Евгению Ксеневичу, лауреату медали Франциска Скорины, сельчанину по рождению с физико-математическим высшим образованием, удается и музыку писать (он автор более 1000 песен на стихи белорусских и зарубежных поэтов), и бизнесом заниматься, а еще собирать коллекции книг и произведений изобразительного искусства
Говорят, каждому — свое. Вот и Евгений Ксеневич, наш собеседник, как раз из тех людей, которых хватает на многое. Кроме всех прочих дел, около пяти лет ведет в газете «Звязда» рубрику «Песню берите с собой...», продолжая добрую традицию.
«Мелодисты — от Земли, а симфонисты — из города», — поделился своим наблюдением в начале разговора Евгений Антонович. В пример привел композиторов Игоря Лученка, Владимира Будника. И также известных белорусских поэтов упомянул, сказав о них: «Все деревенские, от земли». Есть, безусловно, исключения, а близость к земле, к природе, по его мнению, способствует пробуждению мощных творческих энергий. Так у самого случилось: его таланты взращивались в поселке Зеленый Бор, что в Смолевичском районе, под Минском. Рос Евгений в семье учителей, с детства был приобщен к пению, музыке, художественному слову. Сегодня, имея за плечами 55 лет песенного творчества, он с благодарностью вспоминает родителей, которые привили ему любовь к белорусской литературе и родному краю:
— С самых ранних лет я был окружен книгами: они были во всех комнатах дома, где мы жили. Они достались нам еще от деда. Мой отец постоянно что-то читал. К тому же и мама, и папа были учителями литературы: папа — русской, мама — белорусской. Я впитал с детства глубокое уважение к книгам и чувствовал, что и сам обязан продолжить собирать коллекцию, ведь книги — это круг общения. Благодаря им я имею возможность общаться с Шекспиром, Пушкиным... Книги терпеливо ждут нас на полках, всегда готовые поделиться величайшими мыслями. Не каждый родитель в состоянии дать взрослому ребенку дельный жизненный совет. А человеку необязательно «набивать шишки», делать все ошибки самому: можно ведь прочесть хорошую книгу — и сделать правильные выводы.
В жизни Евгению Ксеневичу повезло и лично познакомиться со многими любимыми авторами, классиками белорусской литературы. Вот как он об этом говорит: «В Минске я жил на одной улице с Нилом Гилевичем, Владимиром Короткевичем, Петрусем Бровкой, Иваном Науменко. Мы ходили в один и тот же книжный магазин — „Веды“... Такая близкость к известным людям давала и мне хороший заряд творческой энергии».
Кстати, мать его, Франя Иосифовна, была ученицей известного педагога, писателя Федора Янковского. Через него в студенчестве и Евгений получал незабываемые жизненные уроки пунктуальности, ответственности, бережного отношения к слову. В то время он учился на физико-математическом факультете в Минском пединституте, а потом там и работал: 12 лет жизни сопряжено с вузом.
