Вы тут

Юлия Дятко: «Танцевать научу каждого!»


Уже второй год, как заслуженная артистка Республики Беларусь примерила на себя мантию строгого преподавателя – учителя танцев. От взгляда очаровательного танцмейстера не скроется ни одно лишнее или неправильное движение: начиная с ноября, Юлия Дятко обучает искусству танца тех, кто купил билет на Новогодний бал в Большой театр Беларуси и хочет блеснуть в ночь на 14 января сложными и красивыми «па». 


– В прошлом году волновалась безумно! Ещё бы! Это ведь был мой первый Новогодний бал в Большом! – улыбается Юлия. – Сейчас уже есть какой-то опыт, и, надеюсь, работать будет немного попроще.

Все ученики разные. Помню, были и такие пары, которым ой как непросто было управлять своим телом – оно их просто не слушалось. Но в итоге они станцевали блестяще и даже заслужили какие-то призы. А одна девушка (надеюсь, что увижу ее еще и в этом году) пришла на уроки танцев буквально за две репетиции до начала Бала. Как правило, подобных учеников мы ставим танцевать лишь полонез. Но она каким-то чудом за вечер выучила всю программу – и к Балу была в полной боевой готовности. Я даже попросила нашего артиста балета помочь ей – стать её партнёром в танцах. И она справилась со всем просто прекрасно! Лишний раз убеждаюсь, что главное – это желание танцевать. Если эта страсть есть, то и возможности найдутся.

Хотя самое сложное в уроках – научить танцевать. Не выбрать хореографию, рисунок, движения, а именно – обучить. Потому что не все могут танцевать. Безусловно, в любом случае, в итоге у меня танцуют все! (Улыбается.) Но начинать очень и очень сложно. Думаю, я хороший педагог – строгий, но справедливый, требовательный, но мягкий. Понимаю: надо к каждому человеку найти свой подход, а ведь все люди разные. Но недостаток у меня всё-таки есть: я нетерпелива, мне необходимо всё и сразу. Показала движение – и его тут же надо повторить! Но 90% учеников сделать этого не могут. Поэтому и занимаемся уже на протяжении месяца каждый понедельник. Возникнет необходимость – будем учиться танцевать и по выходным или назначать дополнительные занятия. Считаю: если человек умеет ходить, то танцевать его точно обучим! Поблажек стараюсь не давать: разучиваем сложную программу, и, думаю, в итоге мы только от этого выиграем. Новогодний бал в Большом – это красивый праздник, где можно окунуться в атмосферу позапрошлых веков, более того – не только увидеть, как женщины в вечерних нарядах и мужчины во фраках танцуют полонез или контрданс, польку или вальс, но и самому оказаться среди них, стать частью этого прекрасного действа. Всех карт раскрывать не стану, скажу лишь одно: и на этот раз в Большом театре будет весело и безумно интересно.

– Впереди – рождественские и новогодние праздники. Есть ли у Вас традиции, связанные с этими светлыми днями?

– Да, на Новый год и Рождество стараемся собираться всей семьёй – я, муж (Константин Кузнецов, народный артист Беларуси, ведущий мастер сцены балетной труппы Большого театра, балетмейстер-репетитор, режиссёр. – Прим. автора), дочка Анечка, мои мама и папа, вернее – уже бабушка и дедушка. Даже если мы с Костей в отъезде, всё равно стараемся созваниваться – да хотя бы по скайпу. Не представляю себя вне дома: я -- это, прежде всего, моя семья.

Подарки дочке приносит Дед Мороз. Ей 11 лет, и она каждый год пишет ему длинные письма и отправляет красивые рисунки. Пока у ребёнка в душе живёт ощущение чуда, я это только приветствую. В прошлом году Дед Мороз принёс Анюте красивые пуанты с ленточками. Конечно, Дедушка не всегда и не со всем справляется – тогда ему на помощь спешим мы, родители. (Улыбается.) Тоже преподносим какие-нибудь сюрпризы. Не угадать с подарком для дочери вообще-то трудно: она обожает игрушки. Хотя дом ими просто завален.

