Вы здесь

Режиссер Дмитрий Астрахан: нельзя зажечь других, если не горишь сам...


Его фильмы широко известны и любимы зрителями не только в России: «На свете живут добрые и хорошие люди», «Перекресток», «Деточки», «Из ада в ад» и другие замечательные киноленты. Дмитрий Астрахан - режиссер театра и кино, сценарист, актер, монтажер, продюсер, заслуженный деятель искусств России. Но самое главное - он имеет особый талант глубоко трогать миллионы сердец, заставляет зрителя сопереживать. Интересно, что теперь известный режиссер работает над новым фильмом под рабочим названием «Игра», а съемки проходят в Минске. В нашей беседе Дмитрий Астрахан рассказывает о своих белорусских корнях, делится собственными рецептами творческого успеха и приоткрывает завесу сюжета новой киноленты.

- Дмитрий Хананович, вы из профессорской семьи, и все ваши братья стали учеными. И только вы стали «гением искусства». Что это - предопределение, судьба?

- Я даже не мечтал заниматься театром, кино. Это просто какой-то случай, удача. Видимо, меня к этому тянуло - к актерству, театру. Хотя и не был театральным ребенком, но мне казалось, что в этом есть что-то захватывающее. Я же, кстати, поступил в радиотехнический институт после физико-математической школы. Однако не замечал в себе сильной привязанности к науке. Видел вокруг юношей и девушек, которые были более способными, чем я. И осознал: это не мое. Я попал в театральную студию, так сказать, случайно. Выполнил в первом спектакле главную роль, понял: видно, я чем-то отличаюсь от других. В смысле конкуренции я могу реализоваться. Делаю то, чего не выполняют другие. А это всегда вызывает желание достичь чего-то большего.

В Свердловске, когда как театральный режиссер я ставил спектакль, мне вдруг захотелось снимать кино. Казалось, должно получиться. Начал репетиции. И вскоре снял свой первый телеспектакль «Роковая ошибка» по пьесе Рощина. Мне понравилось. А потом получилось так, что я ставил пьесу Олега Данилова «Три пишем, два запоминаем ...» Мы познакомились с Олегом. Он посмотрел спектакль, хорошо высказался относительно его на «Ленфильме», познакомил меня с руководством. Многие заинтересовались моим творчеством ... А еще, когда позже я приехал в Ленинград, поставил два спектакля, которые увидел Алексей Герман, эти работы ему тоже очень понравились. Герман «запустил» меня в дебют в своей мастерской. Так вот и получилось ...

- Старшее и среднее поколения помнят режиссеров советского кино, и вдруг в начале девяностых является имя Астрахана. Впрочем, у вас, как я уже поняла, был свой путь к признанию ...

- Все было быстро, стремительно. Я снял фильм «Изыди!» По сценарию Олега Данилова. И оглушительное признание пришло сразу. Когда фильм еще снимался, я вдруг почувствовал, что делаю что-то очень важное, значимое, большое. В какие-то моменты это чувство возникало у меня и во время монтажа. Все получилось как само по себе. Нашлись и деньги, которых не хватало. Я их принес буквально за два часа до начала съемок. Если же сталкивались с трудностями, сама судьба словно подталкивал, и все складывалось. Показал фильм в Сочи, на «Кинотавре», куда я, никому не известный молодой режиссер, привез свою картину. Помню, взял зал на дневной показ. На сеансе присутствовали только 30 человек - фактически пустой зал ... Я думал, это полный провал! Сидит жюри и еще какие-то совершенно случайные зрители. Это же был мой первый публичный показ ...