В Зеленом Бору и по сей день звучат песни, которые юный композитор написал в школьные годы. А на творчество, можно сказать, благословил его Максим Танк (Евгений Скурко): на стихотворение известного народного поэта Евгений написал одну из первых своих песен. Когда ему исполнилось 16 лет, у него была счастливая возможность пообщаться с классиком, и Максим Танк тогда сказал ему: «Пиши свои песни, если пишется, никого не стесняйся». Что Евгений Антонович и делает. В настоящее время в его творческом багаже их сотни. Много стихов белорусских классиков Евгений Ксеневич положил на музыку: Петрусь Бровка, Петро Глебка, Якуб Колас, Янка Купала, Рыгор Бородулин ... Под упомянутой рубрикой в газете «Звязда» вышло уже более 100 его песен на стихи более чем 60 поэтов: эдакая антология белорусской поэзии в песнях, а также в пространстве и во времени. По сути, только "Звязда «из всех СМИ Беларуси так системно и последовательно добавляет в культурное пространство новые белорусские вокальные произведения. Евгенией Ксеневич уточняет: «И это все песни, ранее не публиковавшиеся. Веду я рубрику с октября 2017-го, сам готовлю ноты, другие материалы к печати». В прошлом году, который был в Беларуси объявлен Годом исторической памяти, он подавал новые песни на произведения поэтов-юбиляров и тех, чьи судьбы с газетой пересекались: на стихи об Отечестве, о победе в Великой Отечественной войне, матери, школе, любви... Теперь уже можно, говорит, составить и солидный сборник песен с нотами на стихи белорусских поэтесс. Мечтает композитор также сделать цикл песен на стихи поэтов мира в белорусских переводах. Один из сонетов Шекспира, переведенный писателем Алесем Бадаком, уже стал песней. В планах и сборник под названием «100 поэтов — 100 песен». Евгений Антонович счастлив, что белорусские поэты охотно с ним сотрудничают. Впрочем, его творческий полет не замыкается только на поэзии белорусской. Создал Евгений Ксеневич еще в 1993 году рок-оперу на стихи российского поэта Петра Вегина, и как раз оттуда, образно говоря, полетела в свет известная песня «Лет лебединый». Подготовил Евгений Ксеневич и цикл песен на стихи Расула Гамзатова: к 100-летию известного дагестанского поэта.
Много сил и времени он отдает на то, чтобы в разных уголках страны больше звучали белорусские песни. Когда ездит в качестве приглашенного гостя на фестивали, творческие конкурсы, то ищет, присматривается там к молодым исполнителям, предлагает некоторым свои клавиры, потом присылает и фонограммы. А еще радуется, что белорусские песни поет и его 10-летний сын Антон. Говорит, что Антон подает большие надежды и, возможно, реализует в жизни свой талант как певец.
Сейчас наиболее плодотворное творческое сотрудничество у Евгения Ксеневича складывается с группой «Новый день» из Жодино — города белорусских автомобилестроителей. Он высоко оценивает работу ансамбля: «Новый день» — уникальный коллектив, который продолжает мелодические традиции, заложенные Владимиром Мулявиным и его «Песнярами». Коллектив уже становился обладателем Гран-при на международных конкурсах «Весенняя волна-2015» и «Мировые таланты-2017», проходивших в Москве.
Заметим, что народный вокально-инструментальный ансамбль «Новый день» был организован в 2007 году по инициативе самодеятельных музыкантов-энтузиастов. В прошлом году в конце апреля, когда «Новый день» с аншагом отмечал 15-летие во Дворце культуры БелАЗа, то и произведения композитора-песенника были красиво представлены на концерте. И 70-я годовщина самого Евгения Антоновича приближалась, так что, говорит, двойной праздновали юбилей. В концерте участвовал и заслуженный артист Беларуси Александр Солодуха, к которому Евгений Антонович относится с огромным уважением. Вот как о нем говорит: «Саша — профессионал и большой трудяга. Мы познакомились много лет назад, я просто предложил ему свои песни. Он сразу понял, что этот материал может выстрелить. Я рад, что моя песня „Лет лебединый“ на стихи Петра Вегина, появившаяся в репертуаре Солодухи в далеком 1993 году, звучит на всех его концертах до сих пор». Был весьма рад Евгений Антонович, что имел возможность пригласить на праздник друзей, земляков, одноклассников: ведь и Зеленый Бор — это же, можно сказать, Жодинский регион.
Еще Евгений Ксеневич испытывает теплые, земляческие чувства к местам и людям из прежнего Игуменского уезда: сейчас его территорию занимают ряд районов, среди них и Червенский (Игумен в 1924-м переименовали Червенем), а также Пуховичский, Березинский, Узденский и частично Смолевичский. «Хочется, чтобы о наших земляках, о талантливых уроженцах тех мест больше знали в Беларуси, в мире, — признался нам Евгений Антонович. — Вспомним таких личностей, как художники Валентий Ванькович, Аполлинарий Гаравский, академик Николай Борисевич... Все из наших мест. Я делаю все для того, чтобы создать новый турмаршрут, устраивать художественные пленэры в честь земляков-художников, широко отмечать памятные даты. Кстати, в 2023-м — 100-летие ученого с мировым именем Николая Борисевича, который в 1969-87 годах занимал пост президента Академии наук БССР, а родом он — из поселка Лучный Мост Березинского района».
