Вы здесь

Эхо майдана. Чем поучителен украинский опыт?


В последнее время довольно часто в связке с событиями в Беларуси вспоминают Украину. Причем сравнения звучат как с востока, так и с запада. Параллели известны — события ноября 2013-го — февраля 2014-го, которые захлестнули нашу страну-соседку. Трудно обойтись без эмоций, однако попробуем, как говорят, «с цифрами на руках» разобраться с изменениями украинской «матрицы» в течение 29 лет после провозглашения независимости в 1991-м. Чем поучителен этот опыт?


Уникальный потенциал

Украина унаследовала от Советского Союза не только пустые прилавки, но и промышленные отрасли, олицетворяющие сегодня передний край технологического прогресса, — собственную микроэлектронику, производство компьютеров, спутников, авиакосмическую. Речь, по сути, шла об индустриальной базе, без которой сейчас невозможно себе представить ни интернет, ни цифровые технологии, ни «четвертую промышленную революцию», замечает zn.ua. Причем в ряде случаев страна не просто владела налаженным производством, но и входила в когорту признанных мировых лидеров. При нормальном поступательном развитии таких заделов она могла бы сегодня находиться в первом эшелоне технологической элиты мира.

Накануне провозглашения своей независимости у Украины была сильная экономика, которая входила, по классификации Всемирного банка, в высшую подгруппу стран со средними доходами. Так, если в 1990 году среднедушевые доходы в ней составляли 1297 долларов, то в Украине — 1570. Причем еще в 1989-м она находилась в тридцатке крупнейших экономик мира, как, например, Ирландия сегодня. В 1990 году объем валового внутреннего продукта Украины (81,5 миллиарда долларов в текущих ценах) превосходил суммарный ВВП Чехии ($40,5 млрд) и Румынии ($39 млрд), а также объемы производства Польши ($66 млрд), Израиля ($59 млрд) или, например, Малайзии ($44 млрд), не говоря уже о Чили ($33,1 млрд), отмечает zn.ua.

По воспоминаниям Любомира Романкива, в начале 1990-х лучшие украинские лаборатории в области микроэлектроники не уступали американским. Это свидетельство тем более значимое, что принадлежит не просто специалисту, который отработал более полувека на IBM, а ученому, чье имя в 2012 году было внесено в зал национальной славы США вместе с именем Стива Джобса как одного из самых выдающихся изобретателей всех времен, вместе с Томасом Алвой Эдисоном.

Даже после Чернобыльской трагедии западные экономисты все как один отмечали редкий сплав образовательного, научного и промышленного потенциалов Украины, уникальные черноземы и аграрные возможности, черноморские и азовские порты, развитый транспортный комплекс, удачное месторасположение.

К началу 1990-х на стапелях судостроительного завода в Николаеве находился тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», который был перепродан в 1998 году компании из Макао, а позже доведен до готовности и принят в состав ВМФ Китая в качестве его первого авианосца «Ляонин» (2012). При разработке его палубной авиации и полигона для подготовки летчиков использовались ресурсы той же Украины, которые достались ей после обретения независимости. Первый китайский ледокол был также построен в Украине — на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Не обошлось без серьезной помощи Украины и развитие в 1990-е годы китайского ракетостроения.

По информации СМИ, уже в 2016 году Поднебесная приобрела интеллектуальную собственность на транспортный самолет Ан-225 «Мрія», а сегодня китайские компании не оставляют надежд завершить сделку по покупке контрольного пакета акций украинского моторостроительного предприятия «Мотор Сич». Мощное противодействие этому со стороны США — свидетельство того, что речь идет не просто о важнейших промышленных технологиях, а о ноу-хау с далеко идущим геополитическим подтекстом. Странные вещи, тем более что все это — отличный фундамент советских времен.

Без стратегии

Как же так получилось, что спустя 29 лет Украина стала аграрной страной, которая выживает за счет экспорта зерновых, задается вопросом zn.ua. Маленькой открытой экономикой, полностью зависимой от мировых цен на сырьевые товары, которую обогнали почти все соседи. Причин великое множество. «Мы умудрились сделать все возможные ошибки за эти годы, начав с основной — отсутствия стратегического видения того, какую страну хотели бы построить», — с горечью замечает zn.ua.

