Вы тут

Ирина Кучинская: «Главное в жизни – любовь!»


Она не представляет своего утра без чашки кофе, обожает терпкий аромат лилий, любит пьесы Булгакова, прозу Короткевича и стихи Цветаевой. Она верит в судьбу, полагая, что если что-то в жизни не произошло или, наоборот, случилось, значит, так было суждено, а жалеть о чём-либо – глупо. Второй год подряд она поёт в премьерных постановках, которые открывают театральные сезоны белорусского Большого. В сентябре 2016-го она "примерила" на себя образ остроумной Сюзанны в "Свадьбе Фигаро" Моцарта, а этой осенью вышла на сцену в роли Виолетты Валери в шедевре Верди "Травиата". Сегодняшняя гостья журнала "Алеся" – солистка Большого театра Беларуси Ирина КУЧИНСКАЯ.


Петь в семье Кучинских любили всегда, хотя профессионально никто из родных Ирины не связал свою жизнь с музыкой. Прабабушка Надежда сама научилась играть на всех музыкальных инструментах, которые были в деревне. И самые весёлые праздники, и печальные события сопровождались звуками её гармони или гитары. А бабушка и дедушка Ирины любили петь дуэтом – и прекрасно раскладывали на два голоса всем известные «Цячэ вада ў ярок», «По Дону гуляет казак молодой», «Крутится, вертится шар голубой».

– У бабушки было цветочное, тембрально богатое сопрано, а у дедушки – красивый бас-баритон, – улыбается Ирина Кучинская. – Да и мама часто мне пела колыбельные. В общем, музыкой я была окружена с детства и не запеть я не могла. А когда в 5 лет стала копировать голос Анны Герман, мама поняла, что со мной «надо что-то делать», отвела меня в школу с музыкальным уклоном, а потом в детскую оперную студию при Большом театре. Между прочим, именно там я впервые встретила Нину Ломанович (главный хормейстер Большого театра Беларуси), которая в каком-то смысле спасла мой голос. В 12 лет у меня началась ломка, порой голос вообще пропадал, а из школьного хора, в котором я была солисткой, меня отпускать не очень-то хотели. Именно Нина Иосифовна посоветовала в этот сложный мутационный период по возможности максимально не нагружать голосовой аппарат. В противном случае я бы потеряла голос – в дальнейшем он мог просто не восстановиться. Мама взяла справку, которая освободила меня от участия в любой деятельности хора. На два года. За это время я подтянула школьные дисциплины, которым, естественно, когда занималась пением, как-то не уделяла особого внимания. И 11-й класс закончила даже с серебряной медалью.

Мало кто знает, что в 7 лет Ирина мечтала стать балериной. В сентябре мама привела дочку в театр – смотреть «Лебединое озеро», и девочка «заболела» балетом. Прямо в зрительном зале Ира активно начала доказывать маме, что будет именно балериной, и никем иным! Рядом с ними сидела женщина, которая оказалась репетитором хореографического училища. В антракте спектакля она «проэкзаменовала» Иру и вынесла вердикт: «Лапочка, ты уже слишком взрослая, да и по комплекции не совсем подходишь для балета…» Сложно сейчас поверить, но в детстве Ира была крупным ребёнком, таким пухликом.

– Расстроилась ли я? Ну конечно! До сих пор очень люблю этот вид искусства, мне кажется, я чувствую его. А когда на сцене танцует Диана Вишнёва или Ульяна Лопаткина, прихожу в неописуемый восторг. Мне посчастливилось во время учёбы в Питере смотреть на выступление этих прим, стоя за кулисами Мариинки. Балет здесь поистине фантастический!..

Но «убивалась» я недолго. У меня появилась новая мания – стать пианисткой. Когда я впервые услышала звуки фортепиано, они меня зачаровали. И я захотела связать свою судьбу именно с этим инструментом. Играть на пианино училась в школе, занятия поначалу меня сильно увлекали. Но, к сожалению, со временем мой энтузиазм погас. И так бывает…

Кстати, в конце 11-го класса у меня появилась мысль стать адвокатом. Учителя также склонялись к тому, что на этой стезе я смогу успешно реализовать себя. Но внутренний голос подсказывал пойти на прослушивание в музыкальное училище (сейчас – Минский государственный музыкальный колледж им. М.И. Глинки). А когда я познакомилась там со своим педагогом по вокалу Лукьянёнок Ольгой Ивановной и начались занятия, поняла: это именно то, чем я хочу заниматься в своей жизни!

После трёх лет обучения в училище у Иры появилась мысль продолжить учёбу в Питере. Родители девушки целиком и полностью поддержали её идею, за что Ирина им безмерно благодарна. В Мариинском театре Лариса Гергиева, родная сестра всемирно известного дирижёра, основала Академию молодых оперных певцов, куда и стремилась попасть Ирина Кучинская. И у неё получилось! Из 500 человек взяли 10 – это действительно был шанс на миллион! Кстати, в тот же год Ирина могла бы поступить и в Санкт-Петербургскую консерваторию, но руководство Академии было категорически против, чтобы их подопечные параллельно занимались где-то ещё. Но Ирина об этом и не жалеет.

– Первые впечатления от Питера были крайне противоречивыми. Стоял февраль, везде было жутко грязно. После минских, относительно аккуратных и хороших дорог, питерские изломанные мостовые казались мне настоящим кошмаром. Да и эстетику дворов-колодцев поначалу я не совсем поняла. Но когда в следующий раз я приехала в Петербург в пору белых ночей – пришла в дикий восторг! Всё-таки в этом огромном и красивом городе важна его внутренняя атмосфера, которая насыщена творчеством. По энергетике Минск мне напоминает хороший коньяк, а вот Питер – это шампанское! И этот город стал мне действительно родным, творчески меня очень стимулировал.

