Вы здесь

Впишутся ли белорусские конфеты в глобальную экономику?


Об условиях конкуренции на национальном, региональном и мировом рынках, о реальности угрозы поглощения транснациональными корпорациями и о готовности отечественных кондитеров к вступлению страны во Всемирную торговую организацию мы поговорили с генеральным директором ОАО «Спартак» Олегом ЖИДКОВЫМ.


— Предприятия кондитерского профиля нашей страны примерно одного уровня. Олег Николаевич, как делите внутренний рынок с другими «сладкими» фабриками?

— В Беларуси уже сложилась определенная специализация между производителями кондитерских изделий. Для нашего предприятия характерна многопрофильная структура выпуска кондитерских изделий. Мы выпускаем продукцию, которую можно объединить в четыре основные группы: конфетно-шоколадную (то, что сегодня делает «Коммунарка»), бисквитную (такую продукцию выпускает, например, «Слодыч»), вафельную (то, что производит «Витьба») и карамельную («Ивкон», та же «Коммунарка»).

С одной стороны, у нас есть возможность производить и продавать достаточно диверсифицированный ассортимент. С другой — это дополнительная нагрузка, поскольку одновременно развивать четыре направления сложно: каждое требует достаточно большого количества инвестиций.

Мы стараемся учитывать и специфику наших партнеров, которые производят подобный ассортимент, дабы избежать дублирования и не допустить внутренней конкуренции. Наша общая цель — конкурировать с аналогами импортной продукции.

— Как удается завоевывать покупателя на внешних рынках?

— Стратегия, которую выбрала Беларусь, направлена на выпуск и поддержание качественного ассортимента. Это позволяет нам конкурировать в масштабах мирового сообщества. Стандарты, утвержденные в нашей стране, жесткие требования к сырью и компонентам, которые мы используем, не позволяют «баловаться» с качеством продукта ради его удешевления.

На международных выставках, посвященных развитию и продажам кондитерских изделий, мы предлагаем новым партнерам продегустировать продукцию, чтобы по приезде к себе на родину наши потенциальные покупатели могли провести анализ.

Такими странами в этом году стали Корея, Сингапур, Гонконг, Южно-Африканская Республика, Австралия, Вьетнам и Китай. Впереди — выставка в Шанхае, куда также едут наши коллеги из других кондитерских предприятий. Это говорит о том, что международный рынок открыт для Беларуси. И прежде всего потому, что мы можем предложить качественный продукт.

Это качество приходится подтверждать системой внутренней сертификации. Мы с этим столкнулись при поставке продукции в Китай и получили сертификаты соответствия. Но основными рынками для нас по-прежнему остаются Российская Федерация и страны СНГ.

— Как повлияла на прибыль предприятия девальвация российского рубля?

— Доля реализации продукции на экспорт в страновом выражении выглядит следующим образом: 50% — Российская Федерация, 50% — дальнее зарубежье. Из-за девальвации российского рубля в долларовом эквиваленте российская продукция стала более конкурентоспособна по отношению к нашей. Мы это почувствовали и на других рынках в том числе. Выгодно ли нам стало работать с Россией? Продавать всегда выгодно. Правда, есть периоды, когда ты продаешь только для того, чтобы сохранить себя на рынке. Если примем решение уйти с рынка, чтобы вернуться в более благоприятные времена, то можем больше на этот рынок не попасть.

— Отразилась ли на кондитерской отрасли ситуация в Украине?

— Сейчас у нас на подписании новые контракты с Украиной. Сами украинцы, с которыми мы начинаем работать, признаются, что если бы не сложившаяся ситуация, они бы не пришли к нам за продукцией. Многие украинские производители имеют в России собственные производственные площадки. В Украине функционируют отлаженные сбытовые сети. Таким образом они обеспечивали и производство, и сбыт. В сегодняшних условиях между этими площадками нет связи, но потребность в объеме продукции осталась. Поэтому украинцы заинтересованы в белорусских сладостях. Это очень удобно и по логистике. От Гомеля до Чернигова — чуть больше 100 километров, а до Киева ближе, чем до Минска.

Что касается белорусских прилавков, то доля украинской «кондитерки» на них значительно снизилась, а ее представленность сузилась.

Сказывается множество факторов, в том числе и ценовой: сегодня украинская продукция не такая дешевая, какой мы ее привыкли видеть.

