самостоятельно развиваться.

Центру уже 7 лет, сейчас планируем разделить терапевтический и хирургический блоки, строим новое здание. Наконец в Беларуси появилось МРТ, КТ для животных и артроскопия. Это даёт новые возможности для диагностики и позволяет спасать многих питомцев.

- С какими проблемами в Центр приходят чаще всего?

-- Это травмы и генетически обусловленные аномалии -- заболевания, связанные с бесконтрольным скрещиванием. Многие заводчики игнорируют проверку животного на племенную пригодность перед вязкой. Либо считают, что в питомнике повторно тестировать собак не обязательно.

Одним из первых я начал проводить в своем Центре операцию при разрыве передних крестообразных связок, тройную остеотомию костей таза при дисплазии . Это проблемы, которые часто встречается у собак крупных пород. Раньше разрыв и дисплазия приводили к артриту, потом к артрозу. Сейчас операция позволяет избежать серьезных последствий.

- Что является причиной такого заболевания?

-- Причина -- генетически обусловленная предрасположенность, врождённые аномалии коленного или тазобедренного сустава. Это не то, что можно сразу заметить, собака просто немножко прихрамывает. Обычно она чуть менее активна, чем сородичи. Хозяева, как правило, списывают это на флегматичность. Пёс меньше двигается, быстрее набирает вес, от этого увеличивается нагрузка на суставы и происходят травмы. Много времени уходит на восстановление после хирургического вмешательства.

Некоторые владельцы считают, что как только они заплатили деньги и собаку прооперировали, наступает чудесное выздоровление. Но это далеко не так, нужно работать над выздоровлением. Сейчас появились ветеринарные реабилитологи: они учат собаку правильно ходить, делают с ней упражнения на тренажёрах. Неоднократно наблюдал результативность этих занятий и очень надеюсь, что таких специалистов станет больше.

- Доводилось ли вам лечить редких животных?

-- Иногда приносят диких животных, чаще всего птиц. Мы не являемся специалистами в орнитологии, поэтому пациентов с нехирургическими болезнями перенаправляем. Общаемся с «Аховай птушак Бацькаўшчыны» и питомником «Сирин». Прооперировать – это полдела, сложности -- в последующем уходе.

Что касается редких млекопитающих, то лечили циркового тигрёнка с переломанной голенью. А недавно девушка нашла в поле двух детёнышей косули, по которым проехался комбайн. Один малыш погиб, а у второго был перелом голени. Девушка принесла его к нам на лечение. Сейчас с косулей всё хорошо, она совсем ручная, даже отзывается на команды.

- Что самое трудное в вашей работе?

-- Принять решение об эвтаназии. Бывает, что животное испытывает острую боль, и мы не можем ему помочь, продолжение лечения неэффективно. Такое случается, когда у животных онкология и метастазы уже проникли в важные органы. Хозяева готовы и дальше лечить, но мы бессильны. Объясняем, что питомца лучше отпустить: ему больно и не стоит продлять его мучения. Это всегда сложно и оставляет отпечаток.

- Что вы хотели бы порекомендовать нашим читателям, имеющим четвероногих друзей?

-- Общение с ветеринаром часто не получается, если вы настроены негативно и все рекомендации воспринимаете в штыки. Мы стараемся объяснить, что и зачем нужно вашему питомцу, на это уходит много нервов и времени. Бывает, клиенты начинают учить врача, как работать. Пренебрегают рекомендациями по анализам, важным для установления проблемы, считая, что это «просто выкачивание денег».

Особенно многие не понимают цен на МРТ: почему для человека это стоит дешевле? Потому что собаке нельзя сказать: «Полежи 40 минут спокойно в аппарате, а я пока нажму на кнопку и пойду выпью кофе». Вашего питомца будут осматривать анестезиолог и реаниматолог, у пса возьмут анализы и рядом с ним постоянно будут 4 человека, а не один.

Особенно забавляет, когда клиенты-медики учат ветеринаров. Я уважаю врачей, они в большинстве своем прекрасные люди. Но среди сотен хороших людей находится «специалист», который уверенно сравнивает собак, существ на четырёх лапах, с прямоходящими людьми... Это вообще разные организмы особенно в контексте ортопедии, у животных всё устроено иначе. Труд и компетенцию специалистов нужно уважать.

- Но ваша работа приносит вам и радости!

-- Да, например, когда безнадёжные, казалось бы, животные приходят к нам на всех четырёх своих лапах. Или когда люди проявляют свои лучшие качества. Меня впечатлил недавний случай: женщина из Германии принесла в нашу клинику сбитую собаку. Классический деревенский пёс – облезлый, непонятного возраста (судя по зубам, около 10 лет), с катарактой, ошейником стёрта шея… Видимо, всю жизнь сидел на цепи, сорвался и попал под машину. После операции женщина организовала доставку этой собаки в Германию, там ей вылечили глаза. Сейчас пёс «в шоколаде»: откормлен, чист, живёт в любящей семье.

Радуют также и успехи сотрудников. У меня есть ассистентка Екатерина, которая давно хотела заниматься травматологией и ортопедией. К женщинам, интересующимся этим, относятся довольно скептически. Почему-то считается, что для этого нужно немерено здоровья и сил. Я бы так не сказал. Недавно Екатерина начала самостоятельно проводить ортопедические операции, и я «по-отцовски» горжусь ею.

Виталина БАНДАРОВИЧ

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.