«Вся экономическая политика 1990-х была тушением пожаров керосином. Гиперинфляцию, превышавшую 2000 процентов в 1992-м, останавливали государственным регулированием цен, фактически лишив промышленников прибыли. В результате производство стали в период с 1990-го по 1995-й упало на 55 процентов, а металлурги, которые зарабатывали в свое время в разы больше, чем простой советский человек, сидели без зарплаты. Для отрасли, которая производила 50 миллионов тонн стали в год, на внутреннем рынке Украины, потребляющей около 10 млн, стало очень тесно. Единственным шансом выжить был экспорт. Но вместо того, чтобы помочь промышленникам, привыкшим к плановой и не всегда логичной союзной экономике, адаптироваться к условиям кризиса, власти решили экспорт ограничивать и квотировать. Наверняка они получали коррупционную ренту от каждой разрешенной экспортной сделки, наверное, те, кому разрешили что-то продавать, да еще и без пошлин, щедро платили за эти возможности. Именно тогда целая плеяда «сильных государственников» осознала, что можно неплохо заработать, даже если вокруг бродят тысячи безработных нищих. И пока часть красных директоров ломала голову над тем, как работать, когда перестали поступать приказы из центра, другая часть начала крутиться, договариваться и рвать на куски советское промышленное наследие», — пишет zn.ua. Были захоронены многие стратегические промышленные секторы.

Итогом приватизации стала концентрация целых отраслей в руках одних собственников. Именно так все облэнерго страны начали контролировать шесть человек, «Метинвест» Ахметова — выплавлять 40 % всей стали в стране, а «Интерпайп» Пинчука — выпускать половину всех украинских труб, все производство ферросплавов оказалось у группы «Приват» Коломойского и Боголюбова, а Фирташ построил свою «азотную империю», отмечает zn.ua.

Доля наукоемких отраслей в украинской промышленности, которая в 1990-м составляла 30 %, снизилась до 10 %, зато вдвое выросла черная металлургия, а доля сырьевых товаров достигла шокирующих 70 %. В 2016-м производство экскаваторов составило 1 % от уровня 1990-го, причем строительство идет достаточно активно. А тракторов в 2016-м выпущено 5 % от количества, произведенного в 1990-м, хотя сельхозтехника сейчас в аграрной Украине крайне востребованна.

Результат иллюзий

Европейская комиссия ежегодно дает сравнительную оценку развитию исследований и инноваций в Европе — индекс ЕІЅ. Украинский показатель там неизменен с 2012 года — 35–36 баллов. Для сравнения, в соседней Польше индекс инноваций в 2012-м был 51 балл, в 2019-м — уже 63, а лидерство сейчас в Швейцарии, где индекс вырос со 146 баллов в 2012-м до 177 — в 2019-м. В итоге и доля промышленности в украинском ВВП, и доля товаров с добавленной стоимостью планомерно снижались все последние 29 лет, уступая место сельскому хозяйству.

«Мы давно превратились в страну ритейлеров и дистрибьюторов, страну «перекупов», которым лишь бы дешевле купить и подороже продать. Мы превратились из ведущего производителя и конкурента в рынок сбыта», — пишет zn.ua. В результате сальдо торгового баланса в последний раз было положительным в 2005 году, с тех пор импорт товаров в Украину стабильно превышает экспорт, и нередко разница доходит до 8 % от ВВП.

Украинские реформаторы считали, что «рынок все сам отрегулирует». Результат подобных иллюзий превзошел все мыслимые ожидания, отмечает zn.ua. Из 166 государств, по которым Всемирный банк приводит данные реального ВВП за 1990–2018 годы, падение показали только две (!) страны — Украина (минус 36,1 %) и Грузия (минус 0,8 %). Весь остальной мир за эти годы вырос: глобальный ВВП — в 2,2 раза, ВВП стран с высокими доходами — в 1,8 раза, стран со средними доходами — в 3,4—3,7 раза, беднейших — в 2,9 раза.

В лидерах — азиатские страны. У Китая реальный ВВП за 1990–2018 годы вырос в 13 раз, у Вьетнама и Лаоса — в 6,4 раза!

Беларусь не позволила реализовать у себя украинский сценарий

Об этом заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, встречаясь в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, передает БелТА.

Владимир Макей констатировал, что сейчас Беларуси приходится отвечать как на внутренние, так и на внешние вызовы. «Причем последние в большей степени обуславливают первые, — отметил Владимир Макей. — Тем не менее, хочу сказать, что мы выдержали первое давление и не позволили реализовать в Беларуси украинский сценарий, сценарий цветной революции».

