Вы здесь

Как помогают людям, которые всегда помогают другим?


Наверное, практически у каждого среди знакомых есть те, кто ухаживает за своими больными родственниками. Когда затрагивается эта тема, как правило, в центре внимания оказываются люди, о которых заботятся. Хотя часто помощь в большей степени нужна именно тем, кто заботится. Многие же считают, что они сильны, справятся сами. Продолжают ухаживать за другим, забывая при этом на себя и через какое-то время сами впадают в тяжелую депрессию и эмоционально выгорают.


Фото: pexels.com

«Постоянно находиться рядом с больным — еще то испытание»

Моя сегодняшняя героиня — Татьяна Шаранда, детский и семейный психолог. Всю жизнь она помогает другим находить выход из кризисных ситуаций. И вот не так давно помощь понадобилась ей самой. Полтора года назад у нее тяжело заболел муж.

— С начала пандемии мы с Сашей аж четыре раза переболели на ковид. Уже после первой волны я заметила изменения в поведении мужа. Но тогда не уделила им должного внимания, так как просто не знала симптомов деменции начальной стадии. Если бы в тот момент я поняла, что происходит, и начала действовать, возможно, все сложилось бы по-другому. Ведь не секрет, что при легкой степени болезни и медицинская, и психологическая помощь наиболее эффективны. Но вместо того, чтобы бить во все колокола, я злилась и раздражалась на близкого человека. Мой муж — инженер-конструктор, ему принадлежат очень серьезные разработки, и вдруг он начал делать примитивные ошибки. Конечно, в моей голове это не укладывалось.

После того как Александр переболел ковидом в третий раз, когнитивные нарушения проявились в полной мере. У него развился постковидный синдром, который вылился не только в деменцию, но и в болезнь Альцгеймера.

— Все происходило очень стремительно. Сказать, что я была в отчаянии, — ничего не сказать. У меня был шок. Я совершенно не представляла, куда бежать, что делать, потому что никогда с этим не сталкивалась.

Кто-то подсказал Татьяне проконсультироваться в городском Центре психиатрии и психотерапии, что в столице на улице Бехтерева.

— Нам пришлось пройти через большое количество психотерапевтов. Но никакого эффекта не было. Пока каким-то чудом не попали на специалиста, которая подсказала схему лечения, и она нам подошла. Вместе с тем я как психолог понимаю, что на одном медикаментозном лечении далеко не доедешь. Доказано, что очень многое в руках самого человека. Возможно, вы слышали историю о ребенке, который родился с половиной головного мозга. И мама с папой добились того, что девочка выросла и ведет полноценную жизнь, ведь правое полушарие полностью компенсировало функции левого.

— Но ведь человек, который помогает другому, сам должен быть в ресурсном состоянии. В противном случае помощь понадобится обоим.

— Постоянно находиться рядом с больным человеком — еще то испытание. В какой-то момент действительно происходит мощное эмоциональное выгорание. Внутри тебя «коктейль Молотова» из негативных эмоций и чувств. Постоянно контролируешь себя, чтобы «не взорваться». Получается, что ты сам в себе гасишь эмоции. И постепенно «выгораешь». Когда испытываешь радость, удовольствие — наполняешься. Любое же негативное состояние опустошает. Наступает момент, когда не знаешь, кто в более тяжелом состоянии: болен ли ты сам.

Сначала Татьяна пыталась восстановить свой внутренний ресурс через еду. А однажды, зайдя в магазин за продуктами, не заметила, как оказалась в алкогольном отделе. Хотя алкоголь вообще не употребляет и терпеть не может пиво.

— В тот раз я купила бутылку пива. Прошла неделя-две, и я поймала себя на том, что когда захожу в магазин, глазами начинаю искать алкогольный отдел. Меня тянуло туда как магнитом. Так я подсознательно искала, Как снять внутреннее напряжение. В итоге раза 2-3 купила пиво, и меня отвернула. Затем «провалилась» в компьютерные игры. Это и есть замещение себя, уход от реальности — так формируются все зависимости. Играю, расслабляюсь, мне кажется, что в моей жизни все возобновилось. А заканчивается игра, и я снова сталкиваюсь с реальностью. Наверное, если бы не знания по психологии, я застряла бы в какой-то зависимости...

