Вы здесь

Как живет исчезающая деревня Концики Пружанского района


Скоро десяток лет, как Александр и Мария Фаустовна Петруковичи остаются единственными жителями небольшой деревни Концики, что спряталась в лесах, на самой границе с Березовским районом. За лесом немного пройти — и березовская Малеч. А название, по мнению матери и сына, происходит от слова «кончики», что есть на конце, на углу бывшей барской усадьбы, которая здесь раньше располагалась. От того имения фактически ничего не осталось.


— Но память, оказывается, живет. Ведь периодически наведываются какие-то люди с металлоискателями, — рассказывает Александр. — Один раз они даже показывали карту 1900 года, на которой усадьба обозначена. Да никогда не слышал, чтобы те черные копатели нашли что-то ценное. Развлекаются люди, когда работы не имеют.

Работы же у жителей Конциков хватает. Об этом свидетельствует огород, цветники, двор — все идеальной чистоте. Мы с председателем Линовского сельского Совета Татьяной Мордань вынуждены были признаться, что такого порядка не видели на сельских подворьях вообще. Обычно в эту пору огороды стоят ну не очень чистые. А тут: ни зелинки там, где недавно была картошка, и там, где еще растут помидоры, а другие бывшие грядки выглядят как фото на страницах специализированных журналов. Все бы ничего, если б наши герои были молоды и здоровы. А тут немного другой случай.

Александр — инвалид по зрению первой группы, его 87-летняя мама передвигается только с помощью палки и то с большим трудом, так как сильно болят ноги. «Если упадет, приходится поднимать, сама уже не сможет», — рассказывает сын. Но свои недуги бабушка Мария не считает причиной для того, чтобы сесть в кресло и ничего не делать. В огороде она все равно умудряется откровенничать. Этим летом еще и колодец сама покрасила. 

Она и завтрак, обед, ужин сама готовит. Сын приносит все ингредиенты для супа или второго блюда, мать и овощи почистит, и все покрошит, устроит в кастрюлю, ему остается поставить сосуд на огонь. Татьяна Мордань обращает мое внимание на алюминиевые кастрюли, которые стоят на плите. Они выглядят как вчера купленные, так как до блеска начищены. И в доме все словно перед праздником: стол с чистенькой скатертью, цветастые занавески, самотканые половики. Да и сама хозяйка сидит в очень аккуратненькой одежде. А ведь мы заглянули сюда по дороге, заранее не предупреждали.

— Все же есть аристократическая жилка у нашей Марии Фаустовны, — говорит Татьяна Николаевна. — И проявляется она в образе жизни, который подразумевает абсолютную чистоту и порядок, что не зависят от здоровья, самочувствия хозяев. Уже сколько лет сюда заезжаю и любуюсь ими.

Сейчас, конечно, матери во многом помогают дочь с мужем, живущие в Пружанах. Уже несколько лет, как последние жители Конциков не держат подсобное хозяйство. Раньше и куры, и свинки были. Сейчас, по словам Александра, живут с автолавки. Два раза в неделю машина приходит под дом, и все необходимые продукты можно купить.

Мария Фаустовна сама родом из соседней деревни Зеневичи. В Конциках они с мужем купили небольшой дом в 1964 году. Сейчас это дом используется как летняя кухня. Рядом хозяин возвел новый просторный дом для семьи. Владимир Николаевич работал на пилораме и был отличным плотником. Не один дом построил людям в окрестности. «А здесь каждая дощечка им облюбованная», — вспоминает бабушка Мария. 

Воспоминания даются нелегко главным образом потому, что бабушка почти совсем не слышит. «Иди сюда, Саша, — зовет она сына, — будешь моим переводчиком». А он-то привык говорить с матерью, она и по губам его понимает. Так вот с помощью сына хозяйка рассказала, что более двадцати лет работала на ферме, телят смотрела.

— В группе насчитывалось 30 бычков. Все руками надо было делать: и корма натаскать, и воды, навоз из стойл убрать. Иногда казалось, что по пояс того навоза нагребешь. Трудно было, и плакала, и увольнялась, а потом снова выходила на ферму, ведь где тут еще работу найдешь. Теперь и доярки, и смотрители работают в чистоте. А мы тогда... Вот и у нас в 80-х построили новую ферму, а мне время пришло на пенсию идти, — рассказывает Мария Фаустовна. — Да и все женщины из Конциков работали на ферме. Татьяна и Елена Мацкевич, Мария Ковальчук, Татьяна Ярась, Анна Панасенко... Хорошие были, трудолюбивые женщины. Все уже мои подруги умерли. По трое-четверо детей имели. Дети разъехались, в родительские дома заезжают редко. Раньше часто ходила на кладбище. Теперь там вся деревня. А я уже не дойду туда.

— Еще несколько лет назад мать ездила на велосипеде в Бакуны в магазин, на ФАП, — добавляет сын. — Теперь вот фельдшер из Бакунов Ольга Потапчук к нам иногда заезжает. Ну а еще милиция заглядывает, — дачники вызывают, когда у них воры в сарай или гараж влезут. Летом в несколько домов приезжают люди из города. А осень придет — остаемся одни, сидим неделю, ждем, пока родственники в выходные приедут. Но с Концик своих никуда не поехали бы.

Светлана ЯСКЕВИЧ

уасkеvісh@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.