Вы тут

Почему актриса Елена СТЕЦЕНКО считает свою профессию «космосом»


К красивой дате, которую Елена СТЕЦЕНКО отметила 18 февраля, она подошла в отличной творческой форме. Но сама актриса признаётся: хочется открыть в себе новые грани, совершить качественный профессиональный прорыв.


За 20 лет в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького Елена Стеценко «примерила» на себя самые разные характеры и образы: сказочных героев, английских леди и французских мадам, богатых наследниц и горничных-служанок, неискушённых наивных монашек и эмансипированных современниц. И все они в её исполнении запоминаются благодаря яркой харизме и актёрской индивидуальности. А есть ещё и несомненные удачи в кино — в «Дунечке», «Слезах на подушке», «Четырёх временах лета», «Испытании верностью». 

Как искусство помогает в жизни, а жизнь обогащает искусство? В каком качестве она хотела бы себя попробовать и чему мечтает научиться? Легко ли ей заплакать на сцене и почему любит посмеяться перед спектаклем? О творчестве, кризисе среднего возраста, любви, дружбе и путешествиях беседуем с актрисой Национального академического драматического театра им. М. Горького Еленой СТЕЦЕНКО.

ПРИСНИЛСЯ ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ И «ВЕЛЕЛ» ПОСТУПАТЬ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ 

— Елена, Вы пришли в театр ещё студенткой и служите здесь уже 20 лет. У Вас никогда не возникало мыслей попробовать себя в другом качестве и в другой сфере? 

— Возникало. Был период, когда я сильно усомнилась в себе как актрисе, не ощущала профессионального роста, движения вперёд и размышляла над тем, где бы и в чём себя поискать и проявить. Но с тех пор многое в жизни изменилось. Я поняла, что не смогу уйти из профессии. Она помогает справляться со всеми неудачами, неприятностями, драмами, лучше понимать людей, отношения между ними. Она развивает личность человека, обогащает внутренний мир. Вообще профессия актёра — это «космос». Чем больше в неё погружаешься, тем большие глубины перед тобой открываются, тем сложнее от неё отказаться. 

— Когда и как Вы «заболели» театром? Что побудило после школы поступать на актёрский факультет БГАИ?

— Я не из театральной семьи. Но мои родители (мама — логопед-дефектолог, папа — военный) — очень артистичные люди. От них, очевидно, я и унаследовала свои способности. Занималась в детстве танцами, но о сцене тогда не мечтала. Отец хотел, чтобы я пошла по его стопам. Мне нравилась и его профессия, и мамина. Поступать в Академию искусств посоветовали знакомые родителей, гостившие у нас и обратившие внимание на «особенности» моего поведения. Их горячо поддержала моя бабушка. И вот мы с мамой стали приобщаться к искусству. Огромное впечатление на меня произвёл спектакль «Баловни судьбы», который шёл тогда в нашем театре. Из фильмов мне очень нравился «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Очевидно, под влиянием эмоций и постоянных мыслей о выборе ВУЗа для учёбы однажды приснился Олег Меньшиков, который «велел» подавать документы в театральный. Так я и сделала. На вступительных экзаменах в БГАИ рассказала комиссии о своём сне и заявила, что обязательно буду работать в театре им. М. Горького. 

— Какие персонажи Вам самой ближе — комедийные, трагические, лирические? 

— Мне интересны разные роли. Поскольку от природы я наделена парадоксальным чувством юмора, на первых порах в театре нравилось играть в комедиях. С возрастом стали привлекать психологически сложные персонажи — с надломом, находящиеся в ситуации серьёзного выбора, готовые кардинально изменить жизнь. Вообще больше, чем результат, люблю репетиции, процесс создания образа.

— Свой «роман» с кино Вы оцениваете как «стакан, который наполовину полон или который наполовину пуст»? 

