Вы тут

Айказ Ераносян о театре и Великой Отечественной войне


Айказ Ераносян — заслуженный деятель искусств Армении, один из корифеев театроведения Армении. Он автор множества монографий и более сотни театральных статей, исследований, книг и буклетов, посвященных выдающимся деятелям армянского театра — актерам и режиссерам. В частности, Вардану Аджемяну, Александру Араксманяну, Ерванду Казанчяну, Жене Нерсисян, Сурену Суреняну, Фрунзику Мкртчяну и другим. Он родился в 1923 году в селе Ширак Ширакского района Армении. С 1938 года был начинающим актером театра Ленинакана (ныне Гюмрийский государственный драматический театр им. Вардана Ачемян). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Отечественной войны І степени, Красной Звезды, «Защитник Отечества» и 35 медалями. Человек, для которого театр был смыслом жизни, пусть недолго, но побывал и на театре военных действий. В этом году он, в числе других ветеранов, принял участие в международном форуме «Великая Победа, добытая единством», посвященном 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» в Минске.


— Айказ Левонович, расскажите о вашем участии в Великой Отечественной войне.

— В 1941 году я окончил школу №51 города Ленинакана (ныне — Гюмри). Когда началась война, нас вызвали в военный комиссариат и предложили поступить в артиллерийское училище в Тбилиси. Я согласился. Там я проучился шесть месяцев, после чего нас, еще «зеленых» курсантов, направили в Орджоникидзе. Дело в том, что здесь сложилась опасная ситуация: к городу подошли немцы, которые рвались в Баку. Враг был практически на подступах к единственной тогда в СССР республике, обеспечивающей страну нефтью и бензином. Тогда еще не было нефтяных месторождений Сибири и нужно было защитить Баку во чтобы то ни стало. Нас отправили прямо на передовую: у Орджоникидзе мы создали оборонительную линию, окопались, хорошо замаскировали технику и стали ждать. Я был артиллеристом-наводчиком. Вдруг вижу, на нас идут два немецких танка. Молодой парень, не нюхавший пороха, первый раз столкнулся с врагом. Стал звать: «Товарищ майор, товарищ майор!», чтобы спросить разрешения стрелять. Товарища майора нет. Пришлось действовать самостоятельно: прицелился, направил и прямой наводкой ударил. Один танк я подбил: он загорелся и остановился, а второй развернулся и удрал. Через десять минут прибегает майор: целует, обнимает, хвалит меня. Сразу же подготовил мои документы для награждения и отправил в Москву. На передовой я пробыл всего три месяца и восемь дней, после чего был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Пока лечился, из Москвы пришел ответ и медаль «За отвагу». Самое большое дело, которое я сделал на войне, это подбитый у Орджоникидзе немецкий танк, и второй — обращенный в бегство. И эта медаль для меня самая дорогая. Правда есть у меня еще одна памятная награда — юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Армянская делегация была приглашена на мероприятия, посвященные 70-летию Победы, в рамках которых состоялось пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, посвященное этой же дате. Оно состоялось в Таврическом дворце Санкт-Петербурга 17 апреля 2015 года. Его провела председатель Совета МПА СНГ Валентина Матвиенко. Она сама приколола мне на грудь юбилейную медаль, сказала очень добрые слова и обняла. Также скажу, что за день до этого, в рамках акции «Эстафета памяти», из моих рук был передан огонь, привезенный из Армении, который объединился с вечными огнями из других стран СНГ.

— А после госпиталя куда вас направили?