— Не грозит ли белорусским кондитерским предприятиям поглощение транснациональными корпорациями?

— Как правило, поглощают тех, кто поглощается. Если проводить политику по расширению своих производственных мощностей и возможностей, то поглощение угрожать не будет. Транснациональные компании интенсивно развиваются именно путем открытия новых производств. У большинства белорусских предприятий экстенсивный путь развития, когда рынок завоевывается благодаря экспортным поставкам. Это значит, что наша продукция присутствует в определенном регионе, но ее производство там не осуществляется.

Сегодня компания Mars является лидером в производстве кондитерских изделий по итогам работы за 2015 год. У них более 35 компаний по всему миру.

У кондитерской фабрики Mondelez — более 100 региональных компаний. Фактически они являются местными производителями. А местному производителю в своей стране продавать всегда легче.

— В 1994 году произошло акционирование гомельской кондитерской фабрики, а в 1998 году было создано совместное белорусско-американское предприятие. Какая-то доля до сих пор принадлежит американцам? Как этот факт сказывается на предприятии?

— Мы работаем, прежде всего, как государственное предприятие: доля Республики Беларусь составляет более 65%. Доля иностранного капитала, которая остается на предприятии в виде акций, по большому счету, на нашу работу влияния не оказывает. Сегодня государство как основной акционер заинтересовано в развитии фабрики и прикладывает для этого максимум усилий: создает хорошие условия работы, способствует улучшению качества продукции, ее реализации в Беларуси, защищая наш рынок от недобросовестной конкуренции. Государство помогает нам в развитии и модернизации. Чего нельзя сказать о нашем американском акционере. Причем на рынок США мы вышли без его помощи. Более того, американский акционер не был заинтересован в том, чтобы мы реализовывали свою продукцию на этом рынке. 

То, что наши кондитерские изделия присутствуют на территории Соединенных Штатов Америки и Канады, говорит о том, что мы доказали свою состоятельность и возможность самостоятельно работать в современных рыночных условиях по всему миру.

— Скажите, за бумажной упаковкой стоит дань ностальгии или что-то другое?

— Это еще и экологичность. На последней выставке в Германии, где была представлена в том числе наша продукция, немцы от ассортимента в такой упаковке отойти не могли. Для них это продукт с маркой «био», который является премиум класса. Во-первых, там он стоит немалых денег. Во-вторых, его немного на рынках европейских стран и, может быть, даже у нас. Упаковка наша не только экологичная, но дешевая и в то же время достаточно презентабельная. У многих она вызывает воспоминания о тех посылках, которые мы когда-то получали от наших родственников по всему Советскому Союзу, отправляли их сами. Наверное, поэтому в этой упаковке наш шоколад больше всего и продается.

— Сейчас активно обсуждается вступление Беларуси в ВТО. Готова ли наша кондитерская отрасль к переменам?

— Фактически мы уже работаем с теми странами, которые являются участниками Всемирной торговой организации. Да и сама Республика Беларусь сегодня открыта для других товаропроизводителей. Вопрос: готовы ли будут с нами конкурировать страны — участники ВТО, когда мы придем на их рынки? Страны Евросоюза сегодня достаточно закрыты от поставок кондитерских изделий из третьих стран. Они защищают свои рынки и боятся пустить нас в открытую конкуренцию с ними.

— Спектр выпускаемой продукции ориентирован на спрос или мировые тенденции диктуют свои условия?

— Поскольку белорусский рынок является для нас основным (80% продукции реализуется внутри страны), мы ориентируемся все-таки на спрос покупателя. А он зависит от многих факторов: прежде всего, от уровня доходности. Мы можем производить продукцию премиум класса, которую выпускают компании Бельгии, Германии, Франции. Но мы видим, что на нее спрос минимальный. Общаясь с нашими непосредственными продавцами, мы ведем производство на тот конкретный ассортимент, на то конкретное наименование продукции, которое нужно покупателю. Сегодня не стоит никому рассказывать, что производить на склад — это глупо. Тем более в тех условиях, в которых мы находимся: когда оборотные средства на предприятии необходимо иметь не в замороженном виде, а в живом, когда производство должно производить ликвидную продукцию. Это всем известно, и все давно стараются по этому принципу работать. Мы — не исключение.

kanyuta@zvіazda.by

Название в газете: Особенности национального «сладкого»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.