Вы здесь

К 100-летию Иосифа Шопика в городском поселке Порозово подготовили торжественное мероприятие


Его провели в центре краеведения в Порозовской библиотеке. Именно здесь находится музейная комната, посвященная знаменитой порозовской задымленной керамике. Среди экспонатов немало работ известного на всю Беларусь мастера Иосифа Шопика, чьи глиняные изделия побывали в свое время на различных международных выставках. Его еще называют последним ремесленником, прославившим свою малую родину.


Между тем, дело его не ушло в небытие. Идея вернуть бывший бренд заполонила местных краеведов. В местной библиотеке подготовили проект по возрождению ремесла уникальной порозовской черно-глянцевой посуды и получили президентский грант на дальнейшее развитие. Буквально за прошлый год комната для экспозиции мастеров-керамистов приобрела новый вид. Здесь появились современные стеллажи для экспонатов, телевизор, электрический гончарный круг, компьютер, ноутбук. Более того, идея получила и практическое продолжение. На базе музейной комнаты создано любительское объединение «Наследие», где дело знаменитого мастера продолжают местные школьники. Кстати, их работы также представлены в экспозиции. Правда, без задымления, ведь это довольно сложный и опасный для детей процесс.

— Черно-глянцевый эффект как достигался? — рассказывает хозяйка комнаты, библиотекарь Ирина Сарай. — Строилась такая землянка или просто помещение — горн, где глиняная посуда обжигалась. Туда закладывали по 200–300 штук изделий. После обжигания все выходы плотно закрывались, чтобы дым не выходил, и таким образом достигался эффект задымления. Весь процесс занимал от 9 до 14 часов. Горны стояли обычно в поле, ими пользовалась не одна семья Гончаров.

В конце ХІХ — начале ХХ века поселок Порозово считался одним из главных центров черной керамики. Почему так?

Работники библиотеки делают экскурс в историю поселка, известного с 1460-го года. Во времена ВКЛ местечко имело Магдебургское право и собственный герб. В XIX веке, во время пребывания в составе Российской империи, здесь строятся костел в честь Михаила Архангела и православная Троицкая церковь. Самым знаменитым зданием является бывшая панская усадьба «Богуденки» — памятник деревянного зодчества.

Местечко Порозово постепенно растет, и в конце ХІХ века здесь проживает более 600 жителей. При этом около 200 человек было мастерами-керамистами. Почти в каждом дворе делали глиняную посуду. И способствовала тому геологическая особенность этих мест — здесь находились большие залежи специальной «жирной» глины. Копали ее осенью и складывали в подвал под полом. А зимой, когда не было такой работы, доставали, разминали, очищали от камешков и трав, чтобы была чистая. Иначе изделие могло быстро треснуть. Раньше это был основной заработок для многих семей. Посуда была недорогой, чтобы могли купить простые крестьяне.

Гончарное ремесло передавали из поколения в поколение. Таких династий в Порозове был не один десяток. Пинюты, Козики, Романовские, Шалкевичи, Поплавские, Перещеки… Семья Шопиков — одна из самых знаменитых. Гончар Шопик перенимал свое мастерство от отца Иосифа, тот — от своего. Таким образом, пройдя через поколения, обычное ремесло достигло высокого художественного уровня.

— Я хорошо помню нашего знаменитого мастера, — вспоминает заведующая методическим отделом Порозовской библиотеки Нина Калач. — Это были 1980-е годы, он еще работал и уже был популярен. Мы возили на выставки его изделия, именно черно-глянцевую посуду. Многие к нему приезжали и покупали горшки, кувшины. У меня дома тоже их несколько. Бабка в таких горшках очень вкусная. Они не трескаются, служат более сорока лет. Мы и сейчас на деревенские мероприятия или библиотечные встречи готовим еду в глиняной посуде, и все отмечают особый «домашний» вкус.

Качество самих изделий определяли по звуку. Если горшок звенит, как кристалл, тогда он настоящий, а если звук глухой, значит, тот не такой, как надо, не получился. Посуда у мастера была высокого качества, и имелась своя марка. В общем, из глины делали всю кухонную посуду — горшки, сковородки, макитры, бабочники (для бабки), дуршлаги, миски, чашки, чайники, масленки, питушки, стаканы, горшки, фляки, кувшинки, спорыши. Из других предметов — умывальники, декоративную керамику, букетники, вазоны, игрушки.

Ирина Сарай с черно-глянцевым экспонатом.

Многие изделия порозовских мастеров демонстрируются в Гродно в музее истории Городницы. Здесь находится около 70 предметов Иосифа Шопика. Сохранился и собственный гончарный круг мастера. Его племянница Тереза Белоусова во время открытия выставки упомянула, что это гончарный круг привез родственник из-за границы. У дяди горели ноги от круга, а этот был более удобен, ведь он сидел за ним целый день. За это время он мог сделать до 100 предметов. Работал и слушал радиоприемник.

К Иосифу Иосифовичу приезжали не только из Беларуси, но и из соседних стран, чтобы купить черную керамику. Были у него и специальные заказы, много вещей он просто дарил. Например, для внучки сделал на свадьбу в подарок набор керамической посуды.

Между тем, в родном поселке своего знаменитого земляка не забывают. Здесь считают, что именно Иосиф Шопик — последний гончар, прославивший свою малую родину. После его ремеслом никто в семье не занимался, так как в гончарных изделиях не было такой нужды. Да и в самом Порозове подобных мастеров не осталось. Как в общем и визуальных напоминаний о древнем ремесле. Возможно, было бы оправдано назвать одну из улиц Гончарной, ведь именно уникальный глиняный промысел — самая яркая особенность городского поселка. Можно сказать даже, его визитка. Раньше этому факту не придавали такого значения, говорят в библиотеке, но сейчас неплохо было бы обозначить такую особенность Порозова. Возможно, установить вывеску либо стенд о знаменитых мастерах и их уникальном деле.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Название в газете: Хто праславіў чорную кераміку?

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.