Вы тут

«Не критикуют только мертвецов»


Евразийскому экономическому со­ю­зу уже на этой не­де­ле — 1 мар­та — исполнится 2 ме­ся­ца. Слишком не­боль­шой срок для са­мо­го круп­но­го на пла­не­те интеграционного объединения, что­бы его жители смогли ощутить существенные изменения. А ведь в ближайшей перспективе со­ю­за — создание единого рын­ка то­ва­ров, услуг, капитала и ра­бо­чей силы. А что бу­дет в итоге? Смо­гут ли сту­ден­ты сво­бод­но учиться в лю­бой из стран ЕА­ЭС? Что да­ло со­ю­зу вхождение Армении? Об этом и других перспективах евразийской интеграции «СЕ» рас­ска­зы­ва­ет Тать­я­на Ва­ло­вая, министр по ос­нов­ным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Безимени-1

Читайте ещё:

 

Кто выжил, тот и сильный?

Только добросовестная конкуренция

Общее не значит наше?

Белорусский рынок глазами россиян

Связь без роуминга

 

—На не­да­вно сос­то­яв­шем­ся пер­вом заседании Межправительственного со­ве­та ЕА­ЭС премь­ер-министр Беларуси Анд­рей Ко­бя­ков вы­ска­зал очень четкие замечания в ад­рес ра­бо­ты Евразийской экономической комиссии. Как вы считаете, в чем причина не­до­ра­бо­ток ЕЭК?

—Ког­да ко­го-то за что-то критикуют, значит, это живой организм. Не критикуют толь­ко мерт­ве­цов. По­это­му я считаю, что из уст Анд­рея Ко­бя­ко­ва исходила не критика, а, ско­рее, напутствие от­дель­ные сфе­ры взять под контр­оль.

Например, Анд­рей Владимирович отметил, что в прош­лом го­ду комиссия активно ре­ша­ла воп­ро­сы барь­е­ров и изъятий, а сей­час эта те­ма не­сколь­ко отош­ла на вто­рой план. В ЕЭК этим занимаются как раз де­пар­та­мен­ты, ра­бо­ту ко­то­рых я курирую. Ес­тест­вен­но, они ее ве­дут сов­мест­но с другими департаментами ЕЭК. Это на­ше общее де­ло.

И мо­гу ска­зать, что сам факт, что эти барь­е­ры остались, свя­зан, преж­де все­го, с де­я­тель­ностью национальных ре­гу­ля­то­ров. Если бы го­су­дар­ства го­то­вы были снять все барь­е­ры, то у нас бы в до­го­во­ре никаких ограничений уже не бы­ло.

Мы понимаем, что барь­е­ры бу­дут возникать пост­оян­но. Раз­бе­рем­ся с одними — возникнут но­вые. И од­на из за­дач комиссии — соз­дать алгоритм их выявления и устранения.

В то же вре­мя комиссия понимает, что нам необходимо самим пост­оян­но подталкивать участников со­ю­за эти барь­е­ры снимать. И то, что на это обратил внимание Анд­рей Владимирович, ско­рее, мож­но расценить как под­держ­ку действий комиссии со сто­ро­ны бел­орус­ской сто­ро­ны как председательствующей в ЕА­ЭС.

При этом важ­но понимать, что с помощью барь­е­ров го­су­дар­ство пы­та­ет­ся под­дер­жать своих производителей. И нам еще толь­ко предстоит прийти к пониманию, что те­перь то­ва­ры из России, Беларуси, Ка­зах­ста­на, Армении и, в будущем, из Кыр­гыз­ста­на вско­ре ста­нут друг для дру­га отечественными.

—2 ян­ва­ря это­го го­да Армения вступила в ЕА­ЭС. В од­ном из своих интервью Вы сказали, что ее географическая от­де­лен­ность от других стран со­ю­за мо­жет стать положительным мо­мен­том. По­че­му?

—Па­рал­лель­но с Арменией шел про­цесс присоединения Кыр­гыз­ста­на. И во взаимоотношении с ним нам приходится ре­шать боль­шее количество воп­ро­сов, свя­зан­ных с наличием общей границы.

