Вы здесь

Он призвал беречь мир и любить книгу


В Каменце и Рясне почтили память знаменитого земляка, дважды Героя Социалистического Труда, бывшего председателя колхоза «Советская Белоруссия» Владимира Леонтьевича Бедули по случаю 95-й годовщины со дня его рождения.


Владимир Бедуля с Людмилой Зыкиной.

В Рясне, где он жил и работал полвека, собрались его земляки, коллеги, соратники, ученики. Упоминали его стиль работы, его природный оптимизм, любовь к жизни. Каждому, кто знал Бедулю, было что вспомнить. Таким он был человеком, во всех смыслах — неугомонным. О нем написаны книги, сняты киноленты. Автору этих строк за годы журналистской работы с Владимиром Леонтьевичем Бедулей пришлось встречаться не раз. Последнее большое интервью вышло в нашей газете шестнадцать лет назад, в феврале 2006 года. Тогда еще Владимир Леонтьевич был в строю, и отмечал 50-летие руководства своим хозяйством – ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственно-производственным кооперативом «Советская Белоруссия».

Но хозяйство свое он по-прежнему называл колхозом. И рассказывал, как пытался сохранить название официально: «Я просил-умолял: «Оставьте два названия: колхоза, который возглавлял Кирилл Прокофьевич Орловский как особенное поистине историческое явление в колхозном строительстве СССР и на западных рубежах страны — нашей «Советской Белоруссии». Где там! Хорошо еще, что в названии кооператива оставили и нашу награду, и слова «Советская Белоруссия». Обидно бывает, когда одним махом отсекается то, чем жило даже не одно поколение. К своему прошлому нужно относиться больше
бережно», — рассуждал постоянный аграрий.

Тогда же Владимир Бедуля рассказывал, как начинал свою работу в колхозе. В 1955 году был такой партийный призыв возглавить отстающие хозяйства и вывести их на передовые рубежи. И он подал заявление в ряды «тридцатитысячников», так называли тех, кто шел на село по призыву ЦК КПСС, просил дать отстающее хозяйство в родных местах. В Пинске прошел трехнедельные председательские курсы. Их 28-летний выпускник был направлен заместителем председателя одного из хозяйств Высоковского района. А через полгода, 21 февраля 1956-го года принял самый слабый колхоз этого района «Советская Белоруссия».

— Выбрали меня, на удивление легко, — продолжал Бедуля. — все проголосовали «за», только один человек — «против». Людям жилось тяжело. Показатели были настолько низкие, что бывало по итогам года работник еще оставался виновным колхозу! Воровали все, что можно унести. Начинал молодой председатель с искоренения кражи. Из транспорта у него были велосипед и подвода, но везде старался успевать, в каждый уголок заглядывал. Пришлось поменять многих руководителей среднего звена, кто мог попутать свой карман с колхозной. Добился того, что в уставе хозяйства появилась строка о том, что работа-брак не оплачивается. Постепенно стали платить за трудодни не только зерном и кормами, но и деньгами. Так помалу и поднимали свое хозяйство.

Владимир Бедуля с Александрой Пахмутовой и Михаилом Ульяновым.

И вот точная цитата из давнего интервью больше: «Сейчас с удовольствием можно отметить, что за все пятьдесят лет в колхозе не было ни одной не только голодной, но и полуголодной зимовки для стада. А зимы за полвека случались разные: продолжительные, суровые. Думаю, что любой человек, знакомый с сельским хозяйством, согласится с такой простой формулой: как скот голодает, значит, хозяина у нее нет, колхоз это или личное подворье».

Упомянули мы с Владимиром Леонтьевичем тогда и его общественную работу, он возглавлял Брестское областное отделение Белорусского фонда мира. Он заговорил очень серьезно: «Мир — первое, что нужно человеку при любых условиях, при любом раскладе жизни. Сейчас мы разучились ценить мир. А если и ценим, то поверхностно, формально, недостаточно. Современный человек мир и стабильность почти не замечает, воспринимает их как воду и воздух, которые были и будут всегда. Но это ошибочная позиция. В нынешнем мире даже далекие, на первый взгляд, войны могут неожиданно коснуться». В 2006 году, когда вокруг нас было относительно спокойно, никто подумать не мог о конфликте в Украине, о потоках беженцев в Европе. А человек, память которого сохранила детские воспоминания о войне, так проникновенно говорил о ценности мира. Мы точно тогда не осознавали, теперь вот запоздало начинаем.