– С мужем вы познакомились, когда вам было по 10 лет…

– В 10 лет я поступила в хореографическое училище (теперь – Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж. – Прим. автора) и оказалась с Костей в одном классе. Естественно, встречаться стали на старших курсах… Знаете, много об этом думаю и часто говорю, но каждый раз убеждаюсь, что так оно и есть: мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. На каком-то астральном уровне! Когда мы ещё танцевали вместе (полтора года назад Юлия решила завершить свою карьеру артистки балета, теперь она преподаёт хореографию в частной детской школе и занимается с артистами белорусского Большого как балетмейстер-репетитор. – Прим. автора), моментально осознавали, если что-то в спектакле пошло не так – и без паники, лишних слов выручали друг друга. Сейчас и на репетициях, стоит мне лишь начать говорить – Костя сразу же понимает, что именно я имею в виду… Порой читаю что-нибудь интересное, задумаюсь – и начинаю озвучивать свои мысли, но не с самого начала, а где-то с середины моих размышлений. И вдруг замечаю недоумённый Костин взгляд. «Я должен читать твои мысли?..» – может пробурчать он. Но в итоге Костя действительно всё понимает…

Муж помогает и в профессии, и в быту, за что я ему безгранично благодарна. Когда я задерживаюсь на работе, он и по дому всё сделает, и с собакой погуляет, и ужин приготовит. Конечно, не может и речи быть о другом: мол, это твои женские обязанности – ты их и выполняй, а я сижу дома и жду тебя. (Улыбается.)

Сейчас подумалось, что наша жизнь – это работа. Кому-то может показаться: как это скучно, грустно и неинтересно. А я никогда ни на минуту не жалела о том, что действительно вся жизнь проходит в работе, потому что занималась и занимаюсь любимым делом.

– Без чего не представляете своё утро?

– Без кофе. И уже без прогулки с собакой. Да! Пять месяцев назад у нас появилось это четвероногое чудо – джек-рассел-терьер. Аня сразу же назвала её Плюшей. Когда в твоей жизни появляется ребёнок, думаешь: как же мы жили без него? Сейчас у нас появилось очаровательное создание Плюша, и я до сих пор не понимаю: как мы существовали без неё всё это время? Но это, безусловно, приятные хлопоты.

Когда мы с Костей уезжаем, «дети» остаются на попечении бабушки и дедушки. Сначала они немного брюзжали: «Вы так заняты – зачем вам собака? Это же колоссальная ответственность!» Да, это абсолютно верно. Но сейчас они души не чают в Плюше – и кормят, и выгуливают. И обязательно позвонят, спросят: «Как там наш маленький пёсик поживает?» Плюшу не любить невозможно!

– Ваш идеальный отдых?

– Просто посидеть на диване, почитать книгу, посмотреть телевизор – это так редко случатся, что можно назвать праздником… Ну и, конечно, море! Люблю не просто лежать на пляже, но и совершать экскурсии, любоваться незнакомыми городами, посещать выставки, музеи.

– Вы объездили, пожалуй, целый мир! Какая поездка была для вас самой запоминающейся?

– Конечно, самая первая. Нас, только что окончивших 2-й курс училища, повезли… в Японию! А до этой поездки мы вообще не были нигде! Представляете? Было такое ощущение, что нас просто высадили на Марсе! Потому что было другим всё: воздух, море, ароматы, город. Да, мы два дня показывали концертную программу, но в Японии мы были две недели! Это были две недели рая! И настолько всё было интересно – не передать! Смешение древних национальных традиций и суперсовременных технологий просто покоряло!..

А потом были самые разные поездки. Но не могу не сказать о гастролях в Мексике. В этой чудесной стране другой часовой пояс – разница во времени составляет более 9 часов. И когда нас привозили на спектакль, тело абсолютно не хотело просыпаться: в Минске ведь было три часа ночи! И постоянно приходилось заставлять работать свои мышцы, которые обмануть было ох как нелегко. Нет, безусловно, гастроли прошли хорошо, а поездка в Мексику стала одной из самых запоминающихся.

– Была ли в вашей жизни роль, которую вы и не мечтали получить, но все-таки станцевали эту партию на сцене?

– Говорят, что каждая девочка, ученица хореографической школы, мечтает когда-нибудь превратиться в Лебедя – станцевать Одетту-Одиллию в сказочном балете Чайковского. Я не исключение: очень хотела выйти в этом образе на сцену, но понимала – это не моё амплуа. Я уже и рукой махнула: не суждено – значит, не суждено. Но однажды раздаётся звонок: на гастролях в Хабаровске и Владивостоке вместе с питерской труппой Аскольда Макарова надо станцевать «Лебединое озеро» – учите партию. И тут, конечно, пришлось приложить максимум усилий. За две недели мы с моим педагогом Марианной Борисовной Поткиной сделали роль! И когда с Костей приехали в Петербург, удивили труппу: наверное, они не предполагали, что пара из Минска может так качественно танцевать. Вот это моя самая неожиданная роль.

Мне нравятся эмоциональные партии Китри, Джульетты, Жизель. И никогда не припомню такого, что какая-то роль мне была бы не по душе и танцевала бы я её, словно отбывая некую повинность. Каждую партию надо полюбить – и тогда всё получится. А как приятно, когда тебе говорят коллеги: мол, лучше тебя в этой роли и не было никого! А секрет прост: ты полюбила свою героиню…

– Быть артистом балета и балетмейстером-репетитором – это две стороны одной медали?