Представляете, никого нет, никто ничего не знает. Хотя я уже и главный режиссер театра, но я из другой сферы. Помню, люди напряженно смотрят фильм. Я сижу абсолютно нервный. И в конце эти 30 человек встают и начинают аплодировать ... А вечером, когда участников фестиваля пригласили на неофициальную часть, ко мне подходили люди, что-то говорили. А напротив меня сидел, помню, как уже потом узнал, Роман Балоян, известный на то время режиссер. Весь вечер он очень внимательно на меня смотрел. И сказал потом: «Вы сняли замечательную картину ...» По его взгляда я понял: что-то произошло в моей жизни ... В последний день фестиваля ко мне подошли Рубенштейн с Янковским и сказали: «Дима, ты должен показать еще раз фильм, потому что, по сути, никто его не видел, а ты претендуешь на главный приз ». На этот раз зал был полностью заполнен. В него было просто не войти. Я видел, как люди хорошо смотрят. Наблюдал за их реакцией, эмоциями. И вдруг, где-то минут за пять до конца, перед самым финалом, рвется лента. Я думаю: теперь у всех будет сбито эмоциональное восприятие. Однако вижу что-то невероятное: полный зал, порвана лента, но никто даже не пошевелился. Все спокойно ждут, пока механики ее склеивают. И пошел фильм дальше. А в конце - овация и все встают. В результате жюри предложило три разных названия, чтобы не выделять одну картину. Разумеется, мысли были разные. Однако фильм получил награду и был выдвинут от России на премию «Оскар». Вот так пришло признание.

- А дальше что? ..

- А дальше фильм объехал весь мир. И якобы кульминацией был показ картины Джорджу Лукасу и его творческому коллективу. Президент компании Лукаса вышел и сказал: «Мы делаем лучшие в мире спецэффекты, нам нет равных в современных технологиях, и мы самые успешные. Но я хотел бы, чтобы вы увидели фильм, в котором нет ни одного спецэффекта. Однако есть эффект: в конце все плачут и стоя аплодируют. То есть, мы должны с вами понимать, не забывать и не увлекаться только нашими эффектами, существуют еще и другие средства воздействия на зрителя. И пример этому картина «Изыди!»

- Когда вы почувствовали, что достаточно сформированы как творческая личность со своими взглядами, целями и задачами в искусстве?

- У меня до сих пор нет ощущения, что я сформированная личность. С первого шага всегда старался делать то, что мне интересно, что меня волновало. Это, наверное, главное в процессе формирования личности: стараюсь делать все максимально так, чтобы самому отвечать за результат - то есть быть независимым и самостоятельно принимать решения. Вот что важно! Процесс формирования меня как личности, я надеюсь, до сих пор не закончен. И это чрезвычайно интересно. Важно одно: ты должен эмоционально воздействовать на зрителя, передавать чувства, которые переполняют тебя. Все, что делаешь, должно максимально трогать, волновать, жить, гореть только для зрителя. Нельзя зажечь других, если не горишь сам ... Но бывает и так: у кого-то получается угадать настроение и мысли зрителя, а некоторые, хотя и делают то, что их волнует, в результате осознают: это не волнует никого. Тогда их произведения утопают в забвении и, возможно, навсегда ...

Безусловно, мне очень повезло работать с замечательным сценаристом Олегом Даниловым. Он пишет сценарии, которые интересно снимать. У меня, между прочим, уже сложилось понимание, что я делаю только то, к чему лежит душа. Судьба милостивый: я с первого шага делал всегда только то, что мне интересно. При этом меня несло к высотам, как на волне. Но я очень много работал. Все остальное отходило на второй план. Романы и прочее уже не были самоцелью, было некогда страдать и переживать. Надо было создавать что-то важное в жизни успеть.

- Имеете свою «формулу успеха»?

- Очень стараюсь как-то «соответствовать» своим заслугам. На меня свалились возможности. Судьба так распорядилась, что у меня они есть и удача позволяет их реализовывать. Я знаю много очень талантливых, интересных людей. Однако далеко не всем удается себя реализовать. А иногда видишь посредственность, которая вознесена на фантастическую высоту. Хочется верить в высший смысл. И я верю, что все не просто так. И еще хочется, чтобы все происходило более справедливо. Главное - стараться быть собой, насколько ты можешь: делать добро, на сколько тебя хватает. Я стараюсь делать это и в своей жизни и показывать в своих фильмах. Потому что знаю: в моей творческой судьбе принимали участие многие замечательные люди. Им всем я очень благодарен и это ценю. Соответственно сам стараюсь быть таким. Если у меня есть возможность, всегда помогу. Считаю, что быть благодарным и помогать - это и есть главное добро. Другой формулы я просто не знаю.

