26 сентября, среда

Вы здесь

Участились случаи мошенничества в отношении пенсионеров


Они обычно в числе первых, кто откликается на предложения финансовых пирамид, торговых сетей, различных фирм и фирмочек из сферы услуг приобрести что-то вроде бы очень полезное по сниженной цене. Этим и пользуются мошенники. Ими, в частности, разработаны технологии обмана и навязывания ненужных товаров и услуг под видом заботы о вашем благополучии и здоровье.


Не знала баба хлопот... да приобрела фильтр

Где-то в первой половине дня к почти 80-летним Антонине Николаевне и ее мужу Борису Степановичу, которые, между прочим, живут на проспекте Газеты «Звязда» в Минске, пришла соседка по квартирной площадке с новостью: «ЖЭС вместе с «Водоканалом» проводят собрание жителей подъезда. Что-то по поводу качества водопроводной воды».

Вопрос этот не слишком сильно волновал Антонину Николаевну, но почему бы не послушать знающих людей? Может, что-нибудь новое скажут... Новое на собрании действительно прозвучало из уст представителей одной фирмы, занимающейся распространением фильтров для воды. Именно они, как оказалось потом, инициировали это собрание. И говорили только они. Точнее, пугали пенсионеров плохим качеством водопроводной воды, которое, кроме того, имеет тенденцию ухудшаться. Здесь, мол, один выход: поставить фильтр. И таким образом создать надежное препятствие плохим, а то и вовсе опасным веществам, которых много в воде из-под крана. А поскольку представители ЖЭСа и «Водоканала» отсутствовали (их, как потом выяснилось, и не думали приглашать), то полет фантазии представителей фирмы был на высоком уровне: мол, для полного счастья только этого фильтра вам и не хватает.

В качестве главной приманки использовали огромную 50-процентную скидку для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и многодетных матерей. Здесь Антонина Николаевна сказала: «А мы с мужем оба инвалиды: муж первой группы, инсультник, а я - второй». В ответ: «Вам повезло. Вот вам в первую очередь поставим фильтр. Только нужно ваши документы об инвалидности посмотреть». Пока листали документы, что-то переписывали, сантехник из фирмы быстро, буквально за 10 минут, приспособил на кухне под мойкой фильтр. С чем пенсионеров-инвалидов гости сердечно поздравили.

Потом Антонина Николаевна вспоминала, что они будто зомбировали ее: буквально заболтали, дали подписать какие-то бумаги. Немного, правда, помрачнели, когда узнали, что у новых счастливых обладателей фильтра нет при себе наличных денег - только банковская карточка. Женщину даже хотели на автомобиле подвезти до ближайшего отделения Беларусбанка, но она на тот момент не смогла оставить больного мужа одного. Правда, представители фирмы сильно и не настаивали: договор подписан, значит, заплатят. Куда денутся. На том и распрощались.

Антонина Николаевна сразу позвонила дочери и похвасталась фильтром: мол, повезло, с большой скидкой приобрела. Та почувствовала что-то подозрительное в действиях фирмы и посоветовала мать не торопиться с оплатой, пока она сама не увидит и фильтр, и договор. Мать должна была, согласно договору, заплатить 320 рублей. Причем в нем не указывалась отдельно цена фильтра и стоимость установки.

Дочь внимательно изучила все обстоятельства этого вопроса и пришла к выводу: ее родителей банально развели на деньги. Ведь аналогичный по качеству фильтр можно было приобрести в Минске за сумму от 80 до 120 рублей - и без всяких «скидок». Неужели 10-минутная услуга по его монтажу стоит 200 рублей? Оказалось, что на самом деле никакой скидки и не было: исключительно манипуляция цифрами. Чтобы разойтись с миром, дочь предложила фирме забрать фильтр, так как оплаты не будет. Ответ был категоричен: договор подписан, платите, иначе «встретимся в суде».

Через некоторое время из суда Московского района Антонине Николаевне пришла бумага, согласно которой необходимо было отвечать на иск фирмы. Надо сказать, что к рассмотрению дела дочь, которая взяла на себя судебные заботы матери, основательно подготовилась. Изучила соответствующие законы и инструкции, «залезла» в интернет, где нашла братьев-союзников по несчастью - также пострадавших от агрессивной политики этой фирмы. Один бедолага, матери которого тоже продали аналогичный фильтр, проверил его на качество очистки воды. Она лишь немного смягчилась, а вот остальные характеристики не изменились. Много полезного дочь узнала в обществе защиты потребителей, где на названную фирму было уже составлено целое «досье». Обратилась в «Водоканал» и ЖЭС, где выяснила отдельные интересные моменты.

