Вы здесь

«Благодаря дизайнерам у большого количества людей формируется эстетический вкус»


Недавний художественный фестиваль «Арт-Минск» выделялся тем, что много произведений представили молодые авторы. Среди них была Юлия Кукушкина, которая окончила Белорусскую академию искусств как дизайнер, а сейчас продолжает учебу в аспирантуре и одновременно преподает в Минском государственном художественном колледже имени А. Глебова. Она одна из тех, от кого зависит развитие дизайна в нашей стране и приток в этот вид искусства новых сил. Очень ответственно. Но и девушка знает мощь творческой энергии с младенчества.

Если дедушка — народный художник Беларуси Василий Шарангович, который много лет жизни отдал творческой и преподавательской (был ректором Академии искусств) работе, а мама Наталья Шарангович — известный искусствовед, то естественно, что девушка была приобщена к творчеству с детства и может о ней много рассказать. Наверное, это тот случай, когда выбор дела жизни был во многом предрешен?..


— Действительно, семья — это фундамент, с которого ты начинаешь, он многое определяет. Могу сказать, что, с одной стороны, прекрасно, если тебя поддерживает вся семья, которая сама из этого окружения, — могут во всем понять, поддержать, если нужно. А с другой стороны, это большая ответственность, потому что нужно держать высокую планку, которую определили мои предшественники.

На самом деле я сначала пошла в обычную школу. Но дедушка со мной много занимался, учил и писать, и рисовать — и мне это нравилось. Он вложил в меня все, что мог и что я могла понимать на уровне своего возраста. А меня с детства увлекало творчество, я любила заниматься моделированием одежды. Родители все это видели и отдавали меня в разные кружки, где была возможность развивать творческие способности. Такая линия получила развитие, и после начальной школы я поступила на учебу в гимназию-колледж искусств.

Уже там мы знакомились с основами дизайна. Но после окончания возникли вопросы, в каком направлении я буду двигаться дальше. Понимала, что мне близко все, что связано с творчеством, с изобразительным искусством, хотелось еще больше углубиться в тему. Тем не менее, помню, как серьезно пришлось тогда рассуждать о будущем: чем заниматься? Ведь это же на всю жизнь... Тогда и дедушка, и его брат Константин Петрович, работавший в Академии искусств, и мама повлияли на мой выбор. Они посмотрели, что мне нравится и какие могут быть варианты. Когда я поступала в Белорусскую академию искусств, была возможность пойти в монументально-декоративное искусство, так как за него отвечала очень сильная кафедра, а также в дизайн. Я понимала, что это два вида искусства с разной направленностью работы. А я человек коммуникабельный, мне нравится общаться с людьми. Поговорили, посоветовались и решили, что, наверное, мне подойдет дизайн и в частности графический дизайн — в нашей академии также серьезная кафедра дизайна с хорошей базой, которая постоянно развивается, отличные преподаватели.

Дедушка с пониманием принял мой выбор и был очень рад, что я буду в сфере искусств. Ведь дизайн — тоже искусство, но немного другое. Дизайн — сейчас направление очень актуальное, особенно графический дизайн. Ведь это то, что мы видим вокруг, за что цепляется наш глаз в пространстве, в котором мы существуем, в котором может быть много мелочей. Пока я училась, то начала понимать, что на эти мелочи мы не обращаем внимание в повседневной жизни, а на самом деле они создают наше окружение и влияют на ощущение комфорта. Благодаря дизайнерам у большого количества людей формируется эстетический вкус. Возможность влиять на людей для меня тоже имела значение. А если ты понимаешь, что можешь узнать, как этого достичь и как это сделать хорошо, в каких направлениях можно работать, то многие вопросы вообще исчезают. Выбрав дизайн как направление искусства и отучившись пять лет, я поняла, что это действительно мое: не только интересно, а на самом деле хочется вникнуть в профессию и осваивать ее больше уже на практике.

— Что есть в упомянутом направлении искусства, что лично вас увлекло?

