Вы здесь

Как трудоустраивают особых выпускников?


Республиканский межведомственный семинар-совещание по актуальным вопросам профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и их дальнейшего трудоустройства прошел в Минске. В мероприятии приняли участие представители образования, труда и социальной защиты, здравоохранения, Мингорисполкома, общественных объединений инвалидов.


Что требует внимания?

Участники семинара посетили не только столичный колледж цифровых технологий, где обучаются молодые люди с особенностями, но и организации, куда могут трудоустроиться такие выпускники. 

— Сегодня в полном объеме реализуется принцип государственной социальной поддержки и создания необходимых условий для получения образования и дальнейшего профессионального становления и трудоустройства тех молодых людей, которые имеют особые потребности, — отметил на пленарном заседании министр образования Андрей Иванец. — К сожалению, банк данных детей с особенностями психофизического развития постоянно пополняется. Почти каждый десятый ребенок в возрасте до 18 лет относится к группе, имеющей особые образовательные потребности. Фактически можно говорить о том, что тот принцип инклюзивного образования, который заложен сегодня в Кодексе от образования, является постоянным в нашей ежедневной работе. 

Андрей Иванец акцентировал внимание на ключевых задачах и вопросах, требующих особого внимания и ежедневной кропотливой работы. 

— Несмотря на то, что в течение 1,5 года реализуется межведомственная дорожная карта между министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, которую мы подписали в июле 2022 года, и по этой карте много сделано, все равно мы видим достаточно серьезные проблемные вопросы, требующие решения, в частности в части раннего выявления таких детей. Чем в более раннем возрасте мы обнаружим особенности, тем больше у этих детей шансов стать обычными, как мы называем нормотипическими детьми и получить путевку в жизнь. Даже в системе образования не выстроено межуровневое образование, и мы принимаем эту критику. Сложно сегодня сказать, как происходит передача детей из детского сада в школу. Так работают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в каждом районе, собирается медико-психологическая комиссия, которая дает Образовательный маршрут. Но эффективность этой работы оценивается по удовлетворенности родителей и по дальнейшей социализации этих детей, получающих Образовательный маршрут. К сожалению, здесь нам серьезно стоит посмотреть вглубь не только документов, но и формы реализации и определения этого образовательного маршрута, — обратил внимание министр. 

Он уточнил, что количество спецшкол в последнее время сократилось в два раза, в стране их функционирует 47. дети, имеющие особые образовательные потребности, учатся на базе обычных учреждений образования, где реализуются программы с частичной или полной интеграцией. 

— Вместе с тем вопросы передачи детей из школы в колледж по большому счету не выстроены. Эта работа держится где-то на личных связях, на неравнодушье директора колледжа, в виду органов местной власти. Но мы должны создать такую нормативную базу, такие условия, когда без человеческого фактора эта система будет работать, особенно для детей в спецшколах, имеющих нарушения слуха, зрения, интеллектуальную недостаточность. Мы знаем этих детей, мы их учили в течение 10 лет, что нам мешает выстроить систему точечной передачи в колледже, вопрос риторический, — обозначил еще одну проблему Андрей Иванец. 

Напомнил он и о том, что молодые люди с сохранившимся интеллектом могут получать образование в вузе, в частности, благодаря дистанционной форме, которая впервые закреплена в Кодексе об образовании. Она подразумевает организацию образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных систем, на основе инженерных технологий. 

— В этом году мы впервые осуществили набор в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники на такие специальности. Но результативность набора именно тех детей, которые должны приходить на такую форму получения образования, крайне низкая и прямо скажем, неудовлетворительная, — отметил министр. — Директорам школ, колледжей, осуществляющим подготовку, ректору университета и заказчикам кадров нужно сесть за один стол и выстроить единую систему. Это не значит, что исчезнет индивидуальный подход к каждому, но без общего системного подхода мы каждый раз будем демонстрировать только точечное решение этих задач.

Андрей Иванец призвал и руководителей предприятий-заказчиков кадров еще больше обратить внимание на таких молодых людей. 

— Это непростая работа. Хотелось бы, чтобы мы выстроили единую систему и подходы, когда каждый работодатель создаст такое пространство с точки зрения условий труда, чтобы эти молодые люди готовы были прийти на предприятие. 

Рабочее место по броне

Первый заместитель министра труда и соцзащиты Наталья Павлюченко рассказала о такой форме трудоустройство выпускников, как бронирование рабочих мест. 

Она проинформировала, что службы занятости работают со всеми категориями граждан. За год обучение через службы занятости прошли около 2,5 тысяч человек. В прошлом году было трудоустроено более 81 тысячи человек. Активно работают службы занятости с людьми с инвалидностью. За прошлый год трудоустроено 1800 инвалидов. При этом нередко используется такой механизм, как сопроводительное трудоустройство, когда представитель службы занятости сопровождает человека с инвалидностью к нанимателю. Трудоустройство по такому механизму происходит в 99% случаев.

