Вы тут

Формула счастья композитора Алины Безенсон


«Я не представляю жизни без Бога, семьи и музыки», — говорит о себе композитор Алина Безенсон. В этой триаде — её формула счастья и постоянный источник вдохновения. 


Святая к творчеству любовь 

— На протяжении веков музыку сочиняли преимущественно мужчины. Сегодня много известных женщин-композиторов, в том числе и в Беларуси: Людмила Шлег, Галина Горелова, Елена Атрашкевич. Появляются новые имена. Чем объясняется такая феминизация профессии, на Ваш взгляд, Алина Ивановна? 

— Сочинение музыки требует много времени, сил, эмоций. Но это не позволяет сегодня заработать, содержать семью. Женщины (особенно при наличии хорошего мужа) могут позволить себе эту роскошь — заниматься любимым, хотя и неприбыльным делом. Я, например, преподаю в ДШИ № 1 и в БГАМ, а музыку пишу в свободное время, потому что не могу этого не делать: это призвание, смысл жизни. 

— Когда в Вашу жизнь вошла музыка, и Вы поняли: это — навсегда? 

— Музыка окружала меня с детских лет. Родилась я в Волковыске. Мой отец работал строителем, мама — кладовщицей. Мама замечательно шила, одевала всю семью. К слову, её руками выполнены почти все костюмы к моим значимым событиям, в том числе к свадьбе. Жили мы скромно, но при этом родители всегда находили деньги на пластинки: в нашем доме регулярно звучали прекрасные мелодии и песни популярных исполнителей. Брат Виктор сам научился играть на гитаре, позже освоил другие инструменты. Когда мне было 5 лет, родители купили фортепиано. На нём играли старшие сёстры — Елена и Мария. Всё, что они мне показывали, я быстро запоминала и повторяла, часто импровизировала за инструментом. 

— Дома было фортепиано, но в Волковысской детской школе искусств Вы занимались по классу домры? 

— Так получилось: я поступила туда только в 10 лет. Начинать заниматься по классу фортепиано в этом возрасте было поздновато, и меня определили в класс домры. Позже осознала, какая это удача. Для домры репертуара не хватает, и сегодня мои сочинения для этого инструмента широко исполняются в Беларуси и в России. Через год вторым инструментом стало фортепиано. Как только я окунулась в фантастический мир прекрасных звуков, моя жизнь преобразилась. Занятия музыкой я считала важнее общеобразовательных предметов, бежала в любимую школу искусств всегда вприпрыжку, иногда даже с температурой. 

— А когда написали своё первое произведение? 

— Ещё когда занималась в Волковысской ДШИ, родились первые интонации моего сочинения «Гоман Нёмана». Во время учёбы в Гродненском музыкальном училище развила его. Позже выполнила транскрипцию для всех инструментов. Редко бывает, чтобы первое произведение стало популярным. Но вот «Гоман Нёмана» ждала именно такая судьба. Его часто исполняют в музыкальных школах и колледжах. 

— Многие творцы лучшие произведения создают в молодости. А Вам, Алина Ивановна, с возрастом легче или сложнее писать музыку? 

— Легче. В молодости часто испытывала сомнения в том, за что взяться. Сейчас ощущаю творческую свободу: у меня уже есть серьёзная школа композиторской техники, сформировался собственный стиль, есть опыт, я поняла, какая музыка мне ближе, о чём хочу высказаться. Идей у меня очень много. 

— Следите ли за творчеством коллег? Часто ли получаете удовольствие, слушая их произведения? 

— На каждом концерте что-то мне обязательно по-настоящему нравится. Я подписана на сайты многих композиторов, мне интересно всё, что касается престижных конкурсов, новых фестивалей, творческих экспериментов. Не принимаю разве что чрезмерного увлечения современными технологиями, когда забывают о главном в музыке — красоте, мелодизме, развёрнутости форм, эмоциональности. 

— Музыку кого из композиторов готовы слушать бесконечно? 

— Этот список очень велик. Назову из него лишь несколько имён великих современников ХХ века — Альфред Шнитке, ещё здравствующие Петерис Васкс, Арво Пярт и Софья Губайдулина. Всегда испытываю огромное вдохновение, слушая их творения. 

— Обидно ли Вам, что академическая музыка очень уступает в своей популярности эстрадной? 

— Обидно. Хотя эстрадная музыка тоже бывает разной, в том числе и развёрнутой по форме, мелодично богатой. Я сама пишу для эстрады и при этом стараюсь всячески популяризировать симфоническую музыку. Очень большой аудитории у академических композиторов по определению быть не может. Оценить наши сочинения по достоинству можно при наличии специального образования. Хотя порой после концертов ко мне подходят люди, далёкие от нашего профессионального круга, и признаются, какое глубокое впечатление моя музыка произвела на них. 

— Вы популяризируете своё искусство посредством собственного канала в интернете и на страницах в соцсетях. То есть современные технологии всё-таки — благо для композитора? 

— Конечно. В своё время Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком 100 км, чтобы попасть на концерт композитора и органиста Дитриха Букстехуде. А сегодня можно, не выходя из дома, послушать произведения коллеги из любой страны в исполнении тех или иных музыкантов и коллективов. Моя аудитория благодаря соцсетям тоже расширяется. 

— Вы уже без малого три десятка лет преподаёте в Детской школе искусств № 1, а с 2016 года и на подготовительном отделении БГАМ. Вам труднее работать с детьми или студентами? 