– Как педагог я работаю уже очень давно и могу сказать: это абсолютно разные профессии, у которых одна основа. Всё-таки исполнитель сам отвечает за себя на сцене. А репетитор что-то лепит из других – и потом отпускает своёсоздание на суд зрителей. И каждый раз так волнуешься – буквально до дрожи, что думаешь: уж лучше самому быть на сцене!

Да, я скучаю по сцене. Более того, скажу, что сразу после того, как артист оттанцевал партию и вышел на поклоны, он уже ощущает лёгкую приятную печаль. Наше искусство сиюминутно – одинаковых спектаклей не существует. Это книгу можно почитать, отложить, вернуться к любимым моментам, пересмотреть поведение героев, которые неизменны… На сцену же каждый раз выходят люди, а не машины – со своим настроением, которое не отражается коренным образом на роли, но свой отпечаток, безусловно, накладывает…

– Дочка Аня продолжает балетную династию – учится в хореографической гимназии. Это было ваше решение?

– Не скажу, что Аня с младенчества мечтала о балете. Она была болезненным ребёнком – и мы отдали ее в секцию фигурного катания, где особых результатов она не показывала. Тогда записала ее в частную балетную школу. Сначала капризничала: мол, не пойду, не буду! Но, наверное, у неё постепенно всё стало получаться – и она просто заболела балетом. Я прихожу на её уроки и не узнаю порой в этой серьёзной, целеустремлённой девочке своего изнеженного ребёнка.

Я всегда удивлялась, когда артисты балета говорили: ни за что не отдам своих детей в хореографию! Думала: зачем же вы посвящаете всю жизнь балету, если постоянно мучаетесь? Да, как и в любой работе, здесь немало сложных моментов: пот, слёзы, разочарование. Но знала всегда: если ребёнок захочет стать химиком, физиком или пойти танцевать – препятствовать не буду. Сейчас, конечно, переживаю за Аню. Вижу, что у неё не идеальные данные для балета. Но она старается. А что будет дальше – посмотрим.

– Часто говорят, что балерины многим жертвуют ради своей профессии. Ваша жертва балету – это…

– Свободное время. Которого нет. Абсолютно. И я очень переживаю, что так мало уделяю времени дочери! Да, стараемся, конечно, и в кино сходить, и по городу погулять, и на вернисаж заглянуть. Но мне кажется, этого не всегда достаточно… Какая я мама? Понятно, что не держу Аню в ежовых рукавицах. Пожалуй, как и все родители, мы хотим, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия и поступки. Особенно когда даёшь ему определенную свободу.

– Есть ли у вас мечта?

– Да, планов на будущее много. Главное – чтобы они осуществились. Но самое важное: очень хочется, чтобы у нашего ребёнка все сложилось.

– Что в преддверии Нового года и Рождества пожелаете нашим читателям?

– Веры в сказку, волшебства и чудес!

Елена Балабанович

Фото: Екатерина Суслова, личный архив Юлии Дятко, архив Большого театра Беларуси

Каментары

Юлия, хочу сказать, как человек, который уже в восьмой раз будет танцевать на нашем Большом Новогоднем балу, что Вы - замечательный учитель! С вами легко и приятно!Несмотря на то, что я танцую давно, (у меня есть опыт обучения бальным танцам в школе и в университете (факультет общественных профессий), я всю жизнь пытаюсь уделять время танцам (танцую хастл уже 2 года)), в этом году на первых занятиях после лечения в больнице (почти месяц я пропустила репетиции бала), мне было трудно, и Вы уделили мне сове внимание, за что я Вам бесконечно признательна! Еще в прошлом году я оценила Вас как замечательного человека, прекрасного педагога и красивую женщину, а в этом году мои ожидания подтвердились. И Вы даже превзошли себя! Все корифеи Вас просто обожают! Спасибо Вам за то, что Вы с нами! Удачи и всего самого замечательного в жизни Вам и Вашей семье!!!

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Чаму ў Беларусі варта аптымізаваць колькасць сельсаветаў

Чаму ў Беларусі варта аптымізаваць колькасць сельсаветаў

І павышаць эфектыўнасць работы мясцовых органаў улады.

Грамадства

Якіх педагогаў  хочуць бачыць дзеці ў аб'яднаннях па інтарэсах?

Якіх педагогаў хочуць бачыць дзеці ў аб'яднаннях па інтарэсах?

​Для сістэмы дадатковай адукацыі ўласцівы адкладзены ў часе эфект.

Грамадства

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Толькі Ньютан і толькі хардкор!