Вы тут

Екатерина Дулова. Директорский взгляд


Большому театру Беларуси — 90. Славный юбилей в театре отметили блистательным гала-концертом 19 мая, а 25-го давали оперу «Кармен» Жоржа Бизе. Она была первой постановкой театра в далеком 1933-м. Этот знаменательный повод, к тому же в Международный день театра, послужил основанием для встречи генерального директора Большого театра Екатерины Дуловой — доктора искусствоведения, профессора — с представителями СМИ. Она и рассказала, как проходит в театре юбилейный год и с какими проектами, достижениями Большой вступает в новый период своей жизни.


Напомним читателю, что Екатерина Дулова возглавила Большой театр около полутора лет назад, попрощавшись с Белорусской академией музыки, в которой проработала более тридцати лет, из них одиннадцать — ректором. Кроме того, многие знакомы с ней по работе зампредседателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, а также председателем Совета Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Пожалуй, она сегодня одна из самых медийных персон в белорусском научном музыковедении, автор двух монографий и более ста научных работ. И докторская диссертация Екатерины Николаевны будто предвосхитила ее закономерный приход в Большой: «Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII — начала XX века)». Ее родители были музыкантами, оба работали в Белорусской Академии музыки — там до сих пор о них вспоминают. Отец — виолончелист, профессор кафедры камерного ансамбля Николай Семенович Щербаков. Мама — Таисия Алексеевна Щербакова, профессор, доктор искусствоведения, долгие годы входила в состав художественного совета Большого театра. Поэтому с самых ранних лет маленькой Кате оперный и балетный репертуар был хорошо знаком. И вот теперь Екатерина Дулова в Большом уже в совсем другом амплуа! Что подтверждает истину: все в нашей жизни неслучайно. Наверное, поэтому о гендиректоре в театре говорят: человек на своем месте.

Когда ее представляли в театре, Екатерина Николаевна сказала:

— Это огромная честь — возглавить театр, который я знаю с детских лет. Статус Большого театра всегда был чрезвычайно высок. Хочется, чтобы мы продолжали работать ярко, интересно, продуктивно, творчески. Приложу для этого все усилия. Ведь я пришла сюда служить.

Что сегодня она, достойнейший представитель культуры, профессионал высокого класса, и делает. Ибо убеждена, что музыка — это та духовная среда, попадая в которую практически каждый человек чувствует, как пробуждаются в нем лучшие чувства.

Одна из наших коллег в день назначения Екатерины Николаевны на пост генерального директора Большого театра выразила уверенность в том, что как руководитель она принесет с собой возрождение лучших традиций, укрепление структуры театра, обогащение репертуара и совершенствование форм работы со зрителем.

Мы знаем: Большой театр — единый механизм, в котором взаимодействует около 900 человек. В его репертуаре теперь около 80 опер и балетов (национальные спектакли, шедевры мировой классики, современные постановки). Свое выступление перед журналистами Екатерина Дулова начала с акцента: Большой — это не только оперная и балетная труппы, труппа оркестра, хора, миманса, но и немалое количество служб, чья работа направлена на создание постановок. Беседа журналистов с руководителем Большого длилась долго. Это был своеобразный живой отчет о деятельности театра в юбилейный год. То, о чем говорила Екатерина Николаевна, позволило нам еще раз убедиться, насколько глубоко погружена она в дела театра и как безупречно, как говорят в таких случаях, владеет самой разнообразной информацией.

Вы только вообразите, какое огромное количество людей, самых разных специалистов работает в театре! В нашем юбилейном концерте мы попытаемся немножко приоткрыть завесу тайны, рассказать о том, что скрыто от взгляда зрителей. Вы знаете, что в театре есть направление, которое стало чрезвычайно популярным, – экскурсии за кулисы. Они приобретают разные повороты в зависимости от аудитории: малыши ли, взрослые люди, или представители дипломатического корпуса приходят к нам. Как оказалось, для всех посетителей закулисная жизнь театра очень интересна. Поэтому хотим использовать и этот неожиданный ход в праздничном концерте.

Обязательно в концерте «заиграет» каждый из творческих коллективов. Возьмем, к примеру, симфонический оркестр. Это наше достояние. Думаю, не покривлю душой, если скажу как профессионал: сегодня это лучший в стране оркестр, учитывая специфику его деятельности, качество и количество работы. Поэтому выход музыкантов из оркестровой ямы на сцену — большое событие.

В день рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова – 1 апреля – оркестр как раз предстал на сцене Большого театра. Во втором отделении концерта «Музыка без границ» была исполнена 2-я симфония, одна из красивейших и сложнейших партитур Рахманинова.

