Вы здесь

Кому грозит дисграфия и как с ней бороться?


Когда первоклассник пишет как курица лапой, это многими родителями воспринимается спокойно — он еще только учится! Если малыш в первый год учебы неуверенно складывает буквы в слоги, родители не паникуют. Однако если такая ситуация продолжается и во 2, и в 3 классе, и даже в средней школе, здесь уже начинаются проблемы. Специалисты же списывают проблемы с написанием и путаницей букв на достаточно распространенные сегодня неврологические состояния. Один из самых распространенных — «дисграфия». Что скрывается под таким понятием и как помочь ребенку, рассказала учитель-логопед 3-й городской детской клинической поликлиники Минска Ольга Семашко.


Фото: pexels.com

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребенок пишет некрасиво, с ошибками, может путать буквы, переставлять слоги в слове. В результате возникают специфические трудности письма, свидетельствующие о наличии у ребенка дисграфии. Что же это такое? Это стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил.

— При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, в них «грязное» письмо, — объясняет Ольга Семашко.

Поэтому желательно, чтобы еще до начала школьного обучения ребенок хорошо разбирался в звуках и буквах, из которых состоят слова, владел правильным языком, хорошо ориентировался в пространстве, управлял своим поведением.

Как отмечают врачи, вероятность развития дисграфии чаще всего закладывается еще внутриутробно, а также в родах и первые месяцы жизни ребенка. Первичными причинами дисграфии могут быть осложненное протекание беременности, родовые травмы, заболевание в раннем детстве, особенно в первый год жизни.

Имеются и предпосылки дисграфии, способствующие ее возникновению. Например, неправильное произношение звуков: получается, пишет так, как говорит («вышка» вместо «ложка» или «лаковина» вместо «раковина»).

— А бывает и так, что физический слух хорош и все звуки в полном порядке, но слышит ребенок их по-своему. Например, плохо различает звуки близкие по звучанию: и вот уже «кара» превратилась в «пару». Бывает, что ребенку сложно выделить отдельный звук, определить его место в слове или порядок слогов: и в результате «оранвежый», а нужно «оранжевый», — приводит примеры логопед.

Говорите четко

Интересно, что с точки зрения социальных факторов на развитие речи и письма малыша влияют нечеткая речь окружающих. Если уточнить, бабушки и дедушки, возможно, тоже делали «глупые» ошибки. И они могли передать не само нарушение, а его предпосылки.

— Важно понять, что для овладения чтением и письмом важна степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия (умения различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (активный и пассивный словарный запас), звуковым произношением на разных этапах являются основными причинами дисграфии, — рассказывает Ольга Семашко.

Поможет справиться с проблемой такой специалист, как логопед. Также дополнительно нужно пройти обследование у психолога. Это позволит достаточно эффективно и быстро скорректировать результат и исправить положение. Методики, позволяющие исправить ситуацию, сегодня есть, и работают они достаточно успешно. Причем чем раньше будет начато лечение, тем быстрее появится результат.

Предупредить проблему

Однако можно и предупредить нарушение процесса письма. Нужно не пропустить обследование у логопеда в поликлинике или детском саду, на котором специалисты увидят предпосылки возможных нарушений письменной и устной речи.

Чтобы таких проблем не возникло, существует ранняя профилактика:

  • Развитие фонематического слуха. Фонематический слух — одна из составляющих готовности малыша к обучению чтению и письму. Ребенок должен уметь различать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Так же уметь делить слова на слоги, распознавать слова, отличающиеся одним звуком, определять место заданного звука в слове.
  • Развитие ориентировки в пространстве. Необходимо содействовать развитию ориентировки ребенка в собственном теле, поскольку именно в зависимости от выделения левой и правой руки в дальнейшем у него формируется представление о левой и правой сторонах пространства. Где бы вы ни находились (в комнате, на улице, в магазине), предлагайте ребенку определить положение предметов относительно него самого: что находится справа, слева от него, впереди, сзади.
  • Обогащение словарного запаса. Здесь также необходима специальная и постоянная забота взрослых людей, окружающих ребенка. Для полноценного формирования грамматического строя речи очень важно специально практиковать его в правильном применении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.