— Всё зависит от личности ученика. Главное — его горящие глаза. Мальчиков и девочек, которые приходят по инициативе родителей, тоже стараюсь заинтересовать, найти к каждому индивидуальный подход. Пожалуй, с детьми сложнее в том смысле, что их всё время нужно увлекать. Внутренний мир ребёнка очень хрупкий, он требует бережного отношения. Если кто-то хочет сочинять эстрадную музыку, никогда не возражаю. Но со временем предлагаю усложнить, развить мелодию. Далеко не все мои ученики в будущем связывают жизнь с музыкой. Но всегда очень приятно, встречая их уже взрослыми, слышать слова благодарности за ту любовь к музыке, которую им привила и которая обогатила их жизнь. 

Крепость композитора 

— Жить с женщиной, которая творит, думаю, всегда непросто. Кто по профессии ваш муж? Где Вы с ним познакомились? 

— Мой муж — инженер-механик. Но среди его родных много музыкантов, он хорошо понимает творческих людей. Виталий искренне интересуется моим творчеством, старается не пропускать ни одного моего авторского концерта или проекта. Впервые мы встретились на премьере оперы «Мастер и Маргарита» ещё студентами: я училась в БГАМ, он — в БНТУ. Представила нас друг другу двоюродная сестра Виталия, моя подруга. В молодости трудно разобраться в своих чувствах... Помню, накануне Пасхи молилась на всенощной службе, просила Бога послать мне такого любимого и любящего мужа, с которым жили бы душа в душу. И вот на первой утренней мессе вижу в костёле Виталия. Посмотрели мы друг на друга, и я поняла: это мой будущий супруг. Венчались мы в костёле Святого Роха на Золотой Горке. 

— Вы много времени уделяли детям, быту? Или родные Вас «разгрузили», создав все условия для творчества? 

— Накормить детей и мужа, создать дома уют, поддерживать чистоту — этим всегда занималась в основном я. Когда сын и дочь были маленькими, много времени посвящала им. Но даже в те годы не прекращала работать и творить благодаря помощи свекрови. Когда Владислав и Вероника подросли, то вместе с бабушкой и папой приходили на мои концерты. Что говорить — мне невероятно повезло с близким кругом! 

— Не сомневаюсь: Ваши дети приобщены к музыке... 

— Владислав занимался по классу фортепиано, дополнительно учился играть на гитаре. Сегодня работает программистом, а в свободное время, случается, сочиняет электронную музыку. Вероника окончила ДШИ № 1 по классу скрипки. Фортепиано было у дочери дополнительным инструментом, но сегодня она часто играет на нём дома, хотя жизнь с музыкой не связала, по специальности она — экономист. 

— Когда смотришь на внушительный перечень Ваших произведений, предполагаешь, что Вы, Алина Ивановна, очень организованный человек.

— В молодости я на каждый день составляла список предстоящих дел и стремилась всё максимально выполнить. Сегодня тоже очень дорожу временем. Но жизнь непредсказуема, постоянно вынуждает корректировать планы. Я доверяю Богу и своему ангелу-хранителю: это они посылают мне людей и события, на которые невозможно не реагировать. Часто что-то неожиданное меняет жизнь к лучшему. Я много успеваю, потому что меня не покидает вдохновение. Даже ночью снится музыка. Иногда просыпаюсь и тут же тороплюсь к столу, чтобы не забыть и записать хоть пару нот. 

«Начинаю день с молитвы» 

— В каком возрасте Вы пришли к вере? Это сразу отразилось на творчестве? 

— Мне кажется, я с нею родилась. В Волковыске регулярно с мамой посещала костёл. Бабушки — Мария и Гелена — тоже отличались набожностью. Гелена реставрировала иконы, вышивала хоругви, исполняла религиозные песнопения. Накануне смерти сказала мне: «Алиночка, если будешь музыкой Бога славить, в царствие небесное попадёшь». Тогда, в 13 лет, я и думать не могла, что буду писать духовную музыку. Это пришло позже, после 20 лет. Моей дипломной работой в академии музыки стали духовные сочинения на латинские канонические тексты. 

— Вы прибегаете к помощи музыке в периоды хандры? 

— Не припомню, когда меня посещала хандра. Иногда я очень устаю, тогда хочется тишины. 

— Мы живём в очень сложном мире: зло в нём часто выдают за добро, а добро объявляют злом. Есть ли для Вас какие-то маркёры, по которым вы их различаете, не даёте себя провести? 

— Различить добро и зло, действительно, бывает непросто. В мире много лжи, жестокости, искушений. Но я начинаю день с молитвы, и мне кажется, интуитивно чувствую и распознаю, где истина. Мне снится много знаковых, вещих снов, которые подсказывают, кому доверять, а кому нет. И я твёрдо знаю: истина только в доброте, искренности и вере. Убеждена: мир можно менять, только преображая себя, искореняя зло в себе. 

Наша справка 

Алина Ивановна Безенсон — белорусский композитор. 

Окончила Гродненское музыкальное училище по классу домры, Белорусскую государственную академию музыки и магистратуру по классу композиции у народного артиста Беларуси, профессора Андрея Мдивани. Преподаёт композицию в ДШИ № 1 Минска и на подготовительном отделении в БГАМ. Член Правления белорусского союза композиторов. 

Среди сочинений — симфонические поэмы, инструментальные концерты для различных инструментов с оркестром, хоровая, вокальная и другая музыка. Сочинения Алины Безенсон исполняются в Беларуси, России, Украине, Латвии, Литве, Польше, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Китае, Мексике, Тунисе. Её музыка положена в основу ряда документальных фильмов.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото Юлии РОМАНЬКОВОЙ 

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.