Вы здесь

Какой быть «Народной библиотеке» белорусской книги?


Издательство «Мастацкая лiтаратура» не перестает удивлять новыми книжными проектами, новыми идеями, которые достойны внимания, как мне кажется, каждого читателя нашей страны, кто испытывает удовольствие от чтения на родном белорусском языке. Кажется, совсем недавно начала выходить антология сказок из разных национальных литератур мира, из разных фольклорных копилок в двенадцати томах — «Двенадцать месяцев», а вот уже и новый проект предлагают белорусские издатели. Об этом и пойдет наш разговор с директором издательства — известным писателем, лауреатом многих престижных литературных премий Беларуси и России Алесем БАДАКОМ.


— Алесь Николаевич, знаю, что собираетесь выдавать специальную библиотеку классики...

— Издательство «Мастацкая лiтаратура» начинает книжный проект «Народная библиотека», в результате которого будет издана целая библиотечка избранных произведений белорусских классиков. Идея проекта заключается в том, что содержание книг составят произведения, которые предлагают включить сами читатели...

— Неужели такая обратная связь может быть объективной?

— Мы убеждены в том, что как раз такая связь и станет объективной оценкой того, что же востребовано читателем... Свои мнения относительно достоинств классической литературы изложат учителя, студенты, и, конечно же, писатели, ученые, библиотекари и т. д. В социальных сетях мы вскоре начнем интернет-голосование, участвовать в котором сможет любой желающий. Будем рады, если информационную поддержку нам окажет «Издательский дом “Звязда”», вокруг изданий которого сплочены многочисленные творческие силы и обычные читатели, которые интересуются белорусской литературой.

Благодаря этой акции можно будет сделать вывод, какие произведения отечественной классики сегодня, иногда даже через сто и более лет после своего написания, пользуются любовью белорусов. А заодно обратить внимание на эти произведения тех читателей — как белорусских, так и зарубежных, — кто на сегодняшний день не очень легко ориентируется в нашей богатой и разнообразной литературе.

— Здесь, действительно, вы руководствуетесь книготорговым маркетингом. Время показывает, что во многих случаях к знакомству с классикой приходят и новые читатели...

— Есть даже такая статистика. Считается, что не менее тридцати процентов читателей как раз те, кто выбирают книги в книжном магазине или библиотеке благодаря чьим-то подсказкам и чужим ориентирам. Мне кажется, что в отношении белорусской литературы такой процент еще выше.

— Хотя хорошо было бы провести настоящее социологическое исследование относительно того, какие книги выбирают отечественные читатели. Есть, правда, рейтинги, которые ежемесячно составляют в ОАО «Белкнига». И на крайний случай мы знаем, какие книги белорусского производства, какие книги на белорусском языке чаще покупают белорусы...

— И я всегда с большим интересом просматриваю эти рейтинги, за подготовку которых чрезвычайно благодарен сотрудникам «Белкниги». Все-таки важно знать, что наиболее часто покупают в 101 их книжном магазине. Но ведь, действительно, нужно более основательное исследование, если хотите, читательского спроса. Какие институты за это готовы взяться — лично я не знаю...

Вторая цель «Народной библиотеки» — узнать, из каких имен, по мнению наших современников, сегодня должен составляться наш классический литературный пантеон, кого сегодня белорусы считают классиками, которых следует хоть изредка перечитывать. Мне кажется, что результаты такого народного голосования будут интересны всем — не только обычным читателям, а также нашим литературоведам, преподавателям.

— Не пошатнутся ли определенные основы представлений о классике, которые создаются в нашем сознании, начиная от школьных учебников?..

— Не могу согласиться с таким мнением. Создание «Народной библиотеки» на основе реальных читательских интересов — это ни в коем случае не желание каким-то образом пересмотреть нашу классику: повторюсь, речь идет о стремлении понять, кто и что сегодня пользуется народной любовью. Когда-то белорусские крестьяне, современники Франтишка Богушевича, прятали его книги за иконами, а когда он умер, четырнадцать километров при большом весеннем половодье несли на своих плечах тело покойного, чтобы передать его родной земле. Конечно, сегодня произведения Богушевича не пользуются такой популярностью, как тогда, но из-за этого они не стали менее классическими. Поэтому их проходят в школе, в гуманитарных вузах, что абсолютно справедливо. Но мне кажется, что в нашем желании показать какие-то литературные ориентиры, не ограничиваясь только школьной или университетской программой, тоже есть своя логика и потребность. Это касается и имен, и конкретных произведений. Одно дело, когда речь идет об Иване Мележе: понятно, что подавляющее большинство читателей своим любимым произведением назовет «Людей на болоте». А задайте тот же вопрос в отношении творчества Максима Горецкого, Кузьмы Чорного — я думаю, предсказать результаты опроса здесь будет намного сложнее. Да я не спешил бы делать какие-то точные прогнозы и в отношении произведений Ивана Шамякина либо Василя Быкова.

— С чего начнется «Народная библиотека»?

— Первыми книгами избранных произведений у нас выйдут том Максима Богдановича и двухтомники Янки Купалы и Якуба Коласа. Здесь, думаю, ни у кого возражений не будет: это, как говорят россияне о Пушкине, «наше все».

Мы будем стараться, чтобы это были подарочные иллюстрированные издания, выполненные в одном художественном стиле, с оригинальным дизайном и не очень дорогие. Издания, которые не стыдно подарить, в том числе иностранным гостям: прежде всего нашим зарубежным соотечественникам.

— Тогда, очевидно, надо будет заботиться и о существенных тиражах...

— Да. И в этом очень надеемся на все читательское сообщество, на его открытые и искренние мнения.

Беседовал Николай БЕРЛЕЖ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.