Наталья Павлюченко напомнила, что в Кодексе об образовании появилась еще одна форма трудоустройства лиц с особенностями психофизического развития — за счет брони. Рабочие места по заявке учреждения образования бронируются местными исполнительными органами власти еще до окончания обучения таких выпускников и позволяют трудоустроить с сохранением статуса молодого специалиста. 

— Этот механизм не новый для служб занятости, и есть много категорий — дети-сироты, инвалиды, люди предпенсионного возраста — трудоустраиваются таким образом. В стране более 22 тысяч забронированных рабочих мест. Из них около 3,5 тысячи только для инвалидов. Это мера дополнительной гарантии. Если на забронированное рабочее место трудоустраивается человек, наниматель не в праве ему отказать и должен принять на работу, — пояснила Наталья Павлюченко. 

Механизм работает следующим образом. За четыре месяца до окончания обучения выпускников учреждения образования подают заявки, и не позднее месяца до окончания учебы местные исполнительные и распорядительные органы бронируют рабочие места. Бронирование используют при невозможности распределения. Выпускникам выдается направление на работу и они приезжают к нанимателю и трудоустраиваются. 

В прошлом году такой механизм был впервые использован с выпускниками с особенностями психофизического развития. В 2023 году их было 510, в том числе 448 получили профтехобразование, 61 — среднее специальное и 1 — высшее. 19 из них продолжили образование на другом уровне, 11 не подлежали распределению, 443 молодых человека были распределены и на 37 выпускников поступили заявки на бронирование рабочих мест. С механизмом бронирования работали три области: Минская, Витебская и Брестская. Лучший результат в Витебской области, где активнее всех сработал Ульский образовательный колледж имени Доватора в Бешенковичском районе. 

Наталья Павлюченко резюмировала, что на открытом рынке большое количество вакансий — около 89 тысяч только по рабочим профессиям, и на данном этапе прорабатывается вопрос расширения возможностей трудоустройства выпускников. 

Количество специальностей расширяется

Ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский проинформировал, что в республиканском банке данных более 180 тысяч лиц с особенностями психофизического развития. В системе профессионального образования в этом году обучается более 1600 таких учащихся в 150 колледжах. 

— Количество колледжей, которые набирают таких абитуриентов, увеличивается. Часть колледжей встречается с такой категорией впервые и уделяет внимание подготовке педагогов и созданию условий. Для молодых людей, которые приходят за профессией осмысленно, имеется инфраструктура, подготовленные кадры и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, функционируют центры профессиональной и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития, — рассказал Валерий Голубовский. 

Всего в стране действует восемь таких центров. Они в том числе проводят стажировки и обучение педкадров других колледжей региона, республиканские семинары и круглые столы по вопросам организации принципа инклюзии в образовании. 

Ректор РИПО рассказал, что для лиц из молодых людей с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, установлен порядок получения профессионально-технического образования на дому по отдельным специальностям и квалификациям. Кроме того, в классификаторе отдельно выделены 18 специальностей, включающих 39 квалификаций, которые предназначены для освоения лицами с интеллектуальной недостаточностью. В этом учебном году профессиональное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по 11 специальностям. 

Совместно с организациями-заказчиками кадров ведется работа по открытию новых специальностей и квалификаций. В этом году планируется введение новой специальности «классический дизайн» с квалификацией «флорист 3 разряда» для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью. Прорабатывается вопрос дальнейшего расширения перечня специальностей с наиболее сильными учебными заведениями и реальным сектором экономики.

Спрос на всех выпускников

Своим опытом поделились представители предприятий Минска, где работают выпускники колледжей с особенностями психофизического развития. Например, в ОАО «Интеграл» работают 37 инвалидов с нарушениями слуха. В основном это молодые люди от 20 до 35 лет. Все они выпускники Минского колледжа цифровых технологий. В этом году по распределению на предприятие придут еще 8 человек с нарушением слуха.

— Есть сотрудники, которые работают уже более 10 лет. Мы активно помогаем им адаптироваться на работе и в коллективе, у нас есть специалист жестового языка, который помогает ребятам понять суть их работы и взаимодействовать с коллективом. Большинство из них освоило профессию измерителя электрофизических параметров изделий электронной техники. После прохождения практики ребята получают 3-й разряд, потом 4-й, а после окончания колледжа приходят к нам на работу с 5-м разрядом. Среди работающих уже созданы две семейные пары, две женщины сейчас находятся в отпуске по уходу за детьми до трех лет. 27 человек проживают в нашем общежитии. Оно находится в шаговой доступности от производства, что очень комфортно, — рассказала заместитель генерального директора по персоналу и идеологической работе ОАО «Интеграл» — управляющая компания холдинга «Интеграл» Ольга Солдатенко.

Участники семинара познакомились с условиями обучения в Центре профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР, который на протяжении 18 лет функционирует в Минском колледже цифровых технологий. Ежегодно здесь обучаются около 90 юношей и девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слуха и зрения. Парней и девушек с ограниченными возможностями обучают по специальностям «микроэлектроника», «микро — и наноэлектронные технологии и системы», «программное обеспечение информационных технологий», «фотография». Все выпускники или трудоустраиваются на предприятия столицы или продолжают обучение в вузах.

Елена КРАВЕЦ

Фото pexels.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.