Не будем подробно пересказывать все перипетии судебного дела, скажем только, что фирма суд не выиграла. Правда, Антонине Николаевне пришлось подавать встречный судебный иск. Но содрать деньги с пенсионеров фирме не удалось.

Какие выводы можно сделать из этого дела?

Первое и главное: не верьте на слово красноречивым и обаятельным представителям различных, иногда с причудливым названием, коммерческих структур, которые неожиданно появляются на пороге вашего дома. У них одна задача: продать свой товар. Здесь все идет в ход, но акцент делается на якобы рекордные скидки по сравнению с другими продавцами аналогичных изделий. Поэтому не соглашайтесь сразу на «выгодную услугу», посоветуйтесь с родственниками, друзьями, знакомыми, поищите такие изделия в интернете, сравните цены.

Во-вторых, не давайте паспорт незнакомцам для переписывания ваших личных данных в какой-то там договор. Вы же в магазине приобретаете товары без паспорта, единственная связь после этого с продавцом - чек. Без него невозможно вернуть товар обратно в надлежащий срок. А бумажка с вашей подписью потом оказывается серьезным документом против вас, а именно договором подряда об оказании вам услуг по установке, как в нашем случае, фильтра.

В-третьих, если вас уговорили подписать какой-то документ и вы даже заплатили, то это не значит, что все потеряно. Есть служба по защите прав потребителей, юридические консультации, а значит, и шанс вернуть деньги. Не такие уж они мудрые, эти мошенники, чтобы все предусмотреть.

Желающих нас обмануть не становится меньше

А в прошлом году, например, в «моде» был ремонт пластиковых окон. Пожилым людям обычно звонила вежливая девушка и с радостью сообщала, что на этой неделе в их доме или квартале проводится акция по ремонту окон, а пенсионерам предусмотрены значительные скидки. Если вы не против, то вас посетит их представитель, который, к счастью, сегодня работает рядом с вашим домом. Он оценит состояние окон, даст советы, что-то подскажет... Услуга бесплатная. Обычно люди соглашались. Быстро приходил чисто одетый и культурный молодой человек со своими бахилами (чтобы случайно не запачкать ваш пол) и внимательно осматривал окна, находил немало скрытых дефектов и признаков почти 100-процентной изношенности оконных механизмов (фурнитуры), которые через определенное время сломаются, и тогда придется ставит новое окно. Эксперт выдерживал паузу, а затем с серьезным видом предлагал ремонт с существенной скидкой. Пожилые люди нередко соглашались, подписывали тут же договор. А потом узнавали, что их «развели», так как ремонт трех окон стоил, как одно новое.

Есть категория дельцов, которые, наоборот, готовы избавить вас от забот, оказать услугу, даже что-то заплатить. Сегодня у части населения стало много лишних книг. Нет уже былой жажды к литературе. Читают меньше, люди иногда не знают, куда деть старые издания. Выбросить жалко, отдали бы кому-нибудь, а мало кто берет. И здесь появляются скупщики книжек, которые в бесплатных рекламных изданиях размещают объявления вроде «Куплю книги». Они действительно за небольшие деньги приобретают отдельные издания. Говорят, что для себя, но чаще ради перепродажи. Однако под их маркой нередко в квартирах минчан, жителей других городов появляются охотники за раритетами. Они вроде бы с интересом смотрят книги вашей библиотеки, что-то откладывают в сторону, спорят о цене. Однако больше всего их интересуют редкие, преимущественно дореволюционные, издания или издания советского периода обычно до 1930 года.

Если раритетов нет, то гость как-то постепенно переводить разговор на наличие в доме старинных вещей, монет, украшений, открыток, статуэток, боевых наград, военной формы (особенно в почете генеральская), предметов сталинской эпохи и т. д. И иногда везет: несведущий человек может продать за совсем небольшие деньги редкую вещь, за которую у заядлого коллекционера можно «наварить» во много раз больше. Поэтому будьте бдительны.

Леонид ЛОХМАНЕНКО

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Бывший Белорусский военный округ считался одним из самых мощных в СССР.  

Общество

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

«Если у вас открылся рот, чтобы накричать на ребенка, остановитесь хоть на секунду...»  

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.