Цветочные композиции, пейзажи, прелестные кисейные барышни в изысканных платьях. Глядя на картины минчанки Елизаветы Константиновой, не сразу и догадаешься, что «нарисованы» они не маслом, гуашью или акварелью, а лепестками, листочками, травинками.
На протяжении многих лет Елизавета Ильинична преподавала в СШ № 73 Минска черчение, рисование и мировую художественную культуру. А ещё после уроков вела кружки по интересам, на которых учила мальчишек и девчонок творить красоту из самого разного материала.
— Однажды коллега, преподаватель биологии, предложила мне сушить растения с пришкольного участка и использовать их для флористических композиций, — вспоминает моя собеседница. — Я поддержала её. Чего только мы не запасали! И детям понравилось: на мои занятия приходили даже из других школ. Вся стена на одном этаже была украшена флористическими работами учеников.
С тех пор прошло уже много лет. Но и сегодня, на пенсии, Елизавета Ильинична не оставила своё хобби. Материал для воплощения замыслов собирает во время прогулок в парках и скверах, получает в дар от знакомых и друзей.
— В своих картинах применяю порой даже обломки растений, — делится секретами творческой кухни Елизавета Константинова. — Но в основном стараюсь иметь дело с целыми листочками и лепестками. Мне нравится их структура. Не разрезаю, никогда не крашу их. Зачем? Иногда растения сами меняют цвет после того, как высыхают. И я считаюсь с их метаморфозами. Природа — лучший художник, самый непревзойдённый творец.
Конечно, Елизавете Ильиничне помогает образование, чувство цвета, вкус. Иногда она раскладывает природный материал и сразу представляет изящных барышень с тонкими талиями в роскошных бальных платьях. Вот этот лепесток — великолепная шляпа, вот этот — зонтик, а эти пойдут на кружево. Образы красавиц в нарядах XIX века, воплощение вечной женственности, очень вдохновляют флориста.
— Сложнее всего выполнить пейзаж, — признаётся Елизавета Константинова. — Во-первых, чтобы он получился реалистичным, нужно соблюдать законы композиции, перспективы. Во-вторых, нужно подобрать много близких оттенков, чтобы добиться гармоничных цветовых переходов. Флористические картины нельзя переделать. Если что-то неудачно приклеишь — работа насмарку. Поэтому сначала раскладываю, прикидываю, как всё будет смотреться, а потом уже закрепляю.
За любимым занятием мастер «часов не наблюдает». Иногда картины выполняются буквально на одном дыхании. Время для творчества — это время для релаксации. По словам моей собеседницы, создавая свои произведения, она буквально «лечится», избавляясь от всего эмоционального негатива.
Работы Елизаветы Константиновой вызывают эмоциональный отклик не только у нас, но и за рубежом. Мастер принимала участие в выставках декоративного искусства в США и, по ее словам, дважды занимала призовые места в номинации «декоративно-прикладное искусство», о ней даже писали в местной прессе.
В своё время Елизавета Константинова чем только не увлекалась: шила, вышивала, вязала, занималась бисероплетением, создавала украшения. Часто эксклюзивные вещи дарила дорогим и близким людям по случаю различных праздников и торжеств. Не удивительно, что многие свои флористические картины она тоже раздарила. Те, что остались дома, Елизавета Ильинична считает нужным время от времени «выводить» в свет. Чтобы люди, глядя на её работы, учились замечать красоту в окружающем мире, любовались ею и сами начинали творить.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
Фото предоставлено Е. Константиновой
Совместные проекты ядерных технологий.
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.