Следующий этап её жизни был связан с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, аналогом Гнесинки в Москве. Именно здесь Ирине Кучинской посчастливилось встретиться с великой Еленой Образцовой.

– Елена Васильевна приблизительно раз в год давала мастер-классы, которые длились дней 10, но проходили они с утра до вечера. Знаете, она открывала какие-то твои внутренние резервы просто одним своим присутствием – казалось, с ней всё удаётся. Однажды она, услышав меня, сказала: «А выучи-ка Адину из «Любовного напитка»! Надо отметить, что эта партия из оперы Доницетти довольно большая. Но я нашла ноты, подготовилась, исполнила. И Елена Васильевна Образцова мне говорит: «Возьму тебя в постановку». Я была лишь на 3-м курсе, а меня пригласили в Михайловский театр, где Образцова в то время возглавляла оперную труппу. Она в меня поверила! Я спела премьеру – и это было что-то из ряда фантастики!.. Образцова – певица, которая огромное внимание уделяла внутренней наполненности роли.

Безусловно, она великолепно владела техникой пения, но для неё всегда на первом месте стояла актёрская составляющая партии. Когда я с ней пела Прилепу в «Пиковой даме» Чайковского – со мной на сцене находилась не Елена Васильевна, а старая графиня, которая, казалось, только что в кулисах травила анекдоты. Она перевоплощалась в свою героиню не на 100, а на все 300 процентов! Именно поэтому зрители просто теряли голову – они вскакивали и кричали от восторга! Елена Васильевна всегда настаивала на том, что с залом должен быть энергетический обмен, – и ради этого просто выворачивала себя наизнанку. Когда даже единожды встретишься с таким человеком, этого урока тебе хватит на всю жизнь. Перед тобой уже поставлен уровень планки, как необходимо существовать на сцене. Безумно рада, что именно такой ценнейший опыт у меня был.

Кстати, подобное я ощутила и во время работы с Натальей Гайдой, уже в Минске, в Музыкальном театре. Она всегда отдаёт публике невероятное количество теплоты, это просто чувствуется, именно поэтому поклонники Натальи Викторовны её обожают. А у тебя появляется направление, куда надо стремиться.

Работая в Музыкальном, Ирина поначалу и не мечтала о Большом театре. Но, узнав о прослушивании в стажёрскую группу оперы, собралась, пришла, спела – и её взяли. Хотела совмещать работу в двух театрах, но не получилось. Ирина Кучинская выбрала Большой театр Беларуси. И за последних два сезона она стала настоящим украшением трёх премьерных постановок: «Свадьбы Фигаро», «Волшебной флейты» и «Травиаты».

– Когда вновь переступила порог Большого театра, у меня сердце замерло от восторга. Но я всегда старалась объективно смотреть на вещи. При всём моём желании петь первые партии я понимала: есть другие артистки, которые готовы и могут исполнять эти роли. Но я рада, что случилось именно так, как случилось. Что это – удача или судьба – не знаю...

Я именно из того ряда артистов, которые редко бывают собой довольны. Я большой самоед. Но скажу одно. Я могу пожертвовать какими-то вокальными нюансами, я прощаю и себе, и своим коллегам незначительные технические промахи в пении. Потому что прекрасно понимаю: не бывает всё идеально. Но никогда не прощаю ни себе, ни другим отсутствия творческого состояния на сцене. Я крайне недовольна, когда не удаётся нащупать, найти и создать эту атмосферу. Для меня нет ничего важнее этого.

С 2012 года утро певицы начинается с кофе и… прогулки с собакой. Той осенью Ирина спасла щенка – забрала орущего малютку прямо с проезжей части. Правда, думала, что просто подержит его у себя, пока не найдутся новые хозяева. Но потом поняла: отдать его кому-нибудь и расстаться с ним уже невозможно. Назвала дворнягу Барни.

– Когда мы повезли щенка к ветеринару, врач сказал: собака будет небольшой, где-то с табурет ростом. Но маленький и толстенький Барни, который помещался у меня на ладони, превратился в огромного пса. Он просто чудо – ласковый и добрый! Каждое утро, как только он чувствует, что я уже не сплю, тихонечко подползает и требует моего окончательного пробуждения. Но так как я жуткий кофеман, то сначала мы идём на кухню, и Барни ждёт, когда я выпью чашечку ароматного напитка. Потому что без этого ритуала я на улицу не выйду. А потом мы идём гулять.

Елена БАЛАБАНОВИЧ

 

 

 

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Чым здзівіў сёлета «Кліч Палесся»

Чым здзівіў сёлета «Кліч Палесся»

Этнафэст стаў вядомым далёка за межамі Беларусі. 

Спорт

Цырымонія развітання з Анатолем Капскім прайшла ў «Барысаў-Арэне»

Цырымонія развітання з Анатолем Капскім прайшла ў «Барысаў-Арэне»

Грамадзянская паніхіда працягвалася больш за дзве гадзіны ў "Барысаў-Арэне".

Грамадства

75 год таму пачалося вызваленне Беларусі

75 год таму пачалося вызваленне Беларусі

23 верасня 1943 года, савецкімі войскамі быў вызвалены ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў першы населены пункт Беларусі — раённы цэнтр Камарын.

Грамадства

Каму і чым дапаможа ТЦСАН

Каму і чым дапаможа ТЦСАН

Ад дапамогі дома пажылым і да стварэння крызісных пакояў для ахвяр хатняга гвалту.