24 Верасень, панядзелак

Вы тут

Слушать и слышать, или Критика, но не критиканство


Критиковать легко, хвалить еще легче, а вот воспринять литературное произведение, которое художественно и в то же время почти зеркально отображает действительность, порой тяжело, непривычно. Особенно, если это произведение принадлежит человеку совестливому и принципиальному, решившему, что ему под силу творить разумное, доброе, вечное. Именно такого восприятия не хватает людям, которые постоянно повторяют, что все плохо и нет или почти нет достойных творений в нашей белорусской литературе. Так ли это?


Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню, что слова «сейте разумное, доброе, вечное» разлетелись когда-то из стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям» и обращены к «сеятелям знанья на ниву народную». Мое напоминание не случайно. Дело в том, что подавляющее большинство современных писателей и поэтов не читают произведения своих собратьев по перу. Даже тех, чьи романы, повести, рассказы, поэмы и стихи получили признание читателей, удостоились отечественных и зарубежных наград. Хуже того, современные критики, за редким исключением, не только детально не знакомятся с прозой и поэзией наших белорусских литераторов, но часто высказывают мнение о творчестве того или иного писателя или поэта весьма поверхностно. В связи с этим мне вспоминается знаменитая советская фраза: «Пастернака я не читал (не читала), но осуждаю». Эта чудовищная фраза сегодня звучит в прекрасном и злободневном многосерийном фильме «Пламенная страсть» — о шестидесятниках. Как говорится, свят, свят, свят.

Теперь по существу. Начну, нравится это кому или нет, с творчества нашего Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич. Месяца три назад в материале «Женщина, услышавшая глас Вопиющего» я написал следующее: «У Светланы Алексиевич художественная литература сливается с публицистикой, а публицистика усиливает литературу. Что касается смешенья жанров, то в наше время это сплошь и рядом. Главное, что такое смешенье в данном случае дает эффект разорвавшейся бомбы и есть шанс услышать этот взрыв как можно большему количеству людей. Услышать и задуматься над своей жизнью, после чего начать отделять зерна от плевел.

Вот как отзывается о творчестве Светланы Алексиевич азербайджанский писатель Вазид Гази, который живет в Швеции: «При чтении кажется, что держишь в руках не книгу, а зеркало, не читаешь, а глядишься в зеркало, показывающее тебе твой же лик, связанных с тобой людей — от родного деда до родного ребенка. Зеркало, показывающее советскую и постсоветскую страну, где тебе выпало жить, людей, окружавших тебя в той стране».

Подобные слова о творчестве любого заметного писателя или поэта не редкость. Они есть в письменных рецензиях к их книгам, в интернете. Привожу, например, отзыв о Георгии Марчуке: «Давид-городокские каноны» этого самобытного писателя являются своеобразной молитвой, звучащей в обращении к родному уголку — огороду, ветру, школе, улице, дому, матери... Молитва, возносимая из глубины сердца и достигающая высоких небес, соединяющая в одно неделимое целое горные выси и земные низины. И вот возносится волею автора маленький уголок Белорусского Полесья — со своими обычаями и традициями, своеобразным образом жизни и специфическими взглядами на мир...

И Светлана Алексиевич, и Георгий Марчук сеют разумное, доброе, вечное. Разница в том, что она пишет о жизни жестко, а он предпочитает писать более мягко, она делает ставку на факты, а он на образы.

Это не влияет на талант этих творческих личностей и не умаляет их литературные заслуги. Важно, что это наша белорусская литература. Ее знают у нас в стране и далеко за ее пределами.

Можно по-разному оценивать творчество белорусских писателей и поэтов. Суть не в этом. Важно всем нам понять, что мир меняется, а с ним меняется и современная литература. Она обретает документальность, краткость, жесткость и даже жестокость. Эта жестокость в литературных трудах характерна и для многих других мастеров слова, таких, как Николай Чергинец с его романами «Вам — задание», «За секунду до выстрела», «Майор Ветров», «Приказ №1», «Смертник», «Сыновья», «Смертельный квадрат», «Операция «Кровь»...

Не буду называть имена особо рьяных горе-критиков чужого творчества, некоторые только и ждут упоминания о них, чтобы зачать очередную грязную игру. В первую очередь потому, что все мы страдаем словоблудием, осуждая ближнего.

Понятно, что в этом контексте я имею в виду людей пишущих. Каждый человек имеет право на уважение и понимание. Особенно творческий человек — речь, простите, не идет о графоманах, — который остро чувствует несправедливость, неправду, отступление от общечеловеческих норм и принципов. Сказано давно: «Не судите, да не судимы будете».

Увы, наша жизнь слишком коротка, а потому глупо тратить ее не на пользу себе и людям, выясняя часто довольно сомнительные отношения с тем или иным персонажем, выискивая «блохи» там, где их нет. В подтверждение своих слов приведу стихотворные строки Михася Башлакова — замечательного поэта и человека:

Повечерело. Дымкой затянуло.

Скорей бы поезд мой на Терюху.

А жизнь, как скорый поезд,

промелькнула...

Когда и как? Поверить не могу.

Что я успел на этом свете белом?

Стихов с десяток, может, написал?..

Ну что же рано так повечерело?

Болит душа... И просится слеза.

Я не призываю забыть критику, выбросить ее куда подальше, нет. Лишь хочу сказать: «Сегодня время собирать камни, а не разбрасывать их». Другими словами, вдумчиво относиться к каждому творческому человеку — опытному мастеру и новичку в литературе. А главное — пора перестать делить творческих людей на «наших» и «не наших», «правильных» и «неправильных», членов писательских союзов и «вольных стрелков». Читатели сами разберутся, кто ремесленник, а кто настоящий творец.

Согласитесь, любому писателю, поэту и особенно критику надо больше слушать и слышать.

Он должен понимать, что его голос индивидуален и в то же время гармоничен с другими голосами. Это и есть самовыражение, благодаря которому родилась и растет литература. И всемирная, и наша белорусская.

И последнее. Профессиональная, аргументированная критика, а не любительское критиканство дает творческим личностям силу, уверенность в себе и желание трудиться на благо своего народа.

Анатолий РЕЗАНОВИЧ, писатель

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

75 год таму пачалося вызваленне Беларусі

75 год таму пачалося вызваленне Беларусі

23 верасня 1943 года, савецкімі войскамі быў вызвалены ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў першы населены пункт Беларусі — раённы цэнтр Камарын.

Грамадства

Каму і чым дапаможа ТЦСАН

Каму і чым дапаможа ТЦСАН

Ад дапамогі дома пажылым і да стварэння крызісных пакояў для ахвяр хатняга гвалту.

Грамадства

Маштабныя вучэнні прайшлі ў краіне

Маштабныя вучэнні прайшлі ў краіне

Актыўная фаза камандна-штабнога вучэння Узброеных Сіл прайшла ў Беларусі ў верасні.