— Прежде всего, я — театральная актриса: мне комфортнее на сцене. Но и в кино случались проекты, которые запомнились. Например, моя первая серьёзная роль в «Дунечке» А. Ефремова. Александр Васильевич — режиссёр, любящий актёров, с ним всегда интересно. В 2018-м снималась у американского режиссёра Вадима Перельмана в «Уроках фарси», где были задействованы актёры из разных стран. На площадке звучала английская, французская, русская речь. Нас оградили от внешнего мира, чтобы погрузить в нужную атмосферу, выполнили гигантское количество дублей. Для меня это был пример того, как нужно ценить время и профессионализм.

— А могли бы привести пример неудачного опыта? С чем он обычно связан? 

— Однажды продюсеры выбрали меня на большую роль в сериал. Режиссёр видел на моём месте другую актрису и всячески демонстрировал свою неприязнь. Разумеется, это напрягало. Я справилась, но знаю точно: результат мог быть гораздо лучше при ином отношении ко мне. 

— Восхищаетесь ли Вы хотя бы изредка работой своих коллег? 

— Постоянно и совершенно искренне. Считаю, мне невероятно повезло — работать с такими талантливыми людьми, которые побуждают профессионально расти. 

— Вам легко расплакаться, если этого требует роль?

— Элементарно. Легче даже, чем сыграть искреннюю радость. По натуре я сентиментальный, гиперчувствительный человек. 

— Вам никогда не хотелось попробовать себя в качестве преподавателя или режиссёра? 

— Режиссёром себя не представляю. У меня нет тех качеств, которые нужны для этой профессии. А вот преподавать могла бы. Мне уже поступали такие предложения, но раньше я отказывалась. Сейчас, полагаю, согласилась бы: необходимый багаж знаний для этого уже есть. 

— Какое будущее, на Ваш взгляд, ждёт театр? 

— Думаю, он будет востребован всегда. Люди любят зрелища, их интересует психология взаимоотношений, они нуждаются в обмене эмоциями и энергией. Формы театра, конечно, могут быть самыми разными. Возможно, лет через двадцать классический психологический театр исчезнет. Лично я — за эксперимент, за активный поиск, но при этом хотелось бы, чтобы форма не вытесняла содержание.

ГОТОВА К ЛЮБОМУ ПОВОРОТУ СУДЬБЫ

— Многие актёры отличаются суеверностью. А Вы считаетесь с приметами? Ощущаете ли мистическую сторону своей профессии? 

— Я не суеверна. Если текст с ролью падает, никогда на него не сажусь, как это принято в актёрской среде. Наоборот, считаю, что чем чаще это случается, тем большая удача ждёт. Если что-то забываю дома, спокойно возвращаюсь и никогда не смотрюсь в зеркало. А вот в некую мистику в нашей профессии верю. Порой играешь героиню и будто притягиваешь в свою жизнь её ситуацию либо сталкиваешься с людьми, которые прошли через нечто подобное. Почему так? Не знаю.

— Как Вы воспринимаете свой возраст? Есть ли у Вас переживания по этому поводу? 

— Меня не пугают цифры. Когда прихожу к родителям, кажется, что мне вообще три года: так они со мной носятся, так мной гордятся. И при этом мне знаком кризис среднего возраста. Он настиг меня два года назад и всё ещё продолжается. Моя жизнь была на редкость благополучной и счастливой. Чудесные родители, замечательные детство и юность, любимая работа — судьба давала мне всё, я не знала потрясений и серьёзных испытаний. И вдруг произошли события, которые выбили меня из колеи, отрезвили. Я будто проснулась и многое переосмыслила. Сегодня не очень довольна собой. 

— Эти события связаны с мужчиной? 

— Да, личная история. Не хотелось бы конкретизировать. 

— И сейчас у Вас тайм-аут в отношениях? 

— Нет. Рядом со мной — замечательный человек, никак не связанный с искусством. Классический союз «физика» и «лирика». Больше ничего пока не готова рассказывать. 

— Мартти Ларни сказал: «Жизнь — комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует». А для Вас жизнь — это... 

