Вы здесь

Путешествие по Игуменскому тракту. По знаменитой дороге открылась экскурсия


Кузнечик прыгает по наезженной дороге, а мы в почтовой карете кутаемся в теплые дубленки, слушаем веселый голосок колокольчика и, пока извозчик везет нас из губернского Минска в уездный Игумен, рассматриваем заснеженные пейзажи. Именно таким мы представляем путешествие по Игуменскому тракту… Конечно, полностью ощутить все те эмоции, которые были у путешественника пару веков назад, когда сидишь в комфортабельном автобусе, вряд ли получится, но и современная поездка позволяет заглянуть в историю, открыть почтовые секреты и больше узнать о бывшем округе.

Идея о путешествии по Игуменскому тракту появилась еще десять лет назад. Такой маршрут сотрудники Червенского районного краеведческого музея разработали к 625-летию города. Правда, долгое время путешествие преимущественно было воображаемым — вместе с юными посетителями музейщики звонили в колокольчики почтовой кареты, «доставляли» почту и открывали секреты уездного города. Сегодня в Игумен можно отправиться со старшим научным сотрудником Червенского районного краеведческого музея Ириной Вабищевич, которая является аттестованным экскурсоводом на этом маршруте.


Дворцово-парковый комплекс Ваньковичей-Монюшко.

Старые пути

Согласно письменным источникам, еще с конца ХІІІ века в Минске работала княжеская почтовая служба. В XIV веке она уже имела определенную структуру, где-то с этого времени и начинается движение по почтовому тракту. Еще при польском короле Станиславе Августе было придумано почтовое клеймо, которое ставилось на корреспонденцию в пунктах отправления и назначения. Такие штампы делаются и сегодня.

В 1795 году Минск становится центром почтовой службы на западных землях Российской империи. От него в разную сторону бежали дороги. На север уходил Виленский тракт, он шел через Радошковичи и Ошмяны. Западный тракт, который пролегал через Новый Свержень и Несвиж, соединял с Варшавой и далее с Веной. На восток проставлял Могилевский тракт, который впоследствии направлял на Смоленск и на Москву. Один из путей вел на Игумен, а затем через Бобруйск на юг.

Письменные источники даже помогают уточнить, в каком месте в Минске стоял почтовый двор, — неподалеку от Кузьма-Демьяновского монастыря, который до нашего времени не сохранился.

Кстати, современная Минская улица, носящая название Игуменский тракт, к бывшей почтовой дороге не имеет отношения. Хотя находится недалеко — старинный путь пролегал там, где сегодня находятся улицы Свердлова, Маяковского и Чижевских.

Трактом в Российской империи называли большие дороги, о которых еще в народе говорили «большаки». Между губернским Минском и игуменом было всего 60 верст, и, тем не менее, на этом пути располагалось три почтовые станции: в Королищевичах, Смиловичах и Нетребах. И это при том, что в то время нормой считалось, что остановки должны стоять на расстоянии в 40 верст. Именно столько лошади могли преодолевать без отдыха.

Извозчик должен был двигаться со скоростью около 9 верст в час. Задержится в дороге — будет оштрафован, приедет раньше — тоже, так как это свидетельствует, что он не бережет лошадей. Проследить его путь мог станционный смотритель, который проверял отметки с предыдущих остановок.

И не надо забывать, какими в то время были дороги. В дождливую погоду почтовые кареты могли на них застрять. В непогоду или ночью, чтобы не сбиться с пути, ямщики могли отпускать вожжи с надеждой, что лошади сами пойдут по знакомому им пути. Следовать маршруту помогали верстовые черно-белые столбы. В темное время они были хорошо видны при свете фонаря, которым обеспечивалась карета.

Почтовые секреты

На каждой остановке можно было либо перепрячь лошадей, либо дать им отдохнуть. Возницы доставляли не только почту, но и грузы и путешественников. На одну лошадь могло выпадать 10 пудов груза и один пассажир.

Определенные преимущества при обслуживании на станции были у курьеров, госслужащих и людей, которые имели специальную бумагу, так называемую проездную. Кстати, копия такого документа хранится в Червенском краеведческом музее.

Фрагмент экспозиции Червенского районного краеведческого музея.

После выполнения задания извозчики могли отдохнуть в свободный день, а вот у станционного смотрителя такой возможности не имелось. Он постоянно должен был находиться на станции, прислушиваться, не звенит ли колокольчик почтовой кареты, и в любое время суток принимать путешественников. В темное время зажигать фонарь. Помогать гостям разместиться на отдых, решать их вопросы и принимать почту.

На каждой станции были стол, табуретки и хотя бы один диван. Известно, что Минский губернский почтовый дом имел 45 лошадей, 15 почтовых карет, 16 армяков, столько же пар Кожухов. Теплыми вещами обеспечивались ямщики, при необходимости их могли выдать и важным пассажирам.

В холодную погоду станционные смотрители следили и за тем, чтобы не остывала вода в самоваре, чтобы гости быстрее могли согреться с дороги чаем.

Путешествие по Игуменскому тракту дает возможность открывать интересные места и историю, в которую вплетены судьбы знаменитых людей, предания, рассказы о том, чем занимались, во что верили и о чем мечтали жители.

Путешествие пролегает через Смиловичи, где можно выпить кофе во французском кафе «Ротонда» — под него стилизован один из залов музея «Пространство Хаима Сутина». Здесь же узнать о творчестве знаменитых художников Парижской школы — уроженцев Смиловичей.

Генеалогическое древо в музее «Пространство Хаима Сутина».

В музыкальной гостиной Станислава Монюшко, которая создана в городском поселке, обязательно нужно послушать музыку выдающегося композитора, основателя польской и белорусской оперы. В этом же здании работает единственный в мире музей, посвященный этой прославленной особе.

В одной из комнат музея Станислава Монюшко.

Можно посмотреть на дворцово-парковый комплекс Ваньковичей-Монюшко, в котором продолжаются реставрационные работы, и найти черные смиловичские сосны, которые посадил дядя композитора — Казимир Монюшко, известный ботаник. Альпийские сосны, посаженные им 200 лет назад, — ботанический памятник природы республиканского значения. К сожалению, одна из сосен, когда этой зимой в рамках семинара Национального агентства по туризму мы посетили парк в Смиловичах, стояла сухая. Говорят, что не раз отсюда уже брали шишки, которых обильно падает, но вырастить из них деревце ни у кого не получилось. Запаслись шишками и мы – проверим, вдруг у нас сосновые семена взойдут.

Вообще, в Смиловичах можно провести целый день – и не факт, что вы успеете ознакомиться со всеми местными достопримечательностями. Для путешественников здесь есть даже подсказка — граффити на одном из зданий, где указаны 22 места, которые стоит посетить в городском поселке. Но наша «почтовая карета» уже спешит в Игумен…

Анна ПЕТРОВА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

О самом славном городе Игумен (он же — Червень) — в следующем выпуске «Игуменского тракта».

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.