Вы здесь

Люди НЕ на болоте. Мелиорация в стране переживает второе рождение


«Мелиорация меняет нашу землю». Эти слова Президента Александра Лукашенко наиболее точно определяют значение мелиоративного комплекса для нашей страны. Действительно, мелиорация — стратегическое направление деятельности, о чем не раз говорил Президент, и он же в свое время отмечал, что этот проект — осушение земель — для Беларуси то же самое, что план ГОЭЛРО для молодого Советского государства в 20-е годы прошлого века. И совсем не зря Республика Беларусь — единственная на постсоветском пространстве страна, которая полностью сберегла свой мелиоративный комплекс, который сегодня, без преувеличения, переживает свое второе рождение.


Фото: БелТА

Действительно так. Еще в начале ХХ века более 40% территории Беларуси составляли болота и заболоченные земли, в некоторых районах на них приходилось до 80% от общей площади. Всего же было 3 млн га болот, то есть каждый седьмой гектар был непригоден для хозяйствования. Сегодня все без исключения районы нашей страны имеют осушенные сельхозугодья — их от 8% в Шкловском и до 74% в Ганцевичском районах.

А в 23 районах мелиорированные земли составляют более 50% сельхозплощадей. Если говорить короче, то именно на этих землях выращивается значительная доля продукции растениеводства и агропромышленного комплекса в целом. Статистика по стране свидетельствует: на мелиорированных землях хозяйства получают треть продукции растениеводства и более 60% зеленых кормов. Общая площадь сельскохозяйственных мелиорированных земель составляет 2,8 млн га — это около 37% от всех сельскохозяйственных земель.

Цифры впечатляют и красноречиво говорят: мелиорацией надо заниматься. И заниматься постоянно, ведь если остановиться даже на короткий срок — природа заберет свое: каналы быстро зарастут кустарником, а вместо воды в них — ил, покрытый травою. Особенно на отдаленных участках, где, как говорят, «не ступала нога председателя». Неважно, или хозяйства, или райисполкома. А потом начинается разрушение технологических сооружений, и система погибает. Восстановить ее уже очень сложно и затратно. Более дешево и рационально поддерживать в рабочем состоянии то, что есть, эксплуатировать построенное ранее: создание новых мелиоративных систем взамен разрушившихся за десятилетия бездействия в 2-2,5 раза дороже реконструкции действующих и в сотню раз дороже их обслуживания.

Как работает мелиоративный комплекс?

Кстати, мелиораторы и не собираются останавливаться, наоборот — объемы работ растут, и в планах только их увеличение. В этом году запланировано привести в надлежащее состояние 110 тыс. га мелиоративных земель. Из них 73,3 тыс. га подлежат реконструкции, 36,7 тыс. га  — культуртехнической мелиорации, которая как отдельный вид деятельности появилась только в прошлом году.

Начальник отдела мелиорации и радиологии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Сергей Назарук объясняет: "Всю деятельность в отрасли можно разделить на три основных направления. Первый — строительство и реконструкция, преимущественно мелиоративных систем. Второй — ремонт и эксплуатационные работы, поддержание систем в исправном состоянии. Это подчистка каналов от заиливания, удаление кустарника, обкашивание и восстановление сооружений. Отмечу, что из всего перечисленного большое значение имеет именно обкашивание. Если вовремя не подкосить каналы, там через два года начинает разрастаться кустарник, а еще через примерно три-четыре — уже деревья. А это  — все, канал, считай, потерян. И третье направление работы  — культуртехническая мелиорация. Он новый, появился только в прошлом году. Сущность культуртехнической мелиорации в том, что обрабатываются земли первичной стадии зарастания кустарником, это своего рода предупредительные работы. А если их не проводить, то через определенное время нужно будет делать реконструкцию, что в три-четыре раза дороже. К тому же, удаляя кустарник, мы даем хозяйствам дополнительные площади с дренажной системой, обработанные и готовые для использования. Что называется, под ключ — только приходи и пользуйся. Причем делается все это за счет государственного финансирования.

И многие сельхозпредприятия в последнее время сами просят о проведении культуртехнической мелиорации на их угодьях».