Именно в этот момент женщине позвонила Ольга Шишло, куратор учебных групп Университета третьего возраста, созданного ОО «Белорусская ассоциация социальных работников». До пандемии Татьяна преподавала там психологию постоянным «студентам».

— Ей, видимо, девушки из нашей группы рассказали о моей беде, потому что мы периодически созванивались, и я делилась с ними своими проблемами. Ольга подсказала мне, куда обращаться, дала контакты своих коллег. Я, например, не знала, что у нас в Минске есть общественная благотворительная организация «Хэсэд-Рахамим», где помогают не только людям с деменцией, но и их родственникам. Также от Ольги я узнала о социальном проекте «Забота о тех, кто заботится».

«Если бы я не тянула себя из трясины, точно бы уже заболела»

— У студентки университета третьего возраста Ольги Жук много знакомых, которые ухаживают за своими больными родственниками. Она сказала, что многие из них через какое-то время сами заболели раком.

— Ничего удивительного. Если не хватает внутреннего ресурса, обязательно включается психосоматика. Я по себе уже вижу, что без регулярной работы по самовосстановлению я уж точно заболела бы. Ты постоянно должен его контролировать: хватаешь за руку, чтобы не навредил, ведешь куда-то, кормишь, следишь, чтобы, не дай бог, не включил газ. Это изматывает. Лично у меня слабое звено — зрение. Я давно так быстро не теряла его, как сейчас, именно на нервной почве.

— Татьяна, а как вы боретесь с негативными эмоциями, раздражением, как подбираете слова в общении с мужем, чтобы и ему помочь, и себе не навредить?

— Сначала я постоянно повышала голос, меня раздражали неадекватные поступки Саши (он, например, мог поставить туфли в ведро с водой). И только потом поняла, что это был замкнутый круг. Чем больше я срывалась, тем больше он внутренне закрывался от страха. В те моменты, когда Саше было тяжело, он держался руками за голову: «Таня, если бы ты знала, как мне сложно тебе что-то сказать, я не понимаю собственных мыслей». Когда я осознала и приняла тот факт, что Саша болен, что он на самом деле ничего не понимает, раздражение изменилось на сочувствие. И, как ни странно это звучит, именно тогда во мне начало зарождаться чувство даже любви к мужу. Ушли все его негативные качества. Я понимаю, что он сам страдает. Сейчас я постоянно транслирую Сашу «ты в безопасности», и ему становится немного легче.

Иногда в критические моменты я все-таки раздражаюсь. Например, едем мы в метро, вдруг Саша вскакивает и собирается выбегать из вагона. В этот момент я испытываю страх. Мне же надо успеть его схватить. Потом страх трансформируется в раздражение. Я в этот момент ему ничего не говорю. Просто дышу. Дыхательная гимнастика по системе Цигун мне очень помогает. Она есть в интернете, при желании каждый может научиться. Несколько раз делаю вдох-выдох и успокаиваюсь. И только тогда замечаю испуганные глаза мужа. И все раздражение как будто куда-то уходит. Понимаю, что он сам боится. В какой-то момент во мне включился материнский инстинкт. И мне хочется его спасать, оберегать как ребенка.

— А как без больших финансовых вложений можно помочь самому себе?