Огромный успех и аншлаг ждали проект «Шедевры хоровой музыки», который был показан зрителям в юбилейный сезон дважды. По словам Екатерины Дуловой, факт блестящего творческого проявления еще одной единицы Большого — хора, которая работает на высоком профессиональном уровне под руководством народной артистки Беларуси Нины Ломанович, главного хормейстера, был очевиден. В концерте прозвучали хоровые сцены спектаклей, которые были и которые существуют сейчас в репертуаре театра.

— Я хочу подчеркнуть: в настоящее время Большой театр Беларуси базируется на всем лучшем, что было в его прошлом. Театр – это прежде всего передаваемая буквально из уст в уста живая историческая традиция. Она – в именах, в лицах, в сюжетах, в достижениях…

Еще в марте на Белорусском телевидении на канале «Беларусь 3» начался цикл фильмов, посвященных 90‑летию Большого театра. Снято 5 серий. Свои истории рассказали как ведущие артисты, солисты оперы и балета, которых знают и любят зрители, так и люди, работающие в пошивочных цехах, мастерских по изготовлению сценографии, в цехах по освещению спектаклей, за кулисами и даже под сценой, где расположены все необходимые и мощные механизмы, которые приводят ее в движение. Благодаря им создаются всевозможные эффекты, используемые в том или ином спектакле. А 25 мая также на канале «Беларусь 3» был показан фильм о Большом, в котором о родном театре рассказали люди, которые здесь служат.

— Если мы говорим о труппе балета, то она продемонстрировала сейчас высочайшее мастерство, представ, казалось бы, в знакомой, близкой и понятной нам постановке «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Но на самом деле это уже следующий этап в жизни востребованного публикой спектакля. Валентин Елизарьев пересмотрел свою прошлую редакцию (а ставил он балет 30 лет назад!) в ряду еще трех редакций этого исторического произведения. Поэтому сегодня мы видим на сцене совершенно эксклюзивное сочинение. Это и новые декорации, и костюмы… И три или даже четыре поколения танцовщиков, которые в разные годы танцевали в этом спектакле самые разные партии. В качестве репетиторов над балетом работали в том числе Людмила Генриховна Бржозовская и Татьяна Михайловна Ершова, которые в свое время блистали в главной роли – Китри в этом балете. А в образе Дульцинеи сегодня выступает юная, 16-летняя ученица нашего хореографического колледжа. Существует и передается дальше великолепная традиция исполнения этого сочинения. Также это свидетельство того, что белорусская хореография (в данном случае – Валентина Елизарьева) – феноменальное явление нашей национальной культуры. И классика — это явление на века.

Есть еще одно маленькое «предприятие» внутри Большого театра – Детский музыкальный театр-студия. Многие из его бывших воспитанников выросли в известных деятелей белорусской культуры. Кстати, ряд сотрудников Большого театра когда-то были артистами студии, а сегодня, будучи ведущими солистами оперы, выходят на главную сцену.

22 апреля, в праздничные дни Пасхи, зрителей порадовало представление Детской студии, где звучали пасхальные песни.

— Традиционными остаются наши концертные форматы, посвященные, например, празднику Великой Победы и Дню Независимости. Кто-то может сказать, что мы занимаемся непрофильной деятельностью, дело театра – спектакли. А я абсолютно убеждена, что новые режиссерские решения в разных проектах — это замечательно! Концерты Большого весьма востребованы публикой, так почему мы не должны эти запросы удовлетворять? К тому же такой небольшой формат, где представлено сразу несколько сочинений, мы можем легко вывозить и для показов в регионах. Ведь с большими спектаклями есть сложности: такой сцены, как в Большом, не найти в стране.

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы, в Большом театре состоялся 7 мая. В тот день в фойе и в зале царила душевная атмосфера. Было заметно, что и зрители, и исполнители испытывают глубокие чувства. Ведь тема войны и мира для всех нас очень важна, особенно в наши дни. Этот праздник для многих остается значимым. Забыть о нем не дают и проникновенные песни военных лет, песни о войне. Именно они помогали нашим отцам, дедам и прадедам не сдаваться, не терять надежды, выживать, бороться — и побеждать. Эти песни и звучали со сцены Большого театра в исполнении ведущих солистов оперы, артистов хора и оркестра. Были представлены также хореографические композиции. А в финале концерта мы вместе со всеми зрителями, находящимися в зале, стоя исполняли известную песню «День Победы». Этот концерт — первая режиссерская работа на такую сложную тему для заслуженной артистки Беларуси Оксаны Волковой.