Например, на пе­ре­ход­ный период и Армения, и Кыр­гыз­стан по­лу­ча­ют не­ко­то­рые изъятия из использования норм технических рег­ла­мен­тов. То есть они смо­гут на сво­ей территории дать воз­мож­ность обращаться то­ва­рам, ко­то­рые еще не со­от­вет­ству­ют рег­ла­мен­там ЕА­ЭС. Но Армения и Кыр­гыз­стан бе­рут на се­бя обя­за­тель­ства, что эти то­ва­ры не по­пад­ут на территорию со­ю­за. А если нет общей границы, то выполнить это обя­за­тель­ство го­раз­до проще. И применительно к таким пе­ре­ход­ным положениям, как в слу­чае с Арменией, под­об­ные воп­ро­сы ре­шать значительно лег­че.

Это с од­ной сто­ро­ны. С дру­гой сто­ро­ны, я всег­да говорила, что, ко­неч­но, луч­ше, ког­да есть общие границы. Но в сов­ре­мен­ную эпо­ху это условие не яв­ля­ет­ся на­столь­ко важ­ным, как, допустим, 50 лет на­зад, ког­да все наши стра­ны, как и стра­ны Ев­ро­пы, торговали крупными, массивными товарами, такими как уголь, сталь, же­ле­зо, зер­но, нефть и не­фтеп­ро­дук­ты, строительные материалы. Тог­да транс­порт­ная составляющая и наличие общей границы делали участие в интеграционном объединении бо­лее эффективным.

Сей­час наши экономики, так­же как и экономики все­го мира, существенно изменились. Да­же то­ва­ры, которыми мы тор­гу­ем, уже не такие тя­же­лые. И для многих из тех, ко­то­рые яв­ля­ют­ся экс­порт­ным потенциалом Армении, допустим, ювелирная продукция, наличие общей границы не имеет значения. Ее все рав­но во­зят самолетами, а не фурами.

Если бы Евразийский экономический со­юз соз­да­вал­ся 50 лет на­зад, то отсутствие с Арменией общей границы ставило бы под воп­рос эффективность та­ко­го объединения. Сей­час это не проб­ле­ма. А с точки зрения крат­кос­роч­ных перспектив это да­же облегчение решения многих воп­ро­сов.

—Че­рез десятилетие цель ЕА­ЭС — создание единого рын­ка — до­лжна быть достигнута. А что бу­дет даль­ше?

—Са­мо по се­бе создание Евразийского экономического со­ю­за — уже вы­со­кая и амбициозная цель. Мы не говорим о ва­лют­ном со­ю­зе. Теоретически эта цель мо­жет ког­да-либо появиться, но не сей­час. Здесь важ­но понимать, как к ней идти и ког­да.

Ев­ро­пей­цы в свое вре­мя приняли решение о введении единой ва­лю­ты, ког­да у них еще не бы­ло общих финансовых рын­ка и стан­дар­тов. И вслед за этим наступил финансовый кризис. Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что ма­ло соз­дать экономический со­юз. Необходим так­же и общий финансовый ры­нок. Как раз этой цели, сог­лас­но до­го­во­ру, мы до­лжны достигнуть к 2025 го­ду. А это значит, что, например, банк, ко­то­рый за­кон­но дей­ству­ет в Беларуси, смо­жет без дополнительной лицензии ра­бо­тать в России, Армении, Ка­зах­ста­не и Кыр­гыз­ста­не. Амбициозно, пра­вда? И для это­го нам предстоит гармонизировать финансовые правила каж­дой из стран-участниц.

—Кос­нем­ся бо­лее насущных воп­ро­сов, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но ка­са­ют­ся жителей стран ЕА­ЭС. И мо­ло­дых в том числе. Все дипломы о вы­сшем образовании по до­го­во­ру ЕА­ЭС признаются равнозначными в стра­нах со­ю­за. Но де­ло в том, что Армения, Россия и Ка­зах­стан вхо­дят в Болонский про­цесс, а Бе­ла­русь и Кыр­гыз­стан — нет. Это их рознит. Как ре­ша­ет­ся этот воп­рос?

—Тем или иным об­ра­зом каж­дая стра­на вов­ле­че­на в бо­лее гло­баль­ную систему признания дипломов — Болонский про­цесс. Нам, мо­жет, не все нравится в Болонских правилах, но мы понимаем, что если присоединяемся к это­му про­цес­су, то наши мо­ло­дые люди смо­гут ездить по все­му миру, со­вер­шен­ство­вать свое образование. Я ду­маю, что го­су­дар­ства, ко­то­рые в Бо­лон­ском про­цес­се по­ка не участ­ву­ют, ра­но или по­здно вклю­чат­ся в не­го. И чем боль­ше бу­дет евразийских стран в нем, тем лег­че нам бу­дет сов­мест­но влиять на об­ра­зо­ва­тель­ные гло­баль­ные струк­ту­ры.