И действительно, казалось бы, кто же откажется от такой выгоды — дополнительные площади безо всяких затрат. Однако не все так просто. Как показывает практика, спрос на услуги мелиораторов наблюдается только там, где большой процент осушенных земель, или там, где руководитель хозяйства родом из таких мест. В других случаях, к сожалению, достичь взаимопонимания бывает сложно. Почему так? Видно по всему, не до конца и не у всех еще есть понимание важности и значимости мелиорации для страны. Подтверждение тому — несоблюдение хозяйствами требований к культурам, которые должны высеваться на мелиорированных землях, то есть нарушение агротехники и севооборота. Вместо кормовых культур сеют там, например, зерновые, а убрать их не могут. И умудряются еще выговаривать мелиоратором, мол, плохо сделали, не можем «влезть» на эти поля. Так они и не рассчитаны на такие культуры! Основное их назначение — луговые и пастбищные угодья, выращивание травяных кормов.

Иначе как нехозяйственностью такое отношение к осушенным землям не назовешь. Более того, столь бездумное использование осушенных земель — в прямом смысле закапывание государственных денег в землю. А деньги немалые: на реконструкцию мелиоративных систем и культуртехническую мелиорацию в этом году потрачено 368,1 млн рублей (306,4 млн на реконструкцию и 61,7 млн на культуртехническую мелиорацию). Если добавить еще 150,9 млн рублей на ремонт и эксплуатацию, получим очень весомую сумму. Правильно ли, что часть этих расходов будет потрачена впустую... Да неизвестно отчего, так как трудно найти логическое объяснение вышеописанным действиям некоторых хозяйств.

"Всего, согласно данным последней инвентаризации мелиоративных земель, они проводятся раз в пять лет, в реконструкции и культуртехнической мелиорации на начало 2021 года нуждались порядка 412 тыс. га, — продолжает Сергей Назарук. — Таким образом, с учетом сделанного в 2021-2022 годах, до конца пятилетки нам нужно провести работы на 330 тыс. га. Это главная задача, ведь после того, как эти земли будут введены в хозяйственный оборот, основные работы будут ремонтно-эксплуатационными, что, конечно, требует меньших финансовых вложений.

Стратегия, безусловно, правильная, но нужно учитывать и то, что именно сейчас резко возросла нагрузка как на людей, так и на технику. Объемы работ увеличились почти в три раза и бывает, что техника не выдерживает. Всего в мелиоративной отрасли задействовано около 6,5 тыс. единиц техники. Благодаря вниманию главы государства к отрасли, идет постепенное обновление технического парка. Без этого мы бы вряд ли справились с поставленными задачами. На сегодня, кстати, наиболее востребованные машины — это дреноукладчики, уникальная техника. Их иногда не хватает, но, надеюсь, в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону».

Не обойти вниманием и вопрос кадрового обеспечения отрасли. К сожалению, нельзя сказать, что здесь все безоблачно. Есть вопросы в отношении и инженерно-технического персонала, и тех же самых механизаторов и экскаваторщиков. Во-первых, сама работа мелиоратора тяжелая, не каждый выдержит. Во-вторых, не секрет, что определенное время финансовое положение мелиоративных предприятий было далеко не лучшее. А любой человек, естественно, ищет работу, где можно заработать. Однако, по словам Сергея Назарука, ситуация начинает исправляться — увеличились объемы, а если есть работа, то есть и зарплата.

Научный фундамент работы

Как отметил директор Института мелиорации НАН Беларуси Александр Анженков, мелиорация — это не только осушение земель: «Правильнее говорить, что мелиорация — это преобразование непригодных для деятельности человека земель в приемлемое состояние. А главная цель мелиоративного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны и эффективного производства сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях. Поэтому не стоит забывать, что мелиорация функционирует не сама по себе, а как важная составляющая агропромышленного комплекса. Иными словами, осушение болот, конечно, гарантирует видимый эффект, но ведь оно будет напрасным, если на этих землях отсутствуют необходимая агротехника, севооборот и нарушаются технологии».

Современная стратегия развития мелиорации страны сосредоточена именно на сохранении и восстановлении действующей инфраструктуры в совокупности с эффективным землепользованием. Новые осушения проводятся в минимальных объемах по отдельным экономически обоснованным проектам, например, рядом с населенными пунктами или крупными животноводческими комплексами. На сегодня в стране для хранения мелиорированных земель, проектных норм осушения и недопущения повторного заболачивания построено почти пять тысяч мелиоративных систем. Их функционирование обеспечивает поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений: 166 тысяч километров каналов и водоприемников, 997 тысяч километров закрытой дренажной сети, около 100 тысяч регулирующих и переездных сооружений и ряд других. Известно, что при таких масштабах мелиоративного хозяйства содержать ее в надлежащем состоянии без государственной поддержки попросту невозможно. Начиная с 2006 года по поручению Президента в стране выполняются пятилетние государственные программы по сохранению и использованию мелиорированных земель. Такой подход сохраняет мелиоративный комплекс страны, включая как инфраструктуру отрасли с эксплуатационными, проектными и научными организациями, так и высокопроизводительные осушенные земли. Согласно программам, ежегодно обслуживается более 2,5 млн га и реконструируется по 30-70 тысяч га мелиоративных систем, на следующий год запланирована реконструкция 110 тысяч га.