По мнению собеседника, в каждой песне главное — мелодия. Рассуждает: «А вот как ее создавать? Этому, по-видимому, не учат даже в консерватории. Уметь создавать мелодии — это своеобразный дар, и он у тебя либо есть, либо нет. Поэтому я особо не огорчаюсь, что не имею консерваторского диплома. В консерватории же учат записывать музыку, оркестровать, исполнять ее, но не сотворять мелодии». А ему, говорит, лично создавать песни, попадать в мир гармоний помогает глубокое знание произведений живописи, понимание закономерностей развития изобразительного искусства, большой опыт знакомства с шедеврами в лучших художественных галереях мира. Полезно композитору и увлечение литературой, книгой. Евгений Антонович за полвека собрал уникальную библиотеку, а в ней и большое собрание поэзии, песен (с фонотекой). И в той сокровищнице можно увидеть россыпь небольших «золотинок»: библиотеку миниатюрных книг (их более тысячи) со всего мира. В коллекции много изданий с ценными автографами. Есть в книгосборе чрезвычайно редкие издания. Например, оттуда в Национальный исторический музей переместился двухтомник Льва Сапеги, канцлера Великого Княжества Литовского (1589–1623): с суперэкслибрисом, изданный в начале ХVII века.
Знают в Беларуси Евгения Ксеневича и как опытного коллекционера произведений искусства: он собирает живописные произведения современных мастеров, преимущественно в стилистике белорусского авангарда второй волны. «Коллекция достаточно большая, и мне приносит удовольствие демонстрировать произведения из нее в хороших выставочных залах, — рассказывает наш визави. — Уже проведено 12 музейных выставок, в том числе в Гомеле, во дворце Румянцевых-Паскевичей». Такие проекты, по его мнению, это скорее акты меценатства, чем артбизнеса, они направлены на сбережение произведений, на расширение знаний о белорусском творческом потенциале. Планирует, что работа в этом направлении продолжится.
Закономерно возникает вопрос: откуда у Евгения Антоновича средства на то, чтобы двигать различные культурные проекты, включая благотворительные? Он и не скрывает, что имеет свой бизнес. Работая в пединституте, он мог написать и защитить кандидатскую диссертацию, со временем, возможно, стать профессором, однако вовремя понял: не его это путь. "Говорят, фамилия Ксеневич от греческих купцов происходит, вот, видимо, и сработали во мне во времена перестройки их гены, — шутит. — Как только разрешили в СССР кооперативы, то я сразу же оказался на той рискованной волне предпринимательства. Занимался с друзьями культурными проектами, занимался и поставкой компьютеров в Беларусь. Покрутился по делам бизнеса и в Москве, и в Санкт-Петербурге. И в конце концов с коллегами мы основали белорусскую фирму, которая и сегодня успешно работает.
Вот таким путем идет по жизни Евгений Ксеневич: удается ему сочетать на нем и творчество, и бизнес, и благотворительностью в меру сил заниматься. Гордится и тем, что хорошо знаком и продолжает общаться со многими выдающимися личностями, среди которых художники, писатели, актеры, журналисты, ученые, бизнесмены, дирижеры, коллекционеры, государственные деятели... Ему, говорит, в жизни повезло: есть от кого интересными мыслями подпитываться, чему-то учиться, есть с кем и дружить, чем-то своим делиться и деловые вопросы решать.
Иван и Валентина ЖДАНОВИЧИ
Фотографии из личного архива Евгения КСЕНЕВИЧА
Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.
На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.
Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.