- Вы сняли не один десяток фильмов и поставили более тридцати спектаклей. Критически относитесь к своему творчеству?

- Поверьте, во мне живет огромный и достаточно строгий критик! Я очень страдаю от этого. Хотя внешне всегда показываю.

- Говорят, на площадке вы обычно строгий и эмоциональный, а в жизни хороший, чуткий и душевный человек, надежный друг, образцовый муж и отец. Так где вы настоящий - в жизни или на работе?

- Работа - это работа, и случаются такие моменты, когда бываю нетерпимым, эмоциональным. Все, кто со мной давно работает, знают, что обижаться на меня нет смысла. Мои выкрики, скандалы и даже истерики никогда не имеют злого умысла. В основном это крик отчаяния. Мой собственный или от собственного бессилия или неспособности на то время реализовать задуманное - скорее всего, это крик на самого себя ... Я, конечно, потом прошу прощения и даже заранее извиняюсь за все. Я не помню зла. Если человек даже не выполнил надлежащим образом, я всегда для себя как бы нахожу поэтому оправдание. Не могу только простить предательства, подлости, злобности, потому что во мне самом этого нет. Я не люблю интриг, которыми в театральном и «киношном» мире, к сожалению, все пронизано.

- Вы режиссер, однако с годами сами начали «актерствовать», сниматься в фильмах других режиссеров. Как это - быть «в шкуре» актера с известным «астрахановским» взглядом?

- Я заранее благодарен всем режиссерам, которые пригласили меня сниматься, оценили мой талант, способности. Столько артистов, столько людей, а они выбирают меня. Я, конечно же, продолжаю сниматься в кино. Мне интересно наблюдать, как работают другие режиссеры. Стараюсь максимально помогать им. Иногда вижу, что сцена сделана как-то не так. Я обязательно обращаю внимание, но подношу все как дружескую подсказку, направленную на то, чтобы человек подумал. Я же прекрасно понимаю, что есть индивидуальность в творчестве.

- Сейчас вы в Минске снимаете фильм под рабочим названием «Игра». Или не скажете о нем хотя бы вкратце?

- Фильм о том, чем мы все живем. Сценарий написал тот же Олег Данилов. Работал над ним очень долго, переписывал материал раз двадцать. Это сложный и необычный для нас проект, необычная тема, да и подход особый. А если говорить о самой истории, то она о том, хотим ли мы знать правду. Если мы более счастливы: если знаем всю правду или если живем в неведении? Мы же иногда говорим неправду или даже не хотим знать правду. Правду о себе, о своих поступках, о тех, кто рядом. Только иногда не хотим знать или всегда? Вот вопрос! И хотим ли мы, чтобы жизнь проходила в неведении? Вот пока не знал - был счастлив, а узнал - и одни страдания ... Эту историю - по сути, философскую проблему - Олег исследует со всех сторон. Конечно, это очень захватывающе! Такой психологический триллер, детектив, сложный, с очень необычной историей.

- Что все-таки связывает вас с нашей страной?

- Во-первых, мои родители родом из Беларуси: мать уроженка Гомеля, а отец из Борисова. Однако они переехали в Ленинград в самом начале Великой Отечественной войны. Во-вторых, трудно отделить Беларусь от России. Ведь это две близкие страны по духу, культуре, истории и традициях наших народов. В-третьих, судьба распорядилась так, что в течение последних 20 лет я приезжаю сюда снимать свои картины. Мне все здесь пришлось по душе, нравится работать. И действительно здесь живут добрые и красивые люди!

Юлия Савицкая

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.