Вы здесь

Новые полномочия судов, строительство по другим правилам и упор на экологичность


В ходе очередного заседания девятой сессии Палаты представителей депутаты подвели итоги исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2022 год. Также парламентарии ратифицировали соглашение между Беларусью и Россией о создании и функционировании учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих Вооруженных сил обеих стран, приняли ряд законопроектов.


Доступность судебной защиты

Один из них — «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей» — одобрен во втором чтении. Законопроект направлен на реализацию положений Конституции. В частности, Кодекс по вопросам судоустройства и статуса судей будет согласовываться с положениями Закона «О Всебелорусском народном собрании», а также с теми изменениями, которые происходят в работе судебной системы и направлены на совершенствование судебной защиты граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. 

Как рассказала председатель Постоянной комиссии по законодательству Светлана Любецкая, изменяется порядок назначения и освобождения судей высших судебных инстанций: Верховного и Конституционного судов. «Выбирать и освобождать от должности этих судей теперь будет Всебелорусское народное собрание, — уточнила депутат. — Также к его компетенции отнесены и другие кадровые вопросы: в частности, прекращение полномочий судей, решение вопросов о возбуждении уголовного судопроизводства, дача согласия на ограничение свободы и другие». 

Еще одно нововведение законопроекта — реализация положений о компетенции Конституционного суда. «Его решения будут отнесены к судебным постановлениям и будут иметь общеобязательный характер для граждан, государственных органов, субъектов хозяйствования, — сообщила Светлана Любецкая. — Это означает, что решение, принятое Конституционным судом, теперь будет влиять на правовые ситуации, когда граждане обращались с индивидуальными конституционными жалобами в Конституционный суд. И если он признает неконституционным тот нормативно-правовой акт, который применен при разрешении этого конкретного индивидуального спора граждан, это повлечет соответствующие общеобязательные последствия». 

Важной новацией законопроекта также является закрепление норм о новом виде судопроизводства. «Это апелляционное судопроизводство в Верховном суде, когда решения, вынесенные Верховным судом по первой инстанции, могут быть обжалованы, — заметила парламентарий. — Сейчас такой подход будет унифицирован. Будет работать трехзвенная система обжалования: решение суда первой инстанции, апелляционная проверка, а также проверка в порядке надзора».

Планируется создать новый вид суда — апелляционно-экономический. Теперь экономические суды областей будут являться судами первой инстанции по рассмотрению экономических споров, а апелляционно-экономический суд будет выковать функции апелляционной и кассационной инстанции по отношению к этим решениям. В целом, законопроект, по словам Светланы Любецкой, содержит комплексные нормы по регулированию вопросов судопроизводства, которые направлены на повышение качества и оперативности защиты граждан, что будет способствовать доступности судебной защиты в нашей стране. 

Строительство — по упрощенной системе 

Во втором чтении принят проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Документом совершенствуются и упрощаются требования к указанной деятельности, минимизируются административные процедуры и вмешательства государственных органов в строительную деятельность. 

— Впервые в истории нашей страны к принятию предложен комплексный документ по вопросам строительства, — обратил внимание председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Виктор Николайкин. — Документ дает возможность систематизировать все, что наработано в нашей стране, и станет дорожной картой для строителей, где будут прописаны все моменты: начиная от идеи строительства объекта и заканчивая вводом его в эксплуатацию. 

Депутат рассказал, что при доработке документа ко второму чтению законопроект был существенно изменен. Проект закона проходил общественное обсуждение — с момента его принятия в первом чтении поступило свыше 2,5 тысяч предложений. Многие предложения парламентарии учли. 

По словам Виктора Николайкина, согласно требованию главы государства по упрощению подходов в строительной деятельности, многие вопросы были учтены. «В частности, четко прописано, при строительстве каких объектов необходимо разрабатывать предпроектную документацию, — конкретизировал он. — Рассмотрены вопросы, где нет необходимости создавать проектную документацию, какие объекты не нужно регистрировать в Буднадзоре, получать разрешительную документацию у местных органов власти. Ряд полномочий переданы от Совета министров и Министерства архитектуры и строительства на месте. В частности, по утверждению генеральных планов, в вопросе продолжения строительства и прекращения строительства отдельных объектов. В соответствии с поручением Главы государства, проработан вопрос и по работе с долгостроями — чтобы свести их к минимуму и вообще избавиться от них». 