Глава МИД Беларуси подчеркнул, что определенное политическое противостояние в стране наблюдается, но уровень его накала значительно снижен. «И в этой части я хотел бы выразить признательность российской стороне за выдержанную и точную реакцию на события, которые разворачивались и разворачиваются в Беларуси, — сказал Владимир Макей. — Видно, что именно взвешенная и очень четкая позиция России выступает тем противовесом, который сдерживает внешние силы от активного вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь. Это в свою очередь дает нам возможность перевести ситуацию в более спокойное русло, наладить диалог с обществом и наметить выходы из сложившейся ситуации».

На нижней ступеньке

«За три десятка лет мы умудрились разбазарить почти все, на чем сегодня базируется индустрия 4.0, начиная от микроэлектроники и компьютеров. После 2015 года страна не сделала ни одного серийного самолета, хотя когда-то счет ежегодно шел на сотни. Будущее украинского ракетостроения не более оптимистично. Производство легковых автомобилей упало с 402 тысяч в 2008 году до 5,8 тысячи в прошлом году. Причем все они сейчас выпускаются «методом крупноузловой сборки» на единственном предприятии», — пишет zn.ua.

Потеря ведущих индустриальных отраслей подорвала основу развития связанных с ними предприятий станкостроения, инструментального производства, метрологии, материаловедения, промышленной химии. Как итог, в 1992–2018 годах доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП Украины упала с 44,6 до 11,5 %, оказавшись почти вдвое меньше уровня стран со средними доходами (19,6 %). При этом она почти сравнялась с удельным весом сельского хозяйства (10,1 %), чья экспортная выручка сейчас определяет динамику валютного курса гривни, инфляции и общей платежеспособности страны.

«Так, получив уникальный стартовый капитал, мы разменяли его на экономическую структуру 100-летней давности: зерно, черные металлы, руду — именно они составляли основу товарного экспорта царской России в 1913 году. Мы сами загнали себя в сырьевую ловушку, где с каждым годом становится все меньше приличных вакансий и больше «лишних» рабочих рук. Мы избегаем говорить о том, что после почти 30 лет «реформ» опустились в подгруппу экономик, за которой, по классификации Всемирного банка, идут уже только беднейшие страны. Странно ли, что от таких свершений из Украины массово уезжают люди, и мы сами толком не знаем, сколько нас на самом деле осталось?» — с горечью замечает zn.ua.

Давно и неправда?

О падении уровня промышленности Украины ярко высказался президент страны Владимир Зеленский. Соответствующее заявление он сделал во время своего выступления на внеочередном заседании Верховной рады. «Индустриальная слава Украины постепенно становится воспоминаниями. Мы рискуем, что о нашем промышленном потенциале скоро будут говорить, что «это было давно и неправда», — процитировала Зеленского «112 Украина». Разумеется, пандемия коронавируса, которая захлестнула нашу страну-соседку, общую чрезвычайно сложную ситуацию значительно усложняет.

И еще. С одной из наиболее отличительных статей выступил в своем профиле в социальной сети Николай Азаров — украинский политический и государственный деятель, бывший премьер-министр Украины (причем и в то время, когда разгорался так называемый евромайдан), один из основателей, член и председатель «Партии регионов», народный депутат Украины четырех созывов, доктор геолого-минералогических наук, профессор и заслуженный экономист Украины. «Не могу оставаться равнодушным к происходящему в Беларуси... Вас толкают на украинский сценарий, — убежден Николай Азаров.— Я не хотел бы, чтобы Беларусь повторила подобное... Украина сейчас переживает самую тяжелую трагедию за все почти 30 лет своей независимости... Хотел бы посоветовать белорусам, прежде всего, ценить то, что есть». Комментарии, наверное, излишни.

В Украине отмечен новый антирекорд по количеству заболевших COVІD-19

В Украине по состоянию на утро среды за сутки выявлено 2495 новых больных коронавирусом, что стало максимальным показателем с начала пандемии, свидетельствуют данные на сайте системы мониторинга распространения эпидемии COVІD-19 Совета национальной безопасности и обороны. Общее число инфицированных с начала пандемии составило 125,7 тысячи человек. Наибольшее количество выявленных случаев за сутки зафиксировано в Киеве (332), Харьковской (302), Львовской (204), Одесской (204) и Тернопольской (201) областях. Кроме того, в целом по Украине было зафиксировано 2678 подозрений на заболевание COVІD-19.

Пётр ДУНЬКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.