Вы здесь

Один из самых современных методов лечения рака — протонная терапия — доступен для белорусов благодаря совместному с Россией проекту


Уникальную методику лечения онкологических болезней — протонную терапию — белорусские пациенты могут получить в Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства России, который расположен в Димитровграде Ульяновской области.​ Это один из методов лучевой терапии, который в отличие от широко распространенной фотонной позволяет направлять пучок лучей точно на опухоль и разрушать ее, не повреждая окружающие здоровые ткани. Это прежде всего важно при лечении новообразований головного мозга, когда так называемые критические структуры рядом не облучаются.

За два года несколько десятков белорусов, включая 40 детей, прошли протонную терапию в российском центре, и подавляющее большинство из них либо вышло в стадию длительной ремиссии, либо полностью избавилось от заболевания. Во время пресс-тура, организованного при содействии Постоянного комитета Союзного государства и международной медиагруппы «Россия сегодня», журналисты побывали в онкоцентре в Димитровграде, прошли путем пациента и поговорили с белорусом, который проходит лечение.


Уникальный в Европе

Методика протонной терапии имеется всего в трех онкоцентрах России: в Обнинске Калужской области, Санкт-Петербурге и собственно в Димитровграде.

— Наш центр был создан по президентскому проекту под патронажем Владимира Путина. Мы прошли путь строительства, подготовки, сбора всех уникальных технологий и недавно отмечали пятилетие, — рассказывает генеральный директор Федерального научно-клинического центра медицинской радиологии и онкологии ФМБА России Юрий Удалов. — Это центр замкнутого цикла, на площадке которого представлены все методы ядерной медицины, которые на сегодня доступны не только в России, но и в Европе и мире. Сам по себе центр уникален тем, что аналогов ему почти нет — есть подобная клиника в Северной Америке, а на европейском континенте таких центров нет.

Здесь доступны все этапы лечения — от постановки диагноза до реабилитации. В центре оказывается 12 видов высокотехнологичной помощи. Пациент сдает анализы, проходит диагностику, в том числе УЗИ, КТ, МРТ, ПЭТ-КТ, и направляется на тот или иной вид лечения. Здесь же проводятся медицинские консилиумы и дальнейшее наблюдение. В центре пациент проходит и реабилитацию первого этапа.

С 2018 года более пяти тысяч пациентов из 67 регионов России получили в Димитровграде высокотехнологичную помощь.

— Мы плотно работаем и с Минздравом Ульяновской области, и с федеральным. Но все диагностические и клинические составляющие не были бы возможны без коллектива. За последние три года мы пополнились большим количеством новых докторов из ведущих клиник Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Оренбурга. Каждый из них приносит свои навыки, умения и новые компетенции, — отмечает Юрий Удалов.

В центре ведутся научные исследования и работает образовательный центр.

— Плюс федерального учреждения ФМБА — это синтез трех составляющих: науки, клиники и образования. В наших стенах находится образовательный центр, открытый в 2021 году, где мы проводим обучение собственных коллег — повышение квалификации, а также открыли эксклюзивные курсы, которые аттестованы на портале НМО. Рассказываем о протонной, фотонной, радионуклидной терапии, сочетании методов, — делится Юрий Удалов.

Научные исследования проводятся в рамках госзаказа по согласованию с Российской академией наук, а также по поручению ФМБА.

— Могу с гордостью сказать, что за последние два года мы импортозаместили два зарубежных препарата, и на сегодня более 100 пациентов получили лечение отечественным радиохлоридом. А сырье мы получаем в двух километрах отсюда, из Научного-исследовательского института атомных реакторов госкорпорации «Росатом». Второй препарат — Лютеций-177. И на сегодня первые 12 пациентов завершили лечение с его использованием с хорошим результатом. В дальнейшем эти препараты будут внедрены, — говорит генеральный директор.

85% больных или излечиваются, или достигают ремиссии

Белорусские пациенты проходят лечение в Дмитровграде в рамках совместного проекта под патронажем Союзного государства.

— Он был инициирован Вероникой Скворцовой, на то время министром здравоохранения. Сейчас, как глава ФМБА России, она активно уделяет внимание его развитию, так как на территории Беларуси методика протонной терапии не представлена. Мы подставили плечо и активно работаем с нашими коллегами из главного онкологического учреждения в Беларуси, — делится Юрий Удалов.

Российско-белорусскому проекту два года, и в следующем году он будет продлен.

— Мы начинали с 52 пациентов и из России, и из Беларуси. Есть определенные нозологические формы, которые и в России не попадают под квоты, что нам выдают. Теперь, благодаря проекту, пациенты и с доброкачественными новообразованиями, например, головного мозга, протекающими по сценарию злокачественных, могут получить лечение методом протонной терапии. Это большой плюс для россиян, — подчеркивает генеральный директор.

А для белорусов значимость проекта прежде всего в том, что лечение смогли получить маленькие пациенты. На сегодня таких почти 40. Их встречают и сопровождают от самого аэропорта. В центре детей размещают вместе с родителями.

Ежегодно количество пациентов, проходящих лечение, увеличивается. Если в прошлом году их было 52, то в этом году — 64, а в следующем году здесь ждут 76 больных.

— Главы наших государств поставили задачу выйти на цифру 100, поэтому и дальше мы будем развивать этот проект, — уверен Юрий Удалов. — Он имеет хорошую результативность благодаря и отбору пациентов, и своевременному их направлению. На сегодня 85% пациентов, прошедших лечение в рамках проекта Союзного государства, либо достигли ремиссии, либо полностью вылечены от заболевания.