— Ранение было очень тяжелым — были повреждены плечо, грудь и пальцы рук. Где-то четыре месяца меня лечили, после чего дали отпуск на 6 месяцев, и я вернулся в Ленинакан. Там узнал, что в самый разгар войны в Ереване открылся Театральный институт, где есть три факультета: актерский, режиссерский и театроведческий. А я мечтал стать актером и до войны играл немые роли в нашем Ленинаканском театре. Но актерская профессия меня пугала: нет ничего хуже, чем быть плохим актером. Можно быть рядовым во многих сферах, но только не в актерской. Одним словом, не решился идти на актерский и поступил на театроведческий факультет. А поскольку это был новый институт, оттуда на фронт не посылали. Так что на войну я не вернулся — в 1944—1949 годах учился в Ереванском театральном институте. По окончании вуза сразу перешел на работу. В разные годы заведовал репертуарным отделом Правления по делам искусства, государственным Домом народного творчества, Ереванским кукольным театром им.О.Туманяна, Ереванским ТЮЗом, Театром музыкальной комедии им. А. Пароняна, Домом актера Союза театральных деятелей Армении. В 1970-80 годы был главным редактором журнала «Культурно-просветительская работа» Министерства культуры Армении, а с 1980-го по 1988-й — главным редактором данного ведомства. Долгие годы — с 1988-го по 2008-й, читал лекции по истории армянского театра в Ереванском театрально-художественном институте.

— Вы написали много книг, посвященных выдающимся армянским деятелям театрального искусства. Какая из них вам особенно дорога?

— Однозначно книга о Фрунзике Мкртчяне, которого считаю одним из самых великих армянских актеров. Мы с ним были знакомы очень давно, со времен юности — Фрунзик ведь тоже родом из Ленинакана. Мы играли вместе, много беседовали, вместе учились в институте. Он и не мог себе представить, что когда-нибудь я напишу о нем книгу. Я был его другом — если не я, то кто бы о нем написал?

— Расскажите, пожалуйста, о Фрунзике.

— В Ленинакане мы играли в одном спектакле: я, не такой талантливый, эпизодическую роль, а он, естественно, более серьезную. Там мы впервые встретились, после чего стали часто ходить друг к другу в гости. Близко знал его брата, отца. Чем больше я узнавал Фрунзика, смотрел его игру на сцене, тем больше удивлялся — откуда такой талант у человека? Хочу сказать одну важную вещь: в России и других странах Фрунзика знают в основном по его ролям в кино. Да и будущие зрители смогут представить масштаб его актерского дарования себе только по искусству кино, в то время как Фрунзик был великим театральным актером. Мы были поколением счастливых, ибо видели его на сцене. И во многом свою книгу я написал потому, что хотел подчеркнуть значимость театрального дарования Мгера Мкртчяна, которого все знают как нашего любимого Фрунзика.

— Чем лично для вас является победа в Великой Отечественной войне и что вы чувствовали, находясь на белорусской земле в качестве участника форума победителей?

— Для меня это великий подвиг, который я ценю очень высоко. А Минск — прекрасный город, красивый и зеленый, где очень сильно ощущаешь теплоту и гостеприимство людей. Многострадальная белорусская земля, ее добрый и отзывчивый народ жестоко пострадали в Великой Отечественной войне. А потому проведение форума в Беларуси имеет большое символическое значение. Все мы, собравшиеся на этом мероприятии, — представители народов-победителей, которые не понаслышке знают, что такое война. К сожалению, ее горькие уроки ничему не научили людей, и сегодня в мире опять идут войны (пусть и не такие масштабные), гибнут люди, рушатся города, сиротеют дети... Форум победителей — наш клич всему миру и народам, которым мы говорим: «нет» самому страшному злу на земле — войне!

Ирина Аброян, г. Ереван.

Загаловак у газеце: Его жизнь — театр

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

На фестывалі згадалі і даўнюю традыцыю — услаўляць завяршэнне земляробчага года абрадамі ў гонар Багача. 

Грамадства

Як у Слаўгарадскім раёне апякуюць пенсіянераў

Як у Слаўгарадскім раёне апякуюць пенсіянераў

Дом у Лапацічах нічым асабліва не выдзяляецца сярод іншых...

Палітыка

Аб чым дамовіліся прэзідэнты Беларусі і Азербайджана?

Аб чым дамовіліся прэзідэнты Беларусі і Азербайджана?

Па выніках перамоў у Мінску яны прынялі сумесную заяву.

Грамадства

Партызанскія рукапісы — бясцэнныя сведчанні ваеннага часу

Партызанскія рукапісы — бясцэнныя сведчанні ваеннага часу

Партызанскія часопісы — насамрэч унікальныя інфармацыйныя зборнікі, значэнне і важнасць якіх разумелі ў тым ліку іх стваральнікі і чытачы.