Вы здесь

Рак толстой кишки выходит на первое место


В прошлом году у 56 тысяч белорусов впервые обнаружили онкологические заболевания, около 17 тысяч пациентов со злокачественными опухолями умерло. У мужчин чаще всего обнаруживают рак простаты, у женщин — молочной железы. Также высокой остается заболеваемость раком толстой кишки, и этим наша страна отличается от остальных развитых стран мира. Чем это объясняют онкологи? Почему белорусы не хотят проходить скрининговый обследования? Какие новые возможности диагностики и лечения появились в Беларуси и в чем наша страна опережает многие другие? Об этом рассказали онкологи.


Колоноскопия позволяет предупредить до 80% болезней

Всемирная организация здравоохранения прогнозирует в будущем рост онкологических болезней. К 2050 году число новых случаев в мире увеличится почти в два раза. Как отметил заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной академии наук Сергей Красный, Беларусь ничем не отличается от развитых стран по эпидемиологии злокачественных опухолей. Количество новых случаев в год в стране колеблется в районе 50 тысяч.

В допандемическом 2019 году было выявлено 54,5 тысячи новых случаев. Причем ежегодно эта цифра увеличивалась примерно на 1300.

— Если бы мы прогнозировали ситуацию без эпидемии COVID-19, то к 2023 году количество новых случаев должно было бы достичь 59-60 тысяч. Однако в 2020 году произошло резкое снижение заболеваемости — почти на 20 %, на 10 тысяч новых случаев было выявлено меньше. То же наблюдалось в 2021 году. А в 2022 эта цифра начала увеличиваться, было выявлено 51,5 тысячи. В 2023 году выявлено около 56 тысяч новых случаев, — привел цифры Сергей Красный. — Если сравнивать с предыдущими годами — казалось бы резкий рост, прибавилось пять тысяч в год. На самом деле мы не достигли прогнозируемых показателей, так как не вышли из ямы снижения заболеваемости. Напомню, прогнозная цифра была около 60 тысяч, а будет 56. Скорее всего в следующем году мы достигнем этих цифр, и дальше пойдет обычное увеличение онкологической заболеваемости, которое наблюдалось последние 50 лет, — пояснил онколог.

Смертность от злокачественных новообразований во время пандемии COVID-19 также снизилась — на 6 %. Такое явление онкологи зафиксировали впервые за всю историю наблюдений. Сейчас эта цифра стабилизировалась, однако в будущем ожидается небольшое увеличение смертности. Но это не увеличение, а возвращение к цифрам соотносительно заболеваемости. В Беларуси в 2023 году умерло около 17 тысяч онкологических пациентов, примерно такая же цифра была и в 2022 году.

В структуре заболеваемости у мужчин на первом месте находится рак простаты, на втором и третьем — соответственно рак легкого и колоректальный рак (рак толстой кишки). У женщин на первом месте — рак молочной железы, далее колоректальный рак и различные опухоли гинекологической сферы.

— Если брать все население, то на первое место выходит с большим отрывом колоректальный рак. И этим мы серьезно отличаемся от всех развитых стран мира. Это можно связать с особенностями питания белорусов. У нас не принято много кушать овощей и фруктов, за овощи принимается картофель, что не совсем правильно. Это, конечно, овощ, но с позиций здорового питания нет такой пользы от картофеля, ведь он содержит большое количество крахмала. Кроме того, у белорусов принято много есть мясных продуктов, в частности красного мяса, что также может способствовать развитию опухолей толстой кишки. Сюда нужно отнести малоподвижный образ жизни и наличие в рационе таких продуктов, относящихся к фастфуду. Это тоже очень вредные вещи, которые могут увеличивать вероятность заболеваемости колоректальным раком, — перечислил причины Сергей Красный.

Он отметил, что на этом фоне в Беларуси не приветствуется такая процедура, как профилактическая колоноскопия с удалением полипов. В развитых странах она очень распространена, белорусы же просто так на нее не хотят идти, так как процедура неприятная. При этом выполнение колоноскопии с удалением полипов приводит к тому, что 80% рака толстой кишки можно предупредить. Если таких процедур будет выполняться больше, предполагается, что и заболеваемость будет снижаться.

Как отметил главный врач Минского городского клинического онкологического центра Виктор Кондратович, заболеваемость в Минске повторяет кривую по стране. Если во время ковида было ее снижение, то по итогам 2023 года количество заболевших пациентов сравнялось с доковидным периодом. В 2019 году в Минске заболело 11 700 пациентов, в 2023 году — 11 500 человек.

По причине смертности в Минске также на первое место вышел колоректальный рак. Заболеваемость раком в Минске среди других регионов самая высокая, но это объясняется тем, что уровень диагностики здесь выше, как и ее доступность. Что касается смертности, то она самая низкая по сравнению с другими регионами страны.

Виктор Кондратович рассказал, что онкологическая запущенность колеблется в пределах 20%. Если сравнивать с другими регионами Беларуси, то это меньше, с развитыми странами — примерно столько же.

С 2010 года в Минске были внедрены скрининговые программы по четырем локализациям, которыми стремились охватить полмиллиона населения. Это рак шейки матки, колоректальный рак, рак простаты и молочной железы.

— Было выявлено много проблем как со стороны диспансеризации, так и со стороны пациентов, их нежелания доходить до скрининга. Проблемы были проанализированы, и полученный опыт позволил внедрить скрининговые программы в диспансеризацию, — добавил Виктор Кондратович.

Плановое лечение — в онкоцентрах

Структура онкологической службы в Беларуси сохранилась с советских времен. Это онкологические центры и диспансеры, их по несколько в каждой области. Все плановое лечение онкологических пациентов осуществляется в онкоцентрах, и это, по мнению Сергея Красного, имеет свое решающее значение.