— Сплошная ирония. Жизнь любит подбрасывать то, чего не ожидаешь, поражает своей непредсказуемостью. Планируешь одно, а потом случается нечто, и твои планы рушатся как карточный домик. Ещё недавно я расценивала это как несправедливость, потому что любила держать всё под контролем, режиссировать собственную судьбу. Сейчас учусь её принимать со всеми вызовами, готова к любой неожиданности, любому повороту. Я считаю: не радость и успех, а боль и испытания по-настоящему развивают человека. 

— Представляет ли для Вас ценность дружба? У Вас есть друзья? 

— У меня есть подруги, и я ими дорожу. Если нет конкуренции в работе и относительно мужчин, женская дружба возможна. Ещё у меня замечательный четвероногий друг. Взяла собаку из приюта на Гурского и назвала в честь Агафьи Тихоновны, которую играла тогда в «Женихах». Агафье уже 12 лет. Это моя родная душа — умная, ласковая, любящая. 

— Вы производите впечатление очень энергичной личности. Чем и откуда обычно подзаряжаетесь? 

— На самом деле от природы во мне не слишком много энергии, поэтому стараюсь правильно её распределять. Для того чтобы вечером на сцене быть в хорошей форме, не позволяю себе нервничать, обязательно несколько часов днём сплю. Ещё один проверенный источник моей энергии — смех. Перед спектаклем нередко прибегаю к нему, чтобы «завести» внутренние механизмы. Смех — лучшее «лекарство» и от плохого настроения, хандры, грусти. 

— Часто ли в жизни Вы «включаете актрису»? 

— Раньше делала это постоянно, по поводу и без. Теперь в жизни играю гораздо меньше, стараюсь быть максимально искренней. 

— Считаете себя сильной? 

— Я сильная и никому себя в обиду не дам. Но иногда могу прикинуться слабой, чтобы спокойно, без давления, оценить ситуацию и, возможно, удивить своим решением. На мой взгляд, в каждом из нас уживаются противоположные начала. Вот и я могу быть конкретной, жёсткой, реалистичной, целеустремлённой и вдруг поступить совершенно непрагматично, нелепо, сентиментально. 

— Какие цели Вы перед собой ставите сегодня? О каком подарке от жизни мечтаете? 

— Хотелось бы открыть в себе новые актёрские грани. Как это сделать — пока не знаю, и меня это немного мучает. А ещё мечтаю о большой, дружной семье. 

МНЕ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ...

— На что, помимо работы, у Вас хватает времени? Чем Вы увлекаетесь? Что хотели бы, возможно, освоить? 

— Меня многое интересует: живопись, музыка, мода, технологии. Я лёгкая на подъём. Любое предложение обычно сразу подхватываю, сама постоянно придумываю, чем бы себя порадовать и удивить. Захотелось освоить йогу — пошла и занялась. Возникло желание сходить в школу танца — без проблем. Для меня любые новые впечатления — способ снять напряжение, перезагрузиться. Мечтаю научиться профессионально снимать людей. Мои дедушка и отец с удовольствием занимались фотографией. И я, наверное, это унаследовала. В своё время посещала курсы художественной фотографии. Потом была пауза, а теперь хочу к этому вернуться. Невероятно нравится фиксировать эмоции взрослых и детей. 

— Какие у Вас отношения с деньгами? 

— Как только они появляются, у меня тут же рождается миллион идей, как их потратить. Я исключительная транжира и обычно быстро их спускаю — на обучение, поездки, подарки, которые обожаю делать. 

— Где и как любите отдыхать? 

— Моя настоящая страсть — путешествия. С удовольствием планирую поездки на своей машине: учитываю остановки на заправку, еду, осмотр достопримечательностей. Не один раз отдыхала на Балканах. Огромное впечатление на меня произвела природа Хорватии, Венгрии, Черногории, Сербии, Греции. Через сайт «Подвиг народа» нашла в Братиславе могилу, где похоронен мой прадед, который ушёл на фронт в первые дни Великой Отечественной и считался без вести пропавшим. Уже побывала там, очень полюбила Словакию: обязательно постараюсь туда ещё вернуться.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото предоставлено Национальным Академическим драматическим театром им. М. Горького

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.