Вы здесь

Одно письмо Максима Танка. Как появился научно-популярный журнал «Спадчына»?


Иногда в букинистическом магазине на глаза попадают отдельные номера старых журналов просветительской, исторической тематики. «Маладость», «Полымя», «Неман» в букинистику никто не сдает. А вот и напрасно... Разве не интересными собирателям книжных редкостей покажутся номера периодических изданий с первыми публикациями произведений Василя Быкова, Владимира Короткевича и, может быть, Рыгора Бородулина, Михаила Стрельцова?!.


И все же «Памятники истории и культуры Беларуси» иногда встречаются. Даже «Наша история» уже, случается, продается в букинистическом отделе. А вот журнал «Спадчына» встретить — редкое явление.

Это издание как-то вспыхнуло, ярко вспыхнуло И... исчезло. Считается, что «Спадчына» — правопреемник бюллетеня Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Основанное в 1965 году, оно в 1970 году начало издавать свой печатный орган. Поскольку в советское время участие в общественных организациях считалось обязательным, то количество членов этого республиканского общества достигло около 1 миллиона человек. Стоит напомнить и то, что общество, как правило, возглавляли вице-премьеры, ответственные за социальную, культурную политику: Нина Снежкова, Нина Мазай — в том числе...

Поверить в это трудно, но, видимо, несколько поколений белорусов держат в памяти марки общества, которые обменивались на членские взносы. Даже школьникам выдавали эти марки, соответственно — и удостоверения, взамен, разумеется, брали небольшие взносы. Их собирали и на различные другие общества: например — на Общество Красного Креста, общество книголюбов и другие общественные «инициативы» сверху.

Но и польза от общества памятников была немалая. Во-первых, ему было поручено вести учет памятников. Прежде всего, разумеется, памятников в знак памяти о Великой Отечественной войне. Во-вторых, за средства, собранные обществом, осуществлялись реставрационные работы в Мирском замке, Софийском соборе, на других объектах. Проводились различные семинары, конкурсы, научно-практические конференции. Благодаря содействию общества были изданы и очень важные, актуальные монографии исследователей белорусского прошлого: Михася Ткачева «Замки Беларуси», Ю. Якимовича «Деревянное зодчество белорусского Полесья», В. Чантурия «Страницы каменной летописи Беларуси»...

Что же касается «бюллетеня», то рядом с официальными материалами, которых хватало на его страницах, здесь печатались статьи, корреспонденции краеведов, музейщиков, школьных учителей истории из разных уголков страны. Но и самим авторам, и организаторам музейного дела в Беларуси хотелось иметь другое, более широкое издание. Особенно эта тема начала актуализироваться в середине 1980-х, с началом перестройки. И своеобразным генератором выступил Белорусский фонд культуры. Возглавлял общественную организацию на то время уже известный писатель Иван Гаврилович Чигринов.

Видимо, и он, заинтересованный в том, чтобы активности общественности, объединенной вокруг БФК, озвучивались, чтобы о них рассказывалось на всю республику, и многие рачители краеведческого дела неоднократно проговаривали вопрос о рождении новой периодики. Но ведь в то, даже перестроечное, время решение принимали не в Минске. Решение принимали в Москве, в самом Центральном Комитете Коммунистической партии Советского Союза. Иван Гаврилович не осмеливается самостоятельно обращаться в ЦК КПБ, понимая, что его веса, его авторитета может и не хватить. И тогда рождается следующее письмо...

В ЦК КПБ 13 сентября 1988 года пишет председатель правления Союза писателей БССР народный поэт Беларуси Максим Танк. Письмо всего на одну страницу имеет и название — «О реорганизации бюллетеня «Памятники истории и культуры Беларуси» в научно-популярный и общественно-политический журнал «Спадчына».

«В идеологическом воспитании трудящихся и особенно молодежи, — читаем мы в письме, которое скорее всего, конечно же, не Танк писал, а, наверное, тот самый председатель Белорусского фонда культуры, автор романов «Плач перапёлкі», «Апраўданне крыві», «Свае і чужынцы» Иван Чигринов, — не последнее место занимает история и культурное наследие народа, многовековые национальные традиции, без которых невозможно воспитание любви и почета к земле своих предков, воспитание чувства патриотизма, преданности делу революции и преемственности поколений.

Об этом шла речь и на последнем пленуме правления СП БССР, состоявшемся 19-20 мая с. г.

С целью улучшения культурного наследия народа писательский пленум принял решение обратиться в директивные органы республики с предложением реорганизовать бюллетень «Памятники истории и культуры Беларуси» в научно-популярный журнал «Спадчына».

Это позволит гораздо шире, разнообразнее и интереснее освещать вопросы культурного наследия народа, а значит, и поспособствует воспитанию чувства советского патриотизма в самых широких кругах населения и, в первую очередь, у молодежи». Коротко, по сути дела, все в принципе понятно.

Резолюций самые высокие партийные начальники на листе не оставили никаких, но, очевидно, дали устное «добро» на рассмотрение вопроса в соответствии с полномочиями... И внизу Танковского обращения по новому изданию появляется приписка: «Просьба разрешить журнал «Спадчына» направлена в ЦК КПСС...»

Так в Беларуси в самый, считай, канун независимости появился интересный, примечательный журнал. Первый номер за 1989 год поразил подбором авторов: с художественными и публицистическими текстами выступали Кондрат Крапива, Пимен Панченко, Максим Лужанин, Заир Азгур, Рыгор Бородулин, Микола Ермолович... Была помещена поэма Янки Купалы «На Дзяды». Вадим Крутолевич выступил со статьей «Почему пало правительство Жилуновича». Вячеслав Чемерицкий подготовил отрывки из летописей, которые объединило следующее название — «Рогнеда и Владимир». Иван Гаврилович Чигринов и команда, которую он сумел собрать вокруг журнала, объединили писателей и историков, объединили всех, кто был неравнодушен к истории своего Отечества, родной Беларуси...

Сперва журнал издавали из расчета один номер в квартал. В 1991 году — один раз в два месяца. Ценность журнала сразу определилась (и соответственно тираж его из-за этого начал расти — доходил до 15 000 экземпляров) публикацией на его страницах текстов прежних десятилетий с соответствующими обстоятельными комментариями. Как пример — «Западно-русизм» А. Цвикевича в 1992-1993 гг., «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни» А. Мартоса.

В последние годы «жизни» «Спадчына» издавалась хаотично, видимо, в зависимости от средств, которые находились: было и такое, что один-два номера в год. Всего за 1989-2011 гг. вышел 161 номер.

Начало же в значительной степени зависело от письма Максима Танка в ЦК КПБ.

Кастусь ЛЕШНИЦА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.