Изменения касаются и полномочий надзорных органов строительства. «Мы уделили внимание и тому, чтобы строители строили, а не бегали по кабинетам и собирали разрешительные документы, — подчеркнул депутат. — Строить должны быстро, по возможности дешево, но не в ущерб безопасности эксплуатируемых объектов».

Для большей экологичности

Нововведения коснутся и Закона «Об охране окружающей среды». В частности, с целью сохранения устойчивого функционирования экологических систем вводится принцип экосистемного подхода, который позволит комплексно обеспечивать решение вопросов охраны окружающей среды. Проектом закона определяются направления развития «зеленой» экономики в Беларуси. Внедряются инструменты поддержки «зеленой» экономики, создаются условия для формирования экономики замкнутого цикла, ориентированные на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов восстанавливаемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов. 

Как рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Валентина Бегеба, одно из дополнений связано с тем, что государственные органы будут стимулировать на развитие ресурсосберегающих технологий, развитие зеленой экономики и ограничение использования тех веществ и материалов при производстве продукции, которые в дальнейшем не нужно будет перерабатывать. «Также законопроектом расширяются права физических, юридических лиц и общественных организаций, участие госорганов в принятии решений по важным объектам инфраструктуры, — уточнила парламентарий. — В частности, вышеперечисленные лица и общественные организации будут иметь право ознакомиться с государственной экологической экспертизой до ее утверждения». 

При подготовке законопроекта в комиссию по экологии, природопользованию и чернобыльской катастрофе поступил ряд замечаний от госорганов, граждан, наших избирателей. Все эти предложения и замечания были рассмотрены рабочей группой, и часть их нашла отражение в документе. «В частности, расширяется право физических лиц на доступ к экологической информации, — конкретизировала Валентина Бегеба. — Определяется и перечень экологической информации, которая будет недоступна физическим лицам: это секретная информация, которая не может быть представлена на всеобщее обозрение».

Депутат уверена, что после принятия законопроекта окружающая среда станет еще чище, а белорусы проявят еще большее сознание при сортировке бытовых отходов. 

С учетом национальных интересов 

Законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об издательском деле в Республике Беларусь», рассмотренный во втором чтении, направлен на противодействие деятельности по изданию и распространению печатных изданий, содержащих информационные сообщение и (или) материалы, распространение которых может нанести вред национальным интересам государства, или имеют признаки проявления экстремизма или элементы пропаганды порнографии, насилия и жестокости. В законопроект внесен ряд поправок уточняющего характера. 

Во втором чтении парламентарии одобрили изменения в законодательство по вопросам охранной деятельности. Нововведения направлены на совершенствование правоотношений в сфере охранной деятельности, в том числе по охране критически важных объектов. Совет министров наделяется доверенностью по определению правил проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств сотрудниками специального органа охраны. Совершенствуется порядок проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны. Уточняется порядок допуска сотрудников военизированной охраны к выполнению своих обязанностей, контролю за охранной деятельностью. Законопроект содержит положения об осуществлении субъектами борьбы с терроризмом оценки эффективности обеспечения государственными органами и иными организациями, эксплуатирующими критически важные объекты. Нововведения направлены и на недопущение совершения актов терроризма на этих объектах. 

Член Постоянной комиссии по национальной безопасности Иван Мамайко отметил, что Министерство внутренних дел наделяется полномочиями проведения квалифицированного экзамена по допуску сотрудников, обеспечивающих охранную деятельности, к своим должностным обязанностям. «Уточняются правила применения сотрудниками охранных организаций и специализированных охранных организаций физической силы, специальных средств, и военизированными организациями — огнестрельного оружия», — резюмировал депутат. 

Вероника КАНЮТА

Фото БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.