— Процесс самовосстановления лучше начинать с работы со своим телом. В первую очередь это физическая активность на свежем воздухе. Солнце и движение способствуют выработке гормонов счастья и радости — эндорфина, серотонина, дофамина, окситоцина. Неважно, что мне 60 лет. Если только появляется такая возможность, я обязательно сажусь на велосипед и накручиваю километры. Очень помогает хладотерапия, в частности обтирание льдом (я замораживаю в морозильнике воду в формочках), но только после активной физической нагрузки, когда организм внутри разогрелся. Также хорошо обтираться просто холодным махровым полотенцем. Чудесно, если вам кто — то может сделать массаж всего тела, если нет — не беда. Я, например, использую аппликаторы Кузнецова и Ляпко. Великолепный эффект дают и массажные колючие «каштаны» для разогрева ладоней. Также помогает снять внутреннее напряжение и самомассаж головы. Если есть такая возможность, можно заняться арт-терапией. Или лепкой. И для этого необязательно записываться на курсы. Просто купите домой пачку пластилина. Лично мне повезло: у меня очень классный кабинет. Если раньше я проводила сеансы хромотерапии только для своих клиентов, то сейчас сама сажусь и лечусь светом. А еще всем без исключения советую освоить технику релаксации по методу Джекобсона. Она бесценна.

Татьяна по-прежнему продолжает ходить на работу, консультировать своих клиентов. И это тоже терапия, причем как для самой женщины, так и для ее мужа.

— Заметила, что когда я постоянно дома, с мужа снимается ответственность, и состояние Саши ухудшается. Поэтому периодически оставляю его одного. Когда ухожу, обязательно перекрываю газ и закрываю дверь на ключ. Мы с мужем выработали четкий алгоритм действий. Пока меня нет, Саша смотрит фильмы на компьютере, ходит на кухню и разогревает себе еду в микроволновке. Правда, каждые полчаса он начинает мне звонить, так как в какой-то момент не понимает, где я. извиняюсь перед клиентами, говорю, что мне нужно две минуты, чтобы объяснить ситуацию мужу. Все понимают, сочувствуют.

Кабинет Татьяны находится неподалеку от столичного ЦУМа. И она готова бесплатно консультировать пожилых людей, попавших в подобную ситуацию.

— Я сама прошла через этот кошмар, потому как никто понимаю, насколько важно, особенно вначале, чтобы кто-то подсказал, как себя вести. Кроме того, в Университете третьего возраста меня попросили провести вебинар для родственников, которые ухаживать за своими близкими. И я с радостью это сделаю, поделюсь опытом, как работаю на самовосстановление, так как у обычных людей не хватает знаний на эту тему. Я по жизни оптимист, искренне верю, что непреодолимых проблем нет, главное — найти правильный подход к их решению.


Павел Лотвин, руководитель Минского клубного дома «Открытая душа»: «Для людей, которые ухаживают за больными родственниками, важно чувствовать, что они не одни»

— Социальный проект «Забота о тех, кто заботится» создан специально для родственников людей с психическими заболеваниями. В его рамках проходят как оффлайн- , так и онлайн-встречи, в ходе которых квалифицированные специалисты учат, как можно облегчить не только жизнь человека, за которым вы ухаживаете, но и свою. Помогают справиться со стрессом, посттравматическим состоянием и эмоциональным выгоранием. Учат распознавать первые признаки обострения заболевания, что позволит предупредить и сократить частоту повторных госпитализаций вашего близкого. Подсказывают, куда обратиться за помощью. Также наши психологи, психиатры и юристы проводят и индивидуальные консультации. Созданы чаты, где люди, столкнувшиеся с подобной проблемой, обмениваются опытом, поддерживают друг друга. Самое главное — они видят, что не одни, что с подобными проблемами живут и другие.

Все мероприятия, проходящие в рамках проекта, бесплатные. Проводятся они на базе клубных домов (службы реабилитации для людей с психическими расстройствами, созданные Белорусской ассоциацией социальных работников) в Минске, Бресте и Лиде. Люди, живущие в других городах и селах, могут подключаться к вебинарам онлайн-центра поддержки родственников, которые ухаживают за человеком с психическим заболеванием. Расписание можно найти на сайтах и в соцсетях клубных домов.

Контакты клубных домов:

  • Минский Клубный дом (ул. Кнорина, 3, тел.: +37525-768-71-24);
  • Брестский Клубный дом (ул. Комсомольская, 46, тел.: +37529-330-31-61);
  • Лидский Клубный дом (деревня Островля, на территории областной психоневрологической больницы, тел.: +37529-181-89-27).

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.