. Оксана Волкова и Станислав Трифонов во время концерта, посвященного Дню Победы.

 — То непростое время оставило нам целый пласт настоящего творчества: песни войны, трогательные, мелодичные, щемящие, их очень любят исполнять артисты, их, безусловно, знает наш зритель, — говорила режиссер накануне концерта. — Я постаралась вплести в канву действа и произведения современных композиторов. Мне самой, как музыканту, было интересно предложить оркестру и артистам новые произведения, которые никогда не звучали в театре или не исполнялись конкретными артистами.

Заметим, что и Оксана Волкова исполнила вместе с заслуженным артистом Беларуси Станиславом Трифоновым популярную песню «Шум берез» Константина Орбеляна. Также мы были впечатлены хореографическим номером, который поставил Игорь Колб, главный балетмейстер Большого театра, на мелодию Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера» для Ольги Гайко, народной артистки Беларуси. В зале были зрители самых разных возрастов. Именно такая преемственность поколений никогда не позволит забыть о тех страшных годах.

— А 19 мая у нас — творческая кульминация нашей работы в этом году — Гала-концерт к юбилею театра. Очень хочется, чтобы он был незабываемым, особенным. Но посмотрим, что наши режиссеры предложат. Да, не все они ставят большие спектакли, но умеют работать с другими проектами, создавать сюжеты, которые вызывают восторг у публики. Мне очень бы хотелось, чтобы в концерте была сильная историческая составляющая, в некотором роде воспоминание о том, какой творческий путь прошел театр.

Так и было. В зале присутствовали ветераны сцены, которые создавали историю театра. Их лица мелькали на экране, который поднимался и опускался на переднем плане сцены. С него звучали поздравления от имени Президента страны и других официальных лиц, а также тех, кто любит и поддерживает этот театр, признанный центр мирового оперного и балетного искусства, один из символов национальной культуры. Концерт в режиссуре главного режиссера Большого Анны Моторной и в самом деле был грандиозным. Старт ему был дан звучанием фанфар из увертюры к опере «Орфей». А после мы увидели всех, кто причастен к созданию спектакле. Это было торжественное шествие всего огромного коллектива театра под звуки музыки из оперы «Аида». Программа концерта никого не оставила равнодушным: публика после каждого номера подолгу не отпускала артистов со сцены.

Сцена из концерта «Шедевры хоровой оперной музыки». Февраль-2023.

Как мы уже сказали, дата рождения театра — 25 мая. Традиционно в этот вечер был показан спектакль «Кармен». Заглавную партию исполнила Оксана Волкова.

Во время встречи с журналистами Екатерина Николаевна говорила о традиции благодарности, выражаемой тем сотрудникам, кто завершает свою карьеру или отмечает юбилей. Она считает чувство благодарности одним из самых ценных качеств в человеке. Так, 21 апреля отмечался юбилей балерины, выдающегося педагога, которая когда-то блистала на сцене Большого театра, обладателя медали Франциска Скорины, доцента Академии музыки Ольги Лаппо. В настоящее время она воспитывает звезд. Одна из них, 19-летняя артистка балета Елизавета Мусорина, танцует партию Жизели в одноименном балете.

А 10 мая балет П.Чайковского «Лебединое озеро» был посвящен легендарной балерине – народной артистке Беларуси, которая более 20 лет отдала белорусской сцене и 8 мая отметила свой 90-летний юбилей, – Нине Давыденко. Ровесница театра, в этот вечер она была в зале и ей стоя аплодировали зрители, как десятилетия назад…

— Мне очень нравится выставочная деятельность нашего театра. Это экспозиции, которые мы представляем в фойе постоянно. Думаю, те, кто бывает на наших спектаклях, обратят внимание на одну из неожиданных недавних выставок под названием «Искусство милосердия». Ей предшествовало обращение в театр энтузиастов и представителей Ассоциации зоозащитных организаций. Наши ведущие артисты балета откликнулись на предложение Ассоциации: принять участие в фотосессии, главными героями которой стали животные, нуждающиеся в помощи, — дикие животные и животные-инвалиды. Снова может возникнуть вопрос: для чего это нужно театру? Ответ очевиден: во имя милосердия. К проблеме защиты животных всевозможными путями надо привлекать внимание.

На выставке «Искусство милосердия» в Большом театре.

