Вы тут

В ЕАЭС — закупки по одним принципам


Но пока что договоренности и реалии расходятся в направлениях

Особенно это касается Казахстана, который в деле государственных закупок до сих пор держится очень обособленно. Если Беларусь и Россия уже два года работают на одном рынке госзакупок и решения требуют лишь определенные несуразности и недоработки, то представить себе работу всей тройки по одним правилам с 1 января 2015 года, честно говоря, трудно. Тем более призрачно видится возможность четкой работы в этом направлении со стороны Армении, которая намерена войти в состав ЕАЭС. Эти и другие проблемы обсуждали в Минске во время российско-белорусской конференции «Государственные и муниципальные закупки, перспективы сотрудничества». Эксперты и представители бизнеса рассматривали вопросы правового регулирования государственных закупок в Беларуси и России, особенностей работы электронных торговых площадок и осуществления контроля в системе размещения заказов в России, согласования заключения контрактов.

Читайте ещё:

 

«БЕЛкарт» станет «ЕВРАЗИЯкарт»?

Тонкая работа

Связь без роуминга

Немаловажные  детали

Защита брендов в Таможенном союзе

 

 

С корабля на бал

«В рамках договора о ЕАЭС переходного периода нет. С 1 января 2015 года механизм осуществления государственных закупок должен заработать в полной мере, — заявила Татьяна Козловская, консультант отдела государственных закупок Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии. — Начнем с веб-порталов. Это, на наш взгляд, самое существенное поле для предпринимателей. Объем информации на веб-порталах госзакупок должен расшириться. Если сегодня количество данных о закупках может определяться национальным законодательством, то в начале следующего года ситуация изменится. Так, обязательно должны будут в полном объеме в открытом доступе публиковаться сведения, начиная от приглашений к любому виду процедур госзакупок и заканчивая данными об исполнении договоров о закупках. Кроме того, обязательным будет размещение информации о жалобах и результатах их рассмотрения, реестра недобросовестных поставщиков, информации о законодательной базе, регулирующей госзакупки».

В данный же момент на порталах госзакупок есть много недоработок. Например, отсутствует контроль за размещением информации и связь между планами закупок и заключенными договорами. «Размещаются планы госзакупок. Это основа. Но этот план не корректируется по мере осуществления закупок», — говорит Татьяна Козловская. Кроме того, в связи со вступлением в силу договора о ЕАЭС страны будут стремиться исключительно к электронным госзакупкам в полном объеме, чего сейчас нет. А к 2016 году планируется заключение договоров в электронном формате.

30-23

Госзакупки — это надежный способ обеспечения сбыта продукции для предпринимателя.

Взаимный интерес?

«Российский рынок госзакупок, безусловно, интересен для наших ближайших соседей. Это 6 трлн российских рублей в прошлом году. По Москве где-то около 1,5 трлн. Это огромные возможности и перспективы, — утверждает Георгий Чиженьков, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. — Но нужно понимать правила. Изменения, которые происходят в законодательстве Российской Федерации, заставляют компании по-иному смотреть на госзакупки. Мы следуем международным стандартам, прозрачности торгов. Кроме того, мы идем по пути электронизации».

Объем рынка госзакупок в Едином экономическом пространстве на самом деле очень велик. Однако в Беларуси российских предпринимателей, которые участвуют в госзакупках, гораздо больше, чем белорусских в России. По Казахстану практически вообще нет информации, поскольку не реализован план по взаимному признанию электронно-цифровой подписи. Есть сведения, что в Беларуси с российскими поставщиками за 2011—2013 годы было заключено 1729 договоров на суму более 1,5 трлн белорусских рублей. А договоров на поставку казахстанских товаров и услуг за 2013 год было заключено только на 61,6 млрд белорусских рублей. При этом в России с белорусскими поставщиками с 2011 года заключено 604 договора на суму 535 млн российских рублей (около 150 млрд белорусских рублей). С казахстанскими поставщиками Россия заключила контрактов на суму, которая в 10 раз меньше белорусской. Еще более плачевная ситуация в Казахстане: известно лишь, что там в закупках приняли участие трое белорусских и 160 российских поставщиков.

Читайте ещё:

 

Селу нужен лидер

Рынок, который построим мы

Трансгенный источник иммунитета

В единой системе инноваций

 

 

Данная ситуация вызывает удивление, поскольку до начала полноценной работы ЕАЭС осталось фактически два месяца, а готовности к полномасштабному сотрудничеству нет. Неужели взаимный интерес не очевиден?

Белорусы ждут изменений

«Это мероприятие представляет большой интерес для потенциальных белорусских участников государственных и муниципальных закупок на территории России, — заявил Эдвард Матулис, заместитель министра торговли Беларуси. — Мы уже два года работаем с РФ на одном рынке государственных закупок. Есть определенные недостатки в работе — и с одной, и с другой стороны. Но все эти моменты решаются. С подписанием договора о создании Евразийского экономического союза будут осуществляться определенные изменения в процедурах. Они направлены на более свободный доступ к участию в закупках. К сожалению, Казахстан пока что свой рынок для нас не открыл. Хотя договоренности есть».

Кстати, часто в закупках участвуют не напрямую белорусские производители, а их товаропроводящие сети, дистрибьюторы. В России сейчас зарегистрировано на разных площадках только 160 представителей Беларуси. Наиболее успешно в российских государственных закупках участвуют машиностроители — «Амкодор», «Белкоммунмаш», МАЗ. «Мы ожидаем, что будут значительные сдвиги в участии непосредственно резидентов Беларуси в закупках в России и наоборот, что произойдет полный переход на электронные процедуры», — надеется Эдвард Матулис.

Читайте ещё:

 

Строительство без барьеров

Связь без роуминга

Продукты есть, да сети «не пускают»

 

 

У каждого — свои нарушители

Важно, что во время проведения государственных закупок в Едином экономическом пространстве применяется национальный режим. Другими словами, для всех участников (национальных и иностранных) применяется режим такой же, как для национальных субъектов. При этом на национальном уровне может быть установлено некоторое изъятие, но оно должно быть установлено в исключительных случаях, на срок не более двух лет, и об этом нужно всех уведомить. «И если аргументы будут не убедительны, государства — члены ЕЭП могут обжаловать решение», — поясняет Татьяна Козловская.

Еще одно обязательное условие проведения госзакупок — наличие реестра недобросовестных поставщиков. Когда же между Беларусью, Россией и Казахстаном планируется объединение информационных баз, создание единого реестра? «Этот вопрос обсуждался. Белорусская сторона выступала за объединение, — утверждает Павел Жуковский, начальник управления государственных закупок Министерства торговли Беларуси. — Ведь это логично, что если ты не допускаешься в Беларуси, то и в России или Казахстане тебя не должны допускать. Но российские и казахстанские коллеги нас не поддержали». В свою очередь, Татьяна Козловская считает, что нет ничего противоречивого, что реестры эти будут вестись на национальном уровне: «Нет проблем для размещения всех трех реестров на каждом национальном веб-портале и отслеживания необходимой информации. Сложность в том, что стороны не смогли договориться об ограничениях включенных в реестр субъектов хозяйствования».

Владислав КУЛЕЦКИЙ.

Выбар рэдакцыі

Рэгіёны

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Як мы бярозавік куплялі на гандлёвай пляцоўцы лясгаса і ў лясніцтве

Культура

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Творчая вечарына народнага артыста Беларусі прайшла ў адной з мінскіх гімназій.