Повышение эффективности работы госструктур с гражданами и субъектами хозяйствования, роли местных органов власти в решении проблем, волнующих население, а также открытости госорганов. Такие задачи подразумевает Указ «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь», подписанный 13 июня. Речь идет о Директиве № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества жизнедеятельности населения».
Директива работает уже более 16 лет, и она, безусловно, создала определенную правовую базу в обозначенном направлении работы в тесной взаимосвязи с законом Об обращениях граждан и иными законодательными актами. Однако со временем потребовались изменения в эти нормативные акты, дополнение их содержания и актуализация некоторых вопросов, в частности, это касается информатизации, рассказал Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания:
— Работа с обращениями граждан — одно из приоритетных направлений органов власти всех уровней, и этому вопросу уделяется постоянное пристальное внимание главы государства. Из-за занятости на основном месте работы и существования своих других личных вопросов люди всегда негативно высказываются, когда им приходится тратить время на административные процедуры и обращения к госслужащим, поэтому эти моменты прописаны в Директиве по Указу. В документе обозначен механизм, как позволит облегчить отношения граждан с представителями власти и более эффективно использовать информативные технологии. Собственно говоря, такая практика уже есть, и она обсуждалась в прошлом году на республиканском семинаре о дебюрократизации. А принятый в этом году нормативный акт об актуализации основных вопросов в этом направлении поможет сделать эту работу более действенной.
Председатель комиссии полагает, что Указ поможет не только улучшить диалог людей и власти, но и в решении вопросов по развитию территорий и их личных проблемах, которые время от времени возникают и известны депутатам всех уровней.
— Все проблемы нам озвучиваются во время приемов и встреч, и, иногда, нам приходится самим вмешиваться в работу госорганов, чтобы определенным образом скорректировать некоторые негативные моменты. В обновленной Директиве депутатам всех уровней предписано активнее работать с инициативами граждан, стимулировать их и сопровождать в течение реализации. И в этом контексте синхронно ведется работа над изменениями в закон об органах местного управления и самоуправлении, который, предположительно, будет принят на сессии в июне, — сообщил Валентин Семеняка.
В законе, в частности, очерчены механизмы по предоставлению ресурсов для общественных инициатив. Иногда, люди обращаются к местным депутатам с каким-то предложением о благоустройстве территории или проведении какого-то мероприятия, а денежные средства на осуществление этого в местном бюджете, как правило, не запланированы. Обновленный закон О местном самоуправлении дает людям возможность не только обратиться со своими инициативами в Советы депутатов, но и получить (в случае удовлетворения идеи) деньги на ее реализацию из местного и республиканского бюджетов. В нынешнем бюджете, кстати, средства на это уже заложены. При этом только 10% от планируемой стоимости работ придется оплатить сами людям.
— Думаю, эта мера поможет более качественно решать местные проблемы, рассматривать их с участием заинтересованных должностных лиц и доводить до логического завершения, — считает депутат. — А если такие инициативы будут удовлетворены областными ассоциациями депутатов, то местные органы исполнительной власти должны будут выполнить эти работы, принять объект на баланс и обеспечить их дальнейшее функционирование. Это реальная работа и действия, к которым могут приводить инициативы граждан.
Безусловно, будет продолжена работа по проведению приемов граждан всех форм (выездных, личных, горячих линий) с использованием наработанного положительного опыта по выполнению Директивы № 2.
В этом документе нашли отражение задачи не только по улучшению эффективности взаимодействия органов власти с гражданами, но и закладываются механизмы реализации этих задач, проработаны пути их решения. В том числе за счет технологизации процессов и расширения деятельности информационных ресурсов. Все это в итоге положительно скажется на повышении благосостояния граждан, убежден Валентин Семеняко. Он подчеркнул, что приведенные в Директиве меры по информатизации работы с гражданами позволяют не просто автоматизировать эти процессы, но и наладить отношения в обоих направлениях: от власти к гражданам и от граждан к власти.
Ирина СИДОРОК
Указом усилена значимость и эффективность проводимых на местах прямых телефонных линий.
Это будет способствовать обращению граждан непосредственно на места и более оперативному решению вопросов, возникающих руководителями районных, городских исполкомов. Учитывая характер вопросов, поступающих на телефонные линии, как показывает практика, именно на этом уровне могут и должны сниматься все проблемные вопросы.
Уточнен порядок личного приема граждан и представителей юридических лиц.
До внесения изменений в Директиву личный прием проводился с 8.00 до 13.00.
Учитывая занятость населения, в целях предоставления возможности гражданам обращения на личный прием в удобное время принято решение о проведении руководителями государственных органов, в том числе местных органов власти, личного приема с 8.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом хотя бы один раз в месяц личный прием должен заканчиваться не раньше 20.00.
Облисполкомам, Минскому горисполкому поручено:
Кроме того, учитывая развитие способов направления обращений, постепенное расширение перечня процедур, за которыми можно обратиться в электронной форме, Совету Министров поручено принять меры по обеспечению широкополосного доступа к сети Интернет населения, проживающего в сельской местности.
Совместные проекты ядерных технологий.
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.