— Проведено исследование, которое показало, что выживаемость пациентов, пролеченных в онкологических учреждениях, на 20-30% выше по сравнению с общелечебной сетью при всех равных условиях — одинаковых заболеваниях и их стадиях. И такая ситуация не только в Беларуси, а во всем мире. Но у нас система выстроена. Поэтому при несопоставимо различных финансовых затратах, если взять США и Беларусь, выживаемость пациентов, причем мы сравнивали по всем формам злокачественных новообразований, примерно на одном уровне. Связано это с тем, что при несравненных размерах стран у нас онкологических центров 14, в США — 30.

В онкологических центрах сосредоточены лучшие кадры, причем всех направлений — химиотерапевты, радиологи, хирурги, которые выбирают наилучшую тактику лечения и реализовывают ее. Кроме того, в онкоцентрах концентрируется самое передовое оборудование, необходимое для диагностики и лечения.

В Минске онкологическая служба представлена стационаром на 684 кровати и своей поликлиникой при центре. Кроме того, в каждом районе Минска в центральной поликлинике работает онколог. Таким образом доступность онкологической помощи приближают к пациенту.

Кстати, поликлиника при столичном онкоцентре подлежит сносу. В марте — начале апреля этого года она будет полностью снесена, а на ее месте появится новое 8-этажное здание на 1,5 тысячи посещений в смену и административные помещения. Сроки строительства, которое начнется во второй половине текущего года, — 3-5 лет.

Скрининг по анализу крови

В последнее время РНПЦ онкологии ведет совместные исследования с институтами НАН Беларуси, и определенные результаты действительно впечатляют. В частности, в Беларуси появилась немецкая технология по скринингу злокачественных опухолей на основании анализа крови. Был налажен процесс производства всех необходимых реактивов, проведены клинические испытания, и отечественные реактивы показали высокую эффективность в отношении диагностики более 60 видов рака. По остальным видам пока невозможно еще сделать заключение, так как они встречаются крайне редко. Сейчас ведутся популяционные исследования. Если они будут эффективными, как и клинические испытания, то программа будет расширена. Примечательно, что на сегодня такие популяционные исследования проводятся всего в двух странах мира — Германии и Беларуси.

— Меня очень радует, что этот процесс удалось довести до логического завершения. Постепенно расширяется число включенных в исследование людей. На сегодня три центра выполняют такие исследования, а забор крови можно сделать в любой точке страны. Работает 50 сертифицированных лабораторий, а подготовлено 120. по мере необходимости их количество будет расширяться. На сегодня мощность составляет до 100 тысяч человек в год, и если мы увидим эффективность, а проанализировать надо хотя бы тысяч 20-30, то эта программа будет расширяться. На сегодня любой желающий может поучаствовать пока, к сожалению, только на платной основе. Но стоит это совсем недорого, — рассказал Сергей Красный.

Есть уникальные результаты и в совместных исследованиях по лечению пациентов. Одно из них касается CAR-T-клеточной терапии. В нем участвовали РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова и РНПЦ детской онкологии и гематологии, а также Институт биоорганической химии НАН Беларуси.

— Речь идет о технологиях генетической модификации Т-лимфоцитов, которые с помощью химерных рецепторов могли бы воспринимать определенные клетки злокачественной опухоли. Речь идет о CD 19 лимфомы. В исследовании участвовали пациенты, у которых проведено большое количество химиотерапий и у злокачественной опухоли развилась резистентность (устойчивость), а предполагаемая продолжительность их жизни не превышает два месяца. Так вот выполнение им CAR-T-клеточной терапии (она в настоящее время проведена 25 пациентом) позволило получить эффект в 100% случаев, а в 88% произошло полное исцеление. Еще раз подчеркну, что речь идет о пациентах, которым осталось жить всего два месяца. Это уникальный результат, — подчеркнул Сергей Красный, добавив, что в соседних странах пока такие технологии не используются.

К нам за таким лечением приезжают пациенты из России. В других развитых странах мира такая технология используется, но ее стоимость на одного пациента — от 250 тысяч долларов до миллиона в зависимости от страны. В Беларуси она стоит 50 тысяч.

— Нельзя сказать, что этот метод можно поставить на поток. Исцеление пациентов требует нахождения в реанимации, специальной квалификации анестезиологов, ведь если опоздать на полчаса с определенными манипуляциями — человека не спасешь. Это сложная индивидуализированная технология, и для расширения ее использования необходимы организационные мероприятия, — отметил Сергей Красный.

Сегодня совместно с Академией наук разрабатываются некоторые лекарственные препараты для лечения онкологических пациентов. Научные исследования проведены, получен высокий уровень эффективности, но с организацией производства вопросы пока не решены. Предполагается, что это произойдет в течение полугода — года.

Еще одна совместная разработка с НАН — так называемая вакцина против рака «Еленоген». Сергей Красный сообщил, что в настоящее время также ведутся попытки организовать ее производство.

— Исследование по использованию препарата «Еленаген» закончили только по одной злокачественной опухоли — химиорезистентному раку яичников. Результаты на сегодня признаны самыми высокими в мировом масштабе. Учитывая, что лекарства закончились, исследование приостановлено, и мы ждем, пока будет налажено производство непросто по двум причинам. Во-первых, сформировать саму конструкцию, во-вторых, убрать все примеси, так называемые эндотоксины. В России не смогли этого сделать, надеемся, в Беларуси получится. Возможно, все будет белорусское, возможно, привлечением технологий других стран, однако лекарства эти мы получим, — уверен Сергей Красный.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.