— Наверное, когда я поступала, была еще недостаточно взрослая, чтобы осознать всю глубину возможностей, которые открываются в работе дизайнеров. Ведь это не то искусство, которое может быть представлено исключительно на выставках или помещается в каких-то помещениях — хотя и такой вид работы есть тоже. Но дизайн интересен с точки зрения создания или отделки каких-то объектов — это работа именно на окружение, которое вокруг нас повсеместно. Поэтому дизайн имеет пользу для каждого человека и даже может быть использован в производстве каких-то предметов. Помню, какое было открытие, когда пришло понимание: то, что я сделаю, может быть использовано на практике, в реальной жизни — на плакатах, на вывесках в городе, в фирменных стилях. Это сильный эмоциональный отклик для творца. На самом деле интересно делать проекты, чтобы потом увидеть свои наработки в практическом применении где-то в городе, в компаниях или на предприятиях. Когда занимаешься искусством в классическом его понимании, больше живешь в своем личном мире. Я понимала, что дизайн, в свою очередь, дает возможности широких контактов с разными людьми — и внутри профессиональной среды, и с теми, для кого работаешь. Мне ближе работа на широкую практику.

— Была возможность попробовать себя на практике уже во время учебы? Есть ли проекты, которые реализовались?

— Во-первых, у нас была технологическая практика, во время которой мы уже «пробовали» будущую профессию, работали над дизайном каких-то объектов. У нас много кто шел в рекламные агентства. Я сотрудничала с агентством, которое занимается веб-дизайном, — наши предложения потом немного дорабатывались и шли в производство. Мы видели, что наши идеи реально внедряются. Масштабных проектов во время учебы у меня не было, но наработки были. Кроме того, академия искусств нам давала возможность участвовать в творческих конкурсах — чтобы мы преодолевали скромность и боязнь, чтобы пробовали себя. Преподаватели настаивали, что важно пробовать себя в практике и даже в выставочной деятельности. Поэтому мы создавали много работ, проектов, плакатов. У кого-то они впоследствии были отмечены в конкурсах, например, социальных плакатов. Один мой проект социального плаката, посвященный борьбе против коррупции, отметили в конкурсе, который был объявлен прокуратурой, — нам торжественно вручали дипломы. Академия искусства стремилась нас поощрить какими-то практическими разработками — чтобы была возможность выхода на широкое пространство.

— Мы говорим о продукте дизайна как о результате творческой работы. А творчество каждый человек может воспринимать по-своему. Вот как тот же плакат: из прошлых эпох люди понимают его как некий призыв, но чтобы зацепить человека, он должен нести идею и быть не банальным. Меняется ли у нас восприятие плаката?

— Да, конечно. Уже во время моей учебы (с тех пор прошло почти десять лет) нас учили, что плакат — прежде всего идея, которая должна легко считываться. Она должна быть яркой и четко определенной визуально, но необычной и высказанной по-новому. За такой образ цепляется взгляд. Когда у нас на улицах появляются нетипичные плакаты, это очень бросается в глаза, — и оно на самом деле работает. Мне кажется, что людям даже не хватает чего-то нового. И если дизайнеры предлагают необычные решения на актуальные темы — оно хорошо воспринимается. Советский плакат можно считать одним из исторических стилей. Но не единственным. Особенно если речь о белорусском плакате. И если речь о дизайне вообще.

Ведь когда рождался наш белорусский дизайн, он имел особенность, свои особые традиции, заложенные еще Казимиром Малевичем и Витебской художественной школой. Поэтому мы идем своим путем или, скорее, продолжаем его. Да, советское время определенным образом повлияло на искусство, но сейчас мы возвращаемся к тем основам, которые сложились на белорусской земле еще более столетия назад. Даже если изучаем формальную композицию, на которой в определенной степени базируется дизайн, то это именно то, о чем писал еще Малевич в своих теоретических работах. Но и практически показывал использование дизайна в широкой среде — когда группа Малевича оформляла города. Они заложили основы. Это было уникальное явление. И она начиналась у нас. Поэтому можно сказать, что здесь своя традиция, которая сохраняется и развивается сейчас. Традиция, только направленная в другое проявление изобразительного искусства. На самом деле разные традиции могут сочетаться и дополнять друг друга. А могут иметь трансформацию и развитие, приводящее к новым идеям.

Сейчас молодежь довольно прогрессивная. Когда я смотрю на своих студентов, то замечаю, что они, не находясь в каких-то рамках, а благодаря своему творческому воображению, способны выдавать интересные идеи. Причем с интересной визуализацией. Думаю, надо давать им возможность выпускать в свет свои проекты — кажется, что люди хорошо будут их воспринимать.

— Чем их привлекает профессия дизайнера? Ведь надо же быть сведущими, что это такое...