Эта выставка (автор концепции фотосъемки — главный балетмейстер, заслуженный артист России Игорь Колб) проходила в течение нескольких месяцев. На фотографиях мы увидели и «белорусского доктора Айболита» — это Павел Жульпа, ветврач, член экспертного совета Ассоциации зоозащитных организаций. Он вернул жизнь и веру в людей не одному питомцу. «К этой проблеме просто необходимо привлекать внимание — считает ведущая балерина Большого театра Людмила Хитрова, заслуженная артистка Беларуси. — Да, хочется, чтобы картинка получилась красивая. И она получилась. Но сердце сжимается от жалости, душа щемит, равнодушным оставаться никак нельзя».

— И еще одна выставочная идея воплотится в жизнь. Она возникла недавно. Я, коренная минчанка, сама очень люблю историческую фотографию, снимки, посвященные истории Минска, всё, что связано со старым городом. И мы обратились к Владимиру Лиходедову, обладателю большой коллекции — почти пяти миллионов фотографий и почтовых открыток! — о Беларуси. Я с удовольствием смотрела фотографии, посвященные белорусскому костюму, женскому головному убору. Это потрясающе! Для театра это настолько близкая тема! Но пока мы его попросили для выставочной экспозиции снимки, на которых изображена та часть города, где стоит наш театр. Это уникальные довоенные фотографии. Можно будет увидеть на фотографиях и интерьер театра в самые разные годы.

«Кармен», 1933 год. В центре — Лариса Александровская, народная артистка СССР в роли Кармен.

Есть в Большом театре и образовательные проекты, и культурные программы, о которых говорила Екатерина Дулова. С гордостью сообщила, что тысячи молодых людей, студенты, учащиеся посетили Большой театр в 2022 году — не только как зрители, но и участники творческих акций, экскурсий.

 — Для меня это настоящее счастье! Когда я вижу молодежь в зале, понимаю и радуюсь: наше искусство живо, оно продолжает волновать, вдохновлять. Еще скажу о публике. Она настолько любит наши проекты, которые проводятся в открытом формате, что хочу переговорить с городскими властями, чтобы нам вместе заняться озеленением территории вокруг Большого театра. Хотелось бы, чтобы ко Дню Независимости здесь было больше цветов и красивых кустарников. В 1950-60 годы, если посмотреть старые снимки, буйство красок впечатляло. И сегодня мы можем сотворить подобную красоту вокруг здания! Думаю, нам пойдут навстречу. Также мы будем продолжать летние концерты у красивейшего фонтана перед театром.

Современная «Кармен» — Оксана Волкова, заслуженная артистка Беларуси

Говорила Екатерина Николаевна о посаженных народными артистами Большого пяти дубах у здания театра, о продолжении этой, по ее словам, замечательной традиции – высадки аллеи. Также о том, что артисты театра постоянно выступают на различных сценах страны: за 2022 год было 35 гастролей. И что интересно, артисты, к примеру Современная «Кармен» — Оксана Волкова, заслуженная артистка Беларусиримеру, после выступления в Жодино в ДК БелАЗа попросили организовать им экскурсию по предприятию. Анонсировала директор и премьерные спектакли ближайшего времени. Уже идут репетиции итальянских коллег над оперой «Севильский цирюльник». Также продолжаются июньские проекты: «Балетное лето в Большом» и «Вечера в замке Радзивиллов» в Несвиже.

В июле на нашей сцене пройдут гастроли российских театров. Челябинский театр оперы и балета, к примеру, представит «Бал-маскарад». Есть договоренность с Государственным академическим театром классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва, известного как Moscow Classical Ballet, а также с «Имперским русским балетом» под управлением Г.Таранды (гастроли коллектива пройдут в сопровождении Калужского Симфонического оркестра имени С.Т.Рихтера).

В ноябре мы ждем в Минске обменные гастроли Большого театра России. Будет представлена русская опера и оригинальный балет.  

В апреле на сцене узбекского Большого академического театра имени Навои во время фестиваля «Очарование балета» был показан балет «Спартак» в постановке В.Елизарьева. В ближайшее время Большой поедет по городам России – в Пермь, Тюмень, Казань и Челябинск — с балетом «Лебединое озеро» и «Анна Каренина».

Кульминацией работы Большого театра в юбилейном году стал грандиозный гала-концерт, который прошел 19 мая.

—Я очень рада, что наш театр начал оживать! Еще в январе 2022-го был сложный коронавирусный, постпандемийный сезон. Сейчас публика идет в театр очень активно! Многие спектакли собирают аншлаги. В 2022-м мы провели 350 спектаклей и концертов, а более 200 тысяч зрителей посетили Большой.

