Вы здесь

Что изменится в Уголовном кодексе и как это повлияет на правонарушителей, которые сбежали за границу


Одно из них — «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (по вопросам апелляционного и надзорного производства) — касается совершенствования судебной системы. Положения проекта соответствуют принципам законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, направлены на обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование однородной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.


Как рассказал представлявший законопроект председатель Верховного суда Валентин СУКАЛО, документ подготовлен Верховным судом совместно с заинтересованными государственными органами по поручению главы государства и направлен на повышение качества уголовного правосудия на всех его стадиях. По его словам, до сих пор качеству уголовного правосудия на заключительных стадиях уголовного судопроизводства не уделялось достаточного внимания.

В первом чтении был рассмотрен проект Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (по вопросам специального производства). Как отметил председатель Следственного комитета Дмитрий ГОРА, документ позволит привлечь к уголовной ответственности лиц, скрывающихся за пределами Республики Беларусь и совершивших преступления против мира и безопасности человечества, военные преступления, иные тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.

«Кроме того, принятие этого закона позволит нам предпринять конкретные решения в отношении обвиняемых лиц об изъятии их имущества, ограничении прав, — заметил председатель Следственного комитета. — Мы сможем эффективнее восстанавливать нарушенные права граждан, отстаивать интересы государства».

Дмитрий Гора заметил, что специальное производство не будет иметь массового характера, и рассказал, что Польша отказала Беларуси в выдаче Степана Путило, а Литва — Светланы Тихановской. «Еще в ноябре 2020 года в Республику Польша был направлен запрос о выдаче Путило для осуществления уголовного преследования за разжигание расовой, национальной, религиозной вражды и розни, организацию массовых беспорядков и другие преступления, — уточнил он. — Официальный отказ на нашу просьбу пришел только в феврале 2022 года. С формулировкой — «Оказание правовой помощи может нанести вред суверенитету и безопасности, правам и законным интересам граждан или противоречить основным принципам действующего законодательства». Литовской Республикой отказано в выдаче Тихановской, которая также обвиняется в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе заговора с целью захвата государственной власти».

— Сегодня очень важно адаптировать законодательство в связи с новыми вызовами и угрозами для нашей национальной безопасности, — акцентировала внимание член Постоянной комиссии по национальной безопасности Марина ЛЕНЧЕВСКАЯ. — И мы должны действовать очень четко, конкретно и адекватно складывающимся обстоятельствам. Сегодня есть обвиняемые в преступлениях против национальной безопасности, против мира, безопасности человечества, военных преступлениях. Эти преступники скрываются в иностранных государствах, которые в нарушение любых международных норм или отказывают в экстрадиции обвиняемых в Республику Беларусь, или в принципе игнорируют наши запросы. Поэтому и предлагается в Уголовно-процессуальный кодекс ввести так называемое специальное производство: это, по сути, проведение всех процессуальных действий в отсутствие обвиняемого.

При этом, заметила депутат, информация о том, что специальное производство ведется в отношении того или иного обвиняемого в специальном порядке, будет размещаться на интернет-порталах соответствующего органа уголовного преследования, обвиняемому будет предоставляться защитник. Если лицо, обвиняемое в преступлении против национальной безопасности, вернется на территорию Беларуси, то такое уголовное дело даже со стадии судебного следствия может быть направлено в орган предварительного расследования.


В первом чтении депутаты одобрили законопроект «Об урегулировании безопасности при использовании атомной энергии». Как сообщил министр по чрезвычайным ситуациям Вадим СИНЯВСКИЙ, с вводом в эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС Беларусь стала страной, эксплуатирующей атомную станцию. «С учетом правоприменительной практики, новых международных требований, возникла необходимость совершенствовать национальное законодательство в сфере ядерной и радиационной безопасности», — заметил он.

Документ направлен на укрепление и поддержание надлежащего уровня ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Приоритет безопасности при использовании ядерной энергии, закрепленный на законодательном уровне, будет способствовать обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также охране окружающей среды, укреплению имиджа Республики Беларусь на международной арене как страны, разделяющей современные международные требования к безопасности.

Кроме того, в первом чтении приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». По мнению члена Постоянной комиссии по экономической политике Анатолия НАСЕНИ, законопроект имеет большое значение именно для перспективы отношений государства и бизнеса в области реализации общественно-значимых проектов и в целом для решения социально-экономических задач. По его словам, принятие данного законопроекта найдет позитивные отзывы в бизнес-среде и позволит дополнительно привлечь инвестиции в экономику нашей страны.

— Одним из нововведений законопроекта является то, что предусмотрены прямые переговоры по проектам, которые не предусматривают бюджетного финансирования, — рассказал парламентарий. — Второй важный момент-оптимизация функций и полномочий государственных органов. В целом, документ направлен на упрощение процедуры и сроков соглашения в государственно-частном партнерстве.

Абсолютным большинством парламентарии проголосовали за проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, рассмотренный в первом чтении. Документ направлен на обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в этой сфере.

Как заметил председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Виктор НИКОЛАЙКИН, документ станет настольной книгой, дорожной картой для строителей. «Ряд статей Кодекса посвящен упрощению процесса строительства: строители должны строить, а не бегать по кабинетам чиновников, — подчеркнул депутат. — В частности, мы предлагаем перечень объектов, при строительстве которых не будет требоваться оформление разрешительной документации. В основном, это касается индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домиков, гаражей. Кроме того, определяется ряд строительных объектов, в отношении которых будет необязательное проведение государственного строительного надзора. Также предусматривается расширение полномочий местных органов власти: начиная от вопросов строительства, заканчивая утверждением генеральных планов городов районного подчинения».

В первом чтении был одобрен и законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования», во втором — проект Закона «О государственной службе». Также депутаты ратифицировали Протокол о внесении дополнения в соглашение между правительствами Беларуси и Армении о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран, а также соглашение между правительствами Беларуси и Армении о реадмиссии.

Вероника КАНЮТА

Фото БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.