— Дизайн-то направление, которое у нас очень активно развивается в нынешнем мире, при развитии информационных технологий и вообще техническом развитии с возможностью выхода в пространство не только реальное, но и виртуальное. Это кажется сегодня очень современным и ориентированным на будущее. Графический дизайн и веб-дизайн — то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Многих привлекают иллюстрации, создание интересных образов, картинок. Потом студенты углубляются и начинают рассматривать явление системно. Конечно, в Академию поступают уже более взрослые люди, осознающие, какой выбор делают. А к нам в гимназию-колледж поступают после девятого класса, чувствуя интерес к направлению. А тот интерес их толкает к большой творческой деятельности, которую мы наблюдаем уже на протяжении четырех лет учебы. Они могут сделать много, ведь им все это интересно.

— Чем было обусловлено ваше решение пойти преподавать в «Глебовку»? 

— Во-первых, это интересный опыт. Необычный. Потому что я не представляла себя в роли преподавателя, особенно в таком молодом возрасте. Я закончила магистратуру, но мое рабочее пространство — практическое, а не преподавательское. Однако это была прекрасная возможность раскрыть для себя дизайн с другой стороны, какие-то вещи для себя систематизировать. Также это хороший опыт коммуникации через контакты со студентами и через вход в новый коллектив. На перспективу это позволит мне какие-то вещи использовать в своей практической деятельности. Благодаря преподаванию я получила хороший опыт, который могу использовать во многих видах деятельности.

— Говорят о таланте преподавателя... Можно ли его раскрыть по мере работы с молодежью?

— Мне важно, чтобы все шло от сердца, от души. Чтобы не было формальностью: это же работа с детьми — у каждого свой маленький мир. Своя душа. Преподаватель — учитель — отдает частичку себя каждому и должен уметь услышать, разговаривать. Все нужно пропускать через себя. Может быть, у кого-то то получается проще, а кому-то сложнее и он может раскрыться с годами. Самое простое, на мой взгляд — наработать опыт: систематический, методический. А вот отдача себя происходит у каждого по-своему.

— К вам поступают дети, увлеченные прежде всего собственным творчеством. Но «Глебовка» — учебное заведение, где есть свои образовательные программы и каноны. Как получается совмещать нужное с желаемым?

— В «Глебовку» приходят очень мотивированные учащиеся, так как конкурсы большие, много желающих. Идут с осмыслением того, что хотят учиться именно здесь. После школы они сталкиваются с тем, что объем работы резко увеличивается, но она интересна и разнообразна. Сначала они должны усвоить базу, а с каждым годом задания усложняются и идут ближе к практике — им становится понятнее. А сегодня открываются новые специальности — дизайн мультимедиа и выход в цифровое виртуальное пространство — то, что очень увлекает нынешнюю молодежь.

Конечно, есть свои образовательные каноны, довольно точные. Именно потому, что к нам поступают еще дети, их нужно дисциплинировать, в том числе в творчестве. В них нужно воспитывать свое видение и мышление, но системное. Ведь выходят они уже молодыми людьми. Системное обучение есть, оно достаточно мобильное и маневренное. Позволяет, чтобы дети что-то делали для себя. Ко мне часто подходят студенты за подсказками, когда хотят что-то иллюстрировать или поучаствовать в конкурсе. Я поддерживаю. И вижу, что когда делают что-то не только для себя — иллюстрации, наработки, дизайн упаковок, ищут конкурсы и участвуют в них — им интересно. Это поощряется, потому что у них должен быть эмоциональный выход. Исключительно на заданиях он может и не сработать, так как какая-то тема может оказаться просто неблизкой. Не очень «зашла». А если у студента идет собственный творческий виток, то это здорово — он больше и проще втягивается в работу. Тем более на выходе они проектируют свое портфолио и как специалисты включают все свои работы — в том числе и авторские, чтобы показать свой стиль, который начал складываться и в котором они в итоге будут создавать. В идеале им бы попробовать свои наработки включать в учебный процесс. Но колледж приветствует, когда есть возможность эмоционального выхода через собственное творчество — в своих авторских наработках могут делать все, что хотят. А когда выполняют учебные задания, то мы смотрим, насколько они отразили тему, возможно ли это для реализации. Ведь для новичков очень важно, чтобы они не отрывались от реальности полностью. Ведь как дизайнеры они будут впоследствии работать с заказчиками, над конкретными продуктами, поэтому должны понимать, что их студенческие работы должны быть на том уровне, чтобы их кому-то показать или даже использовать на практике.