Теплой, доверительной была беседа журналистов с генеральным директором Большого театра Екатериной Дуловой. Такого формата встреч, признаться, мы и не припомним из прошлого! На все вопросы, поступавшие от наших коллег, Екатерина Николаевна смогла не просто ответить, а ответить красиво, компетентно и содержательно. Чувствовалось: во многие уголки большого театрального хозяйства этот опытный руководитель успела заглянуть, определиться как с очередностью «текущих задач», так и со стратегией работы на перспективу. Она поблагодарила журналистов за помощь в работе со зрителем. Гендиректор сама предложила помощь тем, кто пожелает глубже вникнуть в театральную кухню.

Участники детского Музыкального театра-студии в Спектакле «Снежная королева».

Что ж, мы не преминем этим воспользоваться и уже внесли на рассмотрение некоторые идеи для «углубленного» сотрудничества. Даже о том, как привлечь больше молодежи в театр, высказали свои соображения. Что тут скрывать: обаяние, полифоничность личности Екатерины Дуловой, если можно так выразиться, привлекают к такому сотворчеству. Мы, кстати, еще вспомнили, как один московский театральный топ-менеджер на прошлогоднем Рождественском форуме с восторгом говорил о том, что с Екатериной Николаевной «мы смогли сделать почти невозможное: за месяц организовать гастроли!». Уже тогда кто-то из коллег сказал о «нашем национальном достоянии под названием Екатерина Дулова». Пишем об этом с большим удовлетворением потому, что уверены: новый генеральный директор на своем посту не «забронзовеет». И непременно, как она и обещала, все силы приложит для служения Большому театру.

В заключение беседы Екатерина Николаевна обратилась к журналистам с пожеланием: «Не так давно в театр пришли 22 молодых специалиста: кто в оперу, кто в балет, также в хор, в оркестр и в мастерские. Я понимаю, что театр делают звезды, зрители идут к нам — на звезд... Но ведь они не сразу стали, образно говоря, светить! Потребовалось время, чтобы достичь уровня ведущих солистов. Мне бы хотелось, чтобы и наша молодежь тоже была в поле зрения журналистов. Ведь попасть, как говорится, в Большой — это уже признание. Сюда можно пройти только по конкурсу! Есть эксклюзивные договоры при распределении молодых людей к нам. Разве не интересны их судьбы!? Думаю, со временем мы предложим вам поучаствовать в проекте «Молодежь Большого».  

Можете не сомневаться, Екатерина Николаевна! Мы поддержим этот проект. Впрочем, как и другие. Потому как понимаем, насколько в любом деле, как и в работе над спектаклем, важна системная, командная работа.

Большой театр сегодня

В репертуаре Большого театра Беларуси — около 80 опер и балетов (национальные спектакли, шедевры мировой классики, современные постановки).

Проводятся крупные форумы и фестивали: Минский международный Рождественский оперный форум, «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», Большой новогодний бал в Большом, «Балетное лето в Большом» и другие.

Из истории:

  • 25 мая 1933г. состоялась первая постановка театра — опера «Кармен» Жоржа Бизе.
  • 10 марта 1939г. открыто новое собственное здание театра. Построено оно по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. В этом здании Большой театр располагается по сегодняшний день. Его адрес: площадь Парижской Коммуны, 1.
  • 1944г. — первой постановкой театра в освобожденном Минске стала премьера оперы «Алеся» Евгения Тикоцкого.
  • 1948г.— завершились работы по восстановлению здания театра: театр, сильно поврежденный в военное время, практически отстраивали заново.
  • 8 марта 2009г. — здание Большого театра торжественно открылось после реконструкции. В церемонии открытия принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
  • 2014г. — коллектив удостоен Премии Президента «За духовное возрождение» за создание и постановку балета В.Кузнецова «Витовт».
  • 2017г. – творческий коллектив постановки оперы Д.Смольского «Седая легенда» в лице Оксаны Волковой, Анастасии Москвиной, Станислава Трифонова, Сергея Франковского, Нины Ломанович, Александра Костюченко удостоен Государственной премии Республики Беларусь
  • 2022г. – Большой театр Беларуси стал победителем Республиканского конкурса на лучшую организацию проводимой работы государственными организациями, подчиненными Министерству культуры.
  • 2022г. – постановка оперы В.Солтана «Дикая охота короля Стаха» (режиссер А.Моторная) была признана лучшим культурным проектом патриотической тематики в номинации «Лучший спектакль музыкального театра».

Валентина и Иван ЖДАНОВИЧИ

Фото предоставлены Большим театром Беларуси

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.