Также Александр Анженков подчеркнул, что мелиоративный комплекс и мелиоративная наука не стоят на месте. Современные климатические вызовы требуют адаптации и модернизации, основательного научного подхода к планированию работ. Так, отклонения от климатической нормы температуры и осадков в последние годы, требуют развития уже осушительно-увлажняющих систем. Они способны не только пропустить весеннее или дождевое поводья, но и задержать воду в вегетационный период. Поэтому сегодня, при реконструкции осушительных мелиоративных систем с подходящим рельефом и почвенно-гидрологическими условиями, предусматриваются работы не только по восстановлению осушительной функции, но и по задержанию стока. Эксперимент такого рода реализуется в этом году в Пинском районе Брестской области.

Развитие химической промышленности позволило разработать и внедрить ряд полимерных гидротехнических сооружений — долговечных, с большей надежностью и меньшей стоимостью. Это, например, дренажные устья, колодцы-поглотители и колодцы-регуляторы. Современные цифровые технологии значительно упрощают государственный учет мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Также председатель Института отметил весомый вклад в модернизацию мелиоративной отрасли беспилотной авиации, с помощью которой сейчас можно получить цифровые модели рельефа местности с точностью до 5-10 см. В совокупности с ГИС-технологиями это поднимает проектирование новых объектов на ранее недосягаемый уровень. А технологии неразрушающей диагностики, биологические методы гниения древесно-кустарниковой растительности и многое другое значительно снижают стоимость эксплуатации.

Александр Анженков подчеркнул «Мелиорация — это не только эффективные сельское и лесное хозяйства на ранее заболоченных и переувлажненных землях. Это еще и создание допустимого социального и эпидемиологического уровня жизни населения. Стоимость строительства инфраструктурных объектов на осушенных землях на порядок ниже, чем до мелиоративных мероприятий. Так что мелиораторы работают не только на благо агропромышленного комплекса, они также обеспечивают высокое качество жизни в таких регионах, как, например Полесье. Раньше его иначе как болотным краем не называли, а о том, как там жилось людям, правдиво писали классики белорусской литературы. Сегодня же этот регион один из самых экономически и социально развитых в стране. И все благодаря мелиорации».

Законодательный аспект

Как известно, законодательство наиболее точно отражает все процессы, происходящие в экономике и общественной жизни страны. Оно должно соответствовать современности, поэтому и назрела пора изменения в законодательстве о мелиорации: существенно изменились подходы к работе мелиораторов, взаимоотношения между субъектами хозяйствования, внедряются новые технологии и научные достижения. Разумеется, все это нужно зафиксировать законодательно.

22 ноября этого года Палатой представителей во втором чтении принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О мелиорации земель», он подготовлен для обеспечения государственного регулирования общественных отношений в области мелиорации земель. Комментируя новый законопроект, председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Шевчук подчеркнул, что изменения в Законе направлены на создание и поддержание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для сельскохозяйственных растений. Так, уточняется ряд терминов: «межхозяйственная мелиоративная система», «мелиоративные мероприятия», «мелиоративная система», «мелиорация земель», «эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений», «проект мелиорации земель» и также «в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Кроме того, мелиоративный закон дополняется смысловой нагрузкой проведения культуртехнической мелиорации, нового вида работ, а также уточняются полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия в части установления порядка осуществления технического надзора, подбора объектов для проведения реконструкции мелиоративных систем.

В документ включен комплекс взаимодополняющих работ по гидротехнической мелиорации в составе культуртехнических работ. Также редактируются статьи о планировании и финансировании мелиоративных земель, так как для реконструкции и эксплуатации систем необходима объективная оценка потребностей в финансовых средствах.

Кроме того, уточняются положения закона в соответствии с правоприменительной практикой и с учетом компетенции правительства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также деятельности пользователей мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Учитывая значительный объем атрибутивных и пространственных данных, количественных и качественных характеристик объектов, подлежащих учету, регулируется использование государственной информационной системы — закон дополнен соответствующей статьей. Для эффективного ведения государственного учета необходима автоматизированная информационная система, обеспечивающая ввод, редактирование, централизованное хранение и оперативный доступ к данным о мелиоративных системах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях, их пространственном местоположении, характеристиках, техническом состоянии.

Владимир ВЕРЕНИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.