— Как воспринимают молодых преподавателей? Вообще какой сейчас преподавательский коллектив у «Глебовки»?

— Разновозрастный. У нас есть мэтры, которые работают давно и помогают молодым преподавателям, пополняющим коллектив. У нас происходит взаимный обмен, когда кто-то что-то может кому-то подсказать. Ведь есть молодые преподаватели, которые пришли работать сразу после того, как получили диплом. И как молодые преподаватели они могут привнести свое видение, понять творческий порыв студентов. Мне кажется, что им меня несложно услышать, так как я могу разговаривать с ними на одном языке. Особенно, когда работаю со студентами четвертого курса, которым 21-22 года, с которыми разница в возрасте несущественна. Иногда мы можем поговорить более откровенно, так как обращаются и с личными вопросами. Но они уважительно относятся ко мне как к преподавателю.

— А что дает художнику и преподавателю аспирантура? Ведь основное вы все же получили во время учебы в Академии?

— Магистратура и аспирантура — это прежде всего научная деятельность. Но дизайн, как любая сфера искусства, — большая система, которая питается из разных сфер, не только из творческой и практичной. Также это научные и преподавательские методики. И очень много того, что в дизайне, не изучено. Например, по своей аспирантской работе я исследую тему визуального брендирования городов — это сейчас нам очень необходимо. Но есть вопрос: как дизайнеру-практику работать в том направлении, у которого еще нет научного обоснования, нет систематизации? На самом деле одно тянет другое и заставляет больше в этом разбираться. Учеба в магистратуре и аспирантуре для меня — возможность под другим углом посмотреть на свою собственную деятельность и внести вклад в развитие дизайна, чтобы практически осуществить свои разработки.

— Остается ли время на собственное творчество при такой загруженности?

— Да. Нужно практическое применение своих работ, чтобы этот опыт передавать студентам. Конечно, хотелось бы больше реализации в практической сфере по своему образованию. Как дизайнер с радостью работала бы в сфере производства продуктов. Но стараюсь, чтобы разные виды работы развивались параллельно. У нас многие преподаватели так существуют: создают, участвуют в выставках. Когда преподаешь и одновременно выставляешься, это показывает студентам, что преподаватель имеет профессиональную практику.

— С чем выставляетесь вы?

— Я начала работать в области арт-фотографии. В академии был курс по художественной фотографике. Мне интересно, я вижу, что у нас многие художники и фотографы успешно в этом работают. Здесь можно пробовать новые подходы, много экспериментировать, особенно с предметами снимков — их можно по-разному показать, это как отдельный визуальный язык. Поэтому я выставляюсь сейчас в основном с художественной фотографией и с плакатами как дизайнер. Стараюсь развиваться и в одном направлении, и в другом. Сейчас такое время, что я могу охватить большое поле для деятельности, и для этого есть возможности. Пока стараюсь узнать как можно больше нового, чтобы усовершенствовать себя как творца и преподавателя, тогда буду решать, по какой конкретно тропе идти дальше.

— Арт-фотография — это больше для себя или ради искусства? Или также с практическим использованием?

— Основная роль — эстетически-визуальная, это произведения для участия в выставках. Но могут быть работы, которые используются в интерьерах, экстерьерах, находят свое место в коллекциях — не только частных, но и в корпоративных, на предприятиях. На основе арт-фотографии можно создавать плакаты, объекты, продукты графического или виртуального дизайна. Это интересный художественный язык, с помощью которого можно выразить мысль. Как и через плакат, только по-другому. А к фотографии можно добавить другие составляющие, чтобы сделать особый продукт. И это тоже можно применить на практике.

— Художник, создавший картину, ставит свою подпись. А имя дизайнера не всегда знают. Это не огорчает?

— Лично меня — нет. Потому что я же могу реализоваться под своим именем и в других сферах. В той же арт-фотографии, в участии в выставках, в преподавательской деятельности, в научных работах. Даже участие в конкурсах — их же очень много. На самом деле обозначить свое имя можно разными способами. Не зря же мы знаем много имен великих дизайнеров, которые работали в разных сферах.

Лариса ТИМОШИК

Аудиоверсия проекта — на радио Пилот-FM и на сайте zviazda.by.

Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.