С дру­гой сто­ро­ны, мы считаем, что то, что прописано в до­го­во­ре, это минимум, ко­то­рый необходим для то­го, что­бы обеспечить сво­бо­ду передвижения ра­бо­чей силы и соз­дать единый ры­нок тру­да. А в до­го­во­ре ска­за­но, что в со­ю­зе обеспечивается взаимное признание дипломов, за исключением медицинских и юридических.

По­ня­тно, что многие вещи, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся исключительно экономической интеграцией, все рав­но свя­за­ны с ней. Допустим, взаимодействие ву­зов, на­учных учреждений наших го­су­дарств. В до­го­во­ре об этом нет ни сло­ва, по­то­му что он исключительно экономический. Но я прек­рас­но понимаю, что сей­час бу­дут расти общественные инициативы среди высших учеб­ных заведений и не толь­ко. И соз­дан­ный общий ры­нок бу­дет ес­тест­вен­ным об­ра­зом подталкивать наши об­ра­зо­ва­тель­ные системы уже вне ра­мок струк­тур со­ю­за взаимодействовать са­мос­то­я­тель­но.

Нам, ко­неч­но, бы­ло бы очень интересно в перспективе прийти к та­кой прог­рам­ме для сту­ден­тов, ко­то­рая уже есть в Ев­ро­пе. Ког­да мо­ло­дые люди мо­гут сна­ча­ла поучиться в сво­ем род­ном ву­зе, а по­том по­ехать на ка­кой-то период в дру­гой университет. Сту­ден­ты зна­ко­мят­ся, ста­но­вят­ся друзьями и таким об­ра­зом боль­ше уз­на­ют о наших стра­нах.

Что ка­са­ет­ся стар­ше­го поколения, мы все ра­бо­та­ем в раз­ных стра­нах. Но ког­да начинаем общаться, у каж­до­го отыскиваются общее сту­ден­чес­кое, аспирантское прош­лое. Это по­мо­га­ет наладить кон­такт и сво­бод­но общаться. Наши сту­ден­ты то­же до­лжны иметь та­кую воз­мож­ность.

—За последние не­сколь­ко лет вы побывали во всех стра­нах ЕА­ЭС. Что отличает каж­дую из них? Поделитесь впечатлениями.

—С удовольствием. В Беларуси всег­да по­тря­са­ют прек­рас­ные дороги и очень ухо­жен­ные го­ро­да. В этом чув­ству­ет­ся европейский под­ход к вещам и жизни в общем.

В Армении я восхищаюсь историей. Это пер­вое в мире го­су­дар­ство, ко­то­рое приняло христианство как го­су­дар­ствен­ную религию в 301 го­ду, еще до Римской империи и Ев­ро­пы. Там ог­ром­ное количество памятников… и великолепная кух­ня. А это — ог­ром­ный туристический потенциал, ко­то­рый со вре­ме­нем смо­гут использовать жители стран ЕА­ЭС.

В Кыр­гыз­ста­не удивительная природа и по­ка не до кон­ца изученная, но бо­га­тая история. Например, по озе­ру Иссык-Куль в средние ве­ка проходил Великий шел­ко­вый путь. От этой эпохи ос­та­лось мно­го памятников, ко­то­рые еще предстоит найти.

Ка­зах­стан — это Каспий и го­ры, бо­га­тая, ог­ром­ная стра­на. Соединение красивейшей природы и в то же вре­мя бур­но развивающейся экономики. А столица стра­ны — Аста­на — по­ра­жа­ет современными зданиями, построенными звездами мировой архитектуры.

В каж­дой на­шей стра­не есть мно­го уникального, неповторимого. И все мы ос­та­ем­ся вмес­те.

Вероника Пустовит.

 

Выбар рэдакцыі

Рэгіёны

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Як мы бярозавік куплялі на гандлёвай пляцоўцы лясгаса і ў лясніцтве

Культура

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Творчая вечарына народнага артыста Беларусі прайшла ў адной з мінскіх гімназій.