Однако протонная терапия — лишь часть проекта. Совместно с Минздравом Беларуси специалисты центра осуществляют дистанционное консультирование, в ходе которого помогают определиться с оптимальными методами диагностики, лечения и новых подходов.

— Результаты союзного проекта входят в проторегистр — программу электронного учета всех результатов лечения, которое прошли пациенты методом протонной терапии. На основании этого по 25 параметрам мы определяем оптимальную тактику будущего лечения с наименьшим количеством побочных эффектов. И на сегодня это хороший инструмент, который может использоваться в дальнейшем при тиражировании и развитии таких центров. В целом есть большие ожидания, что все те положительные начинания, которые есть в сфере онкологии в России, будут использоваться, в том числе нашими коллегами из Беларуси, — резюмирует Юрий Удалов.

Лечение, которое не вызывает дискомфорта

Один из белорусов, кто находится сейчас на лечении в Димитровграде, — 34-летний лидчанин Денис Курило.

— Опухоль головного мозга у меня обнаружили давно, в 2016 году я был прооперирован. Повторная операция, тотальное удаление опухоли, выполнена в 2017-м, что позволило мне жить дальше. В этом году случился рецидив, снова проведено хирургическое лечение в Беларуси. Консилиум принял решение направить меня на дальнейшую терапию в Россию, — рассказывает мужчина. — Со мной связались представители центра, рассказали, как добраться, что с собой взять. Лететь в другую страну, где у тебя нет знакомых и близких, немного волнительно. Но меня встретили в аэропорту. В центре меня полностью обследовали, назначили лечение.

Денис должен пройти 27 процедур протонной терапии.

— Процедура не вызывает дискомфорта, длится 10 минут, каких-либо побочных эффектов я не испытываю. Пребывание в центре комфортное, специалисты очень внимательны. Врачи из Беларуси тоже интересуются моим самочувствием. Все вопросы, возникающие дополнительно, быстро решаются. У меня была проблема со швом — доставили в хирургическое отделение, осмотрели и обработали.

Делать прогнозы пока рано, но белорус настроен позитивно:

— Хочется преодолеть свою болезнь, и если есть возможность попробовать прогрессивные методы лечения, то почему бы и нет, — делится он.

«Если продлили жизнь хотя бы на три месяца, значит, старались не зря»

О преимуществах протонной терапии рассказал руководитель протонного и фотонного центра врач-радиотерапевт Сергей Гриценко:

— Существует всего три метода лечения — хирургия, химиотерапия, лучевая терапия. Традиционным является метод фотонной терапии, при котором используются электромагнитные кванты, по сути, это энергия 1,6 МЭВ, вызывающая повреждение опухолевых клеток. Минус заключается в том, что кванты очень легкие, и для того, чтобы облучать опухоль, приходится создавать такие условия, при которых невозможно избежать облучения окружающих тканей. При протонной терапии используется энергия тяжелых частиц. Какие это дает преимущества? Во-первых, мы точно знаем, где протонный пучок остановится. Перед тем, как остановиться, он замедляется и тем самым передает максимальную энергию в той зоне, где останавливается. Второе очень большое преимущество: за местом остановки протонного пучка, так называемым пиком Брега, идет резкий спад дозы. То есть, когда мы рассчитываем определенную зону, где этот пучок протонов останавливается, мы понимаем, что за пределами его остановки за счет резкого перепада дозы у нас не будет облучения, что очень важно, особенно в тех случаях, когда мишень находится в черепе, причем в основе, где рядом расположено большое количество критических структур. В этом случае метод протонной терапии не имеет альтернативы.

Сергей Гриценко демонстрирует индивидуальную маску пациента

Пациент, который направлен на протонную терапию, прежде всего попадает в помещение со специальным компьютерным томографом для планирования лечения. Здесь проводится предлучевая подготовка, производится индивидуальная маска, в которой проводится компьютерная томография. Массив полученных снимков отправляется в службу медико-физического сопровождения радиотерапии.

Врачи-топометристы вместе с терапевтами точно определяют зону, которую необходимо облучать, — это так называемые мишени. А также критические структуры, которые ни в коем случае нельзя повредить. Далее информация поступает к медицинским физикам, которые планируют программу лучевой терапии. В клиническом задании прописываются режимы и дозы. Как только план составлен, он принимается коллегиально. Следующий этап — проверка плана, и только после этого начинается лечение.

Основная его часть происходит благодаря аппарату под названием гантри, который занимает три этажа и весит 200 тонн. Это подвижное устройство, используемое для удерживания и нацеливания медицинского оборудования на зафиксированного пациента. Именно она дает возможность подвести пучок под любым градусом.

Пациент размещается на столе, и специальная система позволяет отследить даже моменты, когда пациент дышит и мишени двигаются, и, следовательно, подать пучок именно тогда, когда человек находится неподвижно, на вдохе, чтобы не попасть в зону с критическими структурами. Детей младшего возраста, которые не могут долго находиться неподвижно, здесь лечат под наркозом.

— Пациентам необходимо вовремя проходить диспансеризацию и обращаться к врачам, а мы всегда постараемся помочь. В онкологии, если мы смогли продлить жизнь минимум на три месяца, значит, действительно старались не зря, — сказал в конце встречи Юрий Удалов.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.