Вы здесь

Как улучшить жизнь людей с особенностями?


В последнее время много говорится о проблемах людей с инвалидностью. И понятно почему — потому что они есть. Хотя мы не стоим на месте и государство старается защищать права этих людей. Сегодня нельзя сказать, что наши законы в чем-то противоречат нормам Конвенции ООН о правах инвалидов. Но, например, конвенция устанавливает запрет всякой дискриминации по признаку инвалидности. Но что считать дискриминацией? У разных людей по этому поводу может быть разное мнение. Поэтому мы не преодолеем ее, если не конкретизируем, что же это такое и какие у нее признаки и не пропишем это четко и понятно в законе. И это не единственный вопрос, который ждет уточнения.


Поэтому депутаты Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси начинают работу по подготовке законопроекта «Об изменении законов по вопросам социальной защиты инвалидов». Недавно комиссия провела выездное заседание, на которое были приглашены представители самых различных министерств и ведомств, а также общественных объединений людей с инвалидностью. Его целью было проговорить основные болевые точки и услышать конкретные предложения всех заинтересованных участников.

Вопросов для обсуждения оказалось много. Например, по мнению заместителя министра труда и социальной защиты Александра Румака, нам нужно отрегулировать вопросы придания людям с инвалидностью права на участие в культурной и спортивной жизни общества и четко прописать это в законодательстве.

Очень важно обеспечить для них беспрепятственный доступ к жилым объектам, как и к объектам социальным, инженерным, транспортным, ко всей инфраструктуре в целом. Для этого нужно законодательно отрегулировать порядок обустройства безбарьерной среды в домах и квартирах, где живут инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а также обустройства безбарьерной среды в местах общего пользования.

Ведь нередки случаи, когда человек на коляске поднялся по пандусу, но войти в здание не может. Почему? Либо ширина дверей не соответствует нормативам, либо оказываются еще ступени, по которым взобраться человек с инвалидностью не в состоянии. Так, в нашем законодательстве есть все соответствующие нормы, но практика показывает, что часто возникает много вопросов, особенно это касается обустройства безбарьерной среды в месте проживания инвалида. Например, у нас во многих зданиях лифты почему-то начинаются со второго этажа и пандусов к ним нет. Мы стараемся исправить ошибки строительства прошлых лет, но это происходит с большим трудом. И человеку с инвалидностью часто приходится прилагать много усилий, чтобы воспользоваться своим правом на доступную среду.

Или еще пример: во многих минских гостиницах уже оборудованы номера для людей с инвалидностью. Но, как отметил заместитель министра труда и социальной защиты, общественный контроль обнаружил, что лишь малая их часть соответствует тем требованиям, которые бы обеспечивали беспрепятственный доступ для людей с инвалидностью. Поэтому необходимо прописать вопросы контроля и ответственности за несоблюдение установленных требований по созданию безбарьерной среды.

А что такое ситуационная помощь? В законе нужно расписать, что это значит, прописать нормы и урегулировать порядок ее оказания человеку с любым видом инвалидности. Какую конкретно он будет получать помощь? Какой будет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание такой помощи?

Если взять ситуацию с адаптацией и социальной реабилитацией людей с инвалидностью, то их невозможно назвать полноценными, если в результате инвалиды не смогут работать. Если человек хочет работать, общество должно обеспечить ему это право. Для этого существует механизм квот. Если это будет прописано законодательно, руководители предприятий будут видеть и свою личную ответственность за социальную адаптацию инвалидов: есть определенные квоты, и столько человек с инвалидностью они должны принять на работу. И нужно оборудовать рабочие места для этих людей, создать необходимую инфраструктуру, которая будет обеспечивать возможность движения и т.д.

В общем, уже понятно, что в этой работе должно участвовать все общество, а не только одно Министерство труда и социальной защиты.

* * *

Важные нововведения, касающиеся людей с инвалидностью, планирует внести в свою работу Министерство здравоохранения. Ведомство сейчас начинает работу над пилотным проектом по определению инвалидности по новому критерию. Вместе с тремя группами инвалидности планируется определять еще и процент степени выраженности нарушения функций организма. Он будет варьироваться от 10 до 100 процентов с шагом в 10 процентов, что, по мнению многих специалистов, позволит более объективно подходить к установлению инвалидности. В Минздраве планируют отработать это нововведение в нескольких районах страны, при положительных результатах оно будет закреплено нормативно, заявила заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи и экспертизы — начальник управления медицинской экспертизы Ирина Киреева.

Дискуссионным оказался вопрос, связанный с введением ответственности человека с инвалидностью за уклонение и отказ от реализации индивидуальной программы реабилитации. Минздрав предлагает такое нововведение в связи с очень высоким процентом невыполнения программы профессиональной реабилитации инвалидов. Понятно, что в ведомстве есть веские аргументы для такого решения. Но свои аргументы высказали и участники заседания. Так, председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко задался вопросом о правах пациента, в которых записано, что каждый гражданин имеет право отказаться от лечения. А председатель Белорусского общества инвалидов Владимир Потапенко отметил, что при составлении этой программы нужно оценивать не только медицинские, но и социальные факторы. Как и директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский, который заявил, что МРЭК определяет программу реабилитации исходя в основном из диагноза и практически не учитывает социальное окружение, в котором живет человек: деревня это или город, есть там какая-то инфраструктура или нет... «Мы пока идем по медицинскому пути, когда оцениваем только нарушения здоровья и не оцениваем процент включенности человека в окружающую жизнь, — заявил Сергей Дроздовский. — Это важно, но этого недостаточно. Потому что бывает, что формально человек вроде бы не подходит под определение инвалида, но он живет в состоянии инвалидности, потому что окружающая среда навязывает ему это состояние. И эту проблему надо решать...»

Это, кстати, основной вопрос, который стоит перед специалистами и нашим обществом в целом: как перестать видеть в инвалидности только медицинскую проблему и понять, что это в первую очередь проблема социальная? Важным моментом является и то, что до самого последнего времени в Беларуси человек с инвалидностью рассматривался как объект социальной поддержки, но теперь, с принятием и ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов, ситуация кардинально изменилась, превратив человека с инвалидностью в объекта социальной защиты в полноправного участника отношений по выполнению и реализации собственных прав.

  • Всего в Беларуси насчитывается 564 967 человек с инвалидностью (по состоянию на 1 января 2018 года). Из них 87 930 имеют инвалидность 1 группы, 265510 — 2 группы и 180522 — 3 группы. В стране также есть 31 005 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
  • Больше всего людей с инвалидностью в Минске (124 681 человек) и Гомельской области (91 398). Меньше всего — в Витебской области (58 744).  

Светлана БУСЬКО

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.