Вы тут

Можно ли дарить нож?


Софья Парфирьевна Н. из Минска задала вопрос: «Молодым на свадьбе подарили ножи. Жизнь у них не сложилась — пожили только год. Старшие люди сказали потом, что дарить ножи довольно плохая примета. Ножи эти у нее хранятся и сейчас. Что с ними делать?»


В сакральном языке обрядовых практик белорусов немало регламентаций связано с существованием и использованием бытовых вещей крестьянина. Причем чаще всего они имеют характер точно сформулированногт запрета, суть которого не подлежит обсуждению: так надо — и все тут! Например, не давай взаймы соседу ничего в большой праздник, особенно соли и огня. К этому ряду относятся многие предметы домашнего обихода и бытово-хозяйственного пользования, в том числе и нож.

Предметы домашнего быта и хозяйственные орудия труда в народном обиходе делилсь на мужские и женские. Мужское начало символизировали острые, колючие, режущие предметы: топор, нож, игла, молоток, брусок, что косу точит, и другие. Ряд вещей символизировал женское начало: дежа, подойник, кувшин, миска, ложка, серп, подкова и другие. Довольно часто эти вещи образовывали символическую «семейную пару»: ключ и замок, прямой нож и закругленный серп, прямая игла и загнутая шпилька, прямой крюк и согнутая петля, дышло и дуга, оглобля и хомут и др.

Возможно, это функциональное, семантическое и знаковое разграничение «парных» предметов хоть в какой-то степени поможет понять причину того, почему ножи никогда не были предметом, который дарили родным и близким, а тем более молодым на свадьбе.

Обрядовые ситуации, в которых нож является главным атрибутом, довольно многочисленны и разнообразны. Но многоплановые контексты сводятся к двум основным функциям — предостерегать, защищать и делить, отрезать, отделять, разобщать. Упомянем несколько ситуационных примеров.

Совершенно неожиданно нож оказался самым востребованным предметом в течение первого года жизни новорожденного. Ко времени крестин нож, который лежал под покрывалом в коляске, оберегал некрещеного ребенка, «если бы его не подменила нечистая сила». Когда же по деревне несли покойника, мать клала нож в коляске ребенка острием к улице. Чтобы по дороге в храм к ребенку не прицепились «сглазы», мать клала на пороге нож, а крестные родители должны были переступить через него. Если же ребенок пугался, то его «мерили» ножом, чтобы тот «втянул», то есть забрал, в себя испуг.

Нож выполнял свою главную роль как предмет, который делил целое на части. Это бытовая функция осмыслена в традиционной культуре по-своему и стала основанием для возникновения определенных ограничений и требований. Так, приобретать нож должен только хозяин; видно, поэтому считалось, что и нарезать хлеб тоже должен мужчина.

Функция дележа, отлучения, отграничения, которая была закреплена за ножом, родила ряд запретов, связанных с поведением людей за столом, который наоборот, являлся символом объединения, соединения, сближения. Например, считалось, что тот, кто ест с ножа, будет нетерпимым, злым, «острым на язык», а потому от него отвернутся люди. Каждая воспитанная в традициях хозяйка знала, что нельзя оставлять нож на столе и особенно воткнутым в хлеб, так как это приведет к тому, что домочадцы будут постоянно ссориться между собой; именно поэтому запрещалось класть нож на столе между мужем и женой.

Для любознательных читателей наших дискурсов обращаем внимание, что речь идет не о столовых ножах, которые идут в паре с вилкой, а о том ноже, которым «работают» на кухне, когда готовят еду.

Мудрая хранительница народных традиций Мария Ивановна Солонович из деревни Любоничи Кировского района рассказывала: «После свадьбы через дней десять я прибежала домой и говорю маме:« Мамуленька, я хочу вернуться домой! »Мать положила на стол непочатую буханку хлеба, отрезала кусок и сказала: "Смотри, доченька, вот обратно  не прилепишь. Как этот кусок назад не приклеить, так и ты живи с мужем, и к нам не возвращайся!"

Когда молодые должны сидеть в течение свадьбы за одним столом, на одном кожухе, когда их заводили за стол со связанными руками, то понятно, что подарить им нож могло означать только одно — желание, чтобы этот семейный союз был недолговечным.

У белорусов считали, если девушка подарит своему парню ножик — их свадьбы не произойдет: с женихом случится беда. А среди скандинавских народов до нашего времени бытует поверье: если в день свадьбы невеста дотронется до ножа, она может остаться бездетной. Посоветовать автору письма можем следующее: подаренные ножи необходимо выбросить, а лучше всего любой ценой уничтожить.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «о родстве».

Выбар рэдакцыі

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Піць — хваробу лячыць...

Эканоміка

Ці паўплываюць буйныя спартыўныя спаборніцтвы на кошт арэнды жылля ў Мінску

Ці паўплываюць буйныя спартыўныя спаборніцтвы на кошт арэнды жылля ў Мінску

Рынак нерухомасці заўсёды нестабільны перад значнымі мерапрыемствамі, якія прыцягваюць турыстаў.

Спорт

Якаў Зянько: На лёдзе даю  волю эмоцыям

Якаў Зянько: На лёдзе даю волю эмоцыям

Ён — адзін з нямногіх прадстаўнікоў беларускага фігурнага катання на міжнароднай арэне.