Еще Бедуля при каждом случае говорил о ценности и важности книги. Упоминается еще одно небольшое интервью к празднику письменности в Каменце в 2005 году. Там очень красиво и искренне, как он только умеет, говорил о книге, о том, что книгу нужно поддерживать и пропагандировать в эпоху наступления компьютеров. И вот 2012-й был объявлен Годом книги... Где только возможно, колхозный председатель подчеркивал роль духовности. И не только говорил об этом, очень много делал на поприще духовности. Церковь в деревне возвели в 2000 году фактически за средства хозяйства. А колхозный музей хлеба был своего рода духовным центром Дома культуры. Его посещали все гости. Дом культуры в Рясне, кстати, начали строить, как только дела колхоза пошли вверх. С его сцены выступали Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Людмила Зыкина, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, «Песняры», трижды здесь встречали русский народный хор имени Пятницкого. В гостях у колхозников бывали Юрий Левитан, Святослав Рихтер, Михаил Ульянов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, многие другие деятели культуры и искусств.

Главное, что хозяйство при Бедуле стремилось сделать музыку, живопись доступными для детей животноводов, механизаторов, всех сельчан.

В деревне не просто открыли первую в районе сельскую музыкальную школу, но сделали так, что в ней преподавали лучшие педагоги. Несколько лет подряд учительниц музыки из города и обратно возила Колхозная машина. «А как я уговаривал известного тогда музыканта и педагога Михаила Солопова возглавить музыкальную школу, отдельная история, — рассказывал Владимир Леонтьевич. — Полтора года уговаривал, и нашел-таки слабинку, которая стала последней каплей. Тогда, в 70-е годы, было очень престижно иметь свою «Волгу», но в очереди за ней стояли очень долго. Я пообещал Солопову машину, и он переехал к нам. Автомобиль потом директор школы приобрел, но и в работе не проиграл, в деревне талантливых детей оказалось не меньше, чем в городе».

Освящение церкви в Рясне.

А вот еще одна история с «Волгой», которую стоит рассказать. Был в «Советской Белоруссии» механизатор, который в поле как Бог. Никто с ним не мог сравниться в том же качестве пахоты. Но вот беда, к рюмке чувствовал слабину. Воспитательную работу с ним как только не проводили, а человек время от времени «с рельсов уходил». У него родственники в Польше жили. Однажды председатель ему словно в шутку сказал: «Не будешь пить три года, на четвертый к родственникам на «Волге» поедешь. Представляешь, как подрулишь на шикарном авто, а твои иностранные родственники аж рты разинут?» И что вы думаете? Не дотронулся до водки весь испытательный срок. Правда, в райисполкоме потом Бедулю воспитывали: «У нас, говорили, идеально трезвые полковники в очереди вон сколько времени стоят, а ты ГАЗ-24 тракториста, бывшему пьянице обещаешь».

Владимир Бедуля с женой Анисьей Трофимовной.

Но ведь к человеку нужен индивидуальный подход, это был стиль Бедули. Доярок в санаторий он отправлял чуть ли не принудительно, решением правления. Потом приходили, благодарили за заботу. И пятьдесят лет отработал в кабинете, перед которым никогда не было приемной. Говорил, что работник мог зайти к нему либо позвонить в любое время. О своей личной жизни Владимир Бедуля не очень любил говорить на встречах с журналистами. Однажды в книге Андрея Юренева я прочитала, что почти тридцать лет он с семьей прожил в стареньком деревенском доме. А в приличный дом переехал накануне своего 60-летия и вручения второй Золотой Звезды Героя Социалистического Труда, когда большинство колхозников жила в особняках и двухквартирных коттеджах.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